В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В поисках своего языка и тех, кто его понимает Назад
В поисках своего языка и тех, кто его понимает
1981 год. СССР. Застой. Партийные съезды. Речи Леонида Ильича. Продолжительные аплодисменты. 19-летний Игорь Алейников мечтает снимать кино. Он покупает любительскую кинокамеру и направляет ее объектив в окно, на телеэкран, на иллюстрации из книг про "разлагающееся буржуазное искусство" и на картинки в журнале "Америка". Иногда он выходит с кинокамерой на улицу, но ему нужно быть осторожным - милицию раздражают молодые люди с кинокамерами. Дома он проявляет отснятые пленки и склеивает свои первые фильмы, руководствуясь лишь собственными ощущениями и ассоциациями: он создает свой киноязык, огораживая личное пространство на территории общественной демагогии и кинематографических штампов. Те, кто поймет его киноязык, смогут понять его самого. И тогда он и его кинокамера перестанут быть одиноки.

Игорь Алейников: "Я все время нахожусь в каком-то глубоком трансе. Отчетливо понимаешь, что все, конец, дальше некуда. Я чувствую, как чуждая внешняя система прилагает все свои силы, чтобы разрушить единственную мою ценность - мою систему."

Евгений Юфит: "Явился молодой человек в очках, с бородой, очень серьезный, прилично одетый. Всем своим обликом он приятно контрастировал с собравшейся оборванной шантрапой. Он сразу вызвал у меня очень положительные эмоции, а когда показал свои фильмы, я окончательно убедился, что мужчина матерый. Игорь всегда сохранял очень серьезное выражение. Он умел создавать вокруг себя такое параноидально-бюрократическое поле. Костюм, очки... папочка с бумагами... Напивался редко. Пьяный, он, правда, больше смеялся. Но смеялся очень приятно. Потому что никогда не терял самоиронии. Мне в нем это всегда очень нравилось. Мы как бы подзаряжали друг друга."

Борис Юхананов: "Однажды на стене, в комнате братьев, в их родительской квартире в Тихвинском переулке, где все мы собрались, где я впервые увидел, вернее, столкнулся лбом с развешенными на веревках свежепроявленными пленками их фильмов - так вот на стене было лицо, вернее, фотография из какого-то нью-йоркского журнала шестидесятых годов. Я поразился сходству этой фотографии с Игорем, там был запечатлен Энди Уорхол до преображения. Потом, когда я стал всматриваться, этот эффект пропал. Говорить о том, что есть люди, одаренные миссией и они похожи друг на друга, это - смеяться в лицо. Но лица уже нет, а есть фотографии, есть кадры из фильмов, в которых братья кривляются перед камерой и которые невозможно забыть, как последнюю гримасу Великого Немого, пережившего самого себя."

Михаил Трофименков: "Это вовсе не обидно для него - не оставить вызывающе яркого следа. Все, что помню, - какое-то ровное, спокойное, "правильное", как его с Глебом фильмы. Очень здоровые, очень умные и талантливые люди твердо знали, что и как они делают. Поэтому в воспоминаниях: никакого трагизма, никаких предчувствий и прочей положенной в таких случаях мелодраматической чепухи. Судьбе не удавалось подловить Игоря на обычных для нашего поколения вариантах ухода из жизни - самоубийство, передозняк, пьяный выход из окна. Здесь он был неуязвим, и судьба от отчаяния подстроила авиакатастрофу."

Игорь Алейников: "У нас щедрое государство. Кто только не снимает кино: чилийские эмигранты, артисты Большого театра, Алла Пугачёва, выпускники ВГИКа, а я считаю, что кино должны снимать сумасшедшие."

http://cinefantomclub.ru/?p=532

Док. 625991
Перв. публик.: 14.05.81
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Пугачева Алла Борисовна
  • Алейников Игорь Олегович
  • Юфит Евгений Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``