В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Горелов Денис. Новейшая история отечественного кино. Назад
Горелов Денис. Новейшая история отечественного кино.
Мир Арифа Алиева состоит из пассионарно-обаятельных негодяев и случайно подвернувшихся дураков - скованных одной цепью. Иных категорий граждан алиевская драматургия не признает, как не признает их и массовое сознание, считающее Россию страной полупридурков и полуподонков. Кругом копошатся статисты, провоцируя на подвиги этот сугубо российский союз меча и хлебала.

Киллера сажают за чужой грех, а за его собственный садится случайный лопух-шофер, вместе с которым приходится рвать на волю и брать на цугундер воровской сходняк, причем киллера настигает кара небесная, а шофер отделывается крупным испугом ("В чистом поле четыре воли"). Прапора-сорвиголову и телка-первогодка бросают в чеченский зиндан, бегут они опять же вместе, причем прапора настигает кара небесная, а телка - только раскаянье ("Кавказский пленник"). Два кирюхи-студента раскапывают на кладбище улику с времен смерти Кирова, за что им вслед и посылают двух чистильщиков с Лубянки, причем чистильщиков настигает кара небесная от ими же отравленной водки, а студентов - только похмелье ("Билет в Красный театр..."). Семья лабухов угоняет самолет, причем старшие в семье, скорее, подонки, а младшие - скорее, дураки; старших убивает и парализует, а младших только по интернатам раскидывает ("Мама"). Всё путем, порок наказан, преступление не оплачивается. Фабула крутая, интрига пружинная, диалоги наглые и рубленые - отчего ж аплодисменты так сдержанны? Да вот смущает это стремление быть злобо?дневным до невозможности и на хорошей коммерческой основе. Спрос на комитетофобию - получите кичевую страшилку про чекистов-отравителей. Желаете гоп со смыком - вот вам блатной романс про "черную Марусю" и подрыв на закате. В цене истошный пацифизм - извольте, притча про русских интервентов и горских праведников. Пошла мода на эдипову любовь-ненависть к Родине - здравствуй, "Мама". А. А. освоил американскую сценарную форму и если бы кроме того научился по-американски плотно скручивать сценарное содержание, то цены бы ему в Голливуде не было. Но пока он в России, и здесь его успех настораживает: слишком переменчива злоба дня, которой А. А. всегда готов следовать быстро и споро, с профессиональным цинизмом прикладника-вгиковца.

ГОРЕЛОВ Денис. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=27

Док. 625969
Перв. публик.: 14.05.01
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Алиев Ариф Тагиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``