В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Худсовет Первого творческого объединения `Ленфильма` принимает решение остановить съемки картины Игоря Алимпиева `Очень вас всех люблю`. Назад
Худсовет Первого творческого объединения `Ленфильма` принимает решение остановить съемки картины Игоря Алимпиева `Очень вас всех люблю`.
Худсовет Первого творческого объединения "Ленфильма" принимает решение остановить съемки картины Игоря Алимпиева "Очень вас всех люблю". Заключение худсовета гласит: "Динара Асанова, ее яркая и короткая судьба в кинорежиссуре, - превращается в повод, а не в цель картины"

Скандал вокруг фильма Очень вас всех люблю, кажется, не имеет аналогий в отечественном кинематографе, богатом конфликтами по поводу незаурядных произведений. Едва ли не впервые требование о запрете фильма исходит не "сверху", а "снизу", и вызвано благородным негодованием - режиссера-дебютанта обвиняют в "оскорблении памяти" Динары Асановой, трагически ушедшей из жизни в апреле 1985 г. По существу, это первое столкновение "восьмидесятников" с либералами-шестидесятниками, ратовавшими за свободу, но превратившимися в цензоров, как только им показалось, что посягнули на их святыни.

Фильм по сценарию Валерия Приемыхова задумывался как ленфильмовский реквием Динаре. К работе была привлечена асановская съемочная группа - ее многолетние коллеги и друзья. Молодой режиссер Игорь Алимпиев, выпускник мастерской Виктора Лисаковича, уже в своей дипломной работе (Непрошеный, 1986), во-первых, проявил себя как талантливый и многообещающий автор, а во-вторых, продемонстрировал умение работать с документальным материалом. На подготовительном этапе взгляды на будущую картину у режиссера, сценариста и студийцев, работавших с Асановой, как будто не расходились: все были согласны, что "фильм не должен быть просто парадным портретом заслуженного режиссера". Однако вскоре начинается настоящая война. На кладбище во Фрунзе Алимпиев снимает могилу Асановой не в "должном" ракурсе - вместо чинного окружения надгробий деятелей культуры выбирает в качестве фона жалкий пейзаж городской окраины с далекими фигурками играющих детей. Затем едет в исправительную колонию к Сергею Наумову (попавшему за решетку после съемок в Пацанах), на могилу убитого Андрея Лаврикова (снявшегося в фильме Ключ без права передачи), на могилу ушедшего из жизни через два дня после смерти Асановой Александра Богданова (сыгравшего в картине Не болит голова у дятла). Группу настораживает выбор персонажей, хотя рассказ о трагических судьбах "ребят Асановой" предусмотрен еще в сценарной заявке Приемыхова. Дело даже не в том, что Алимпиевым поставлена сложная проблема адаптации к реальности несовершеннолетнего актера-непрофессионала. Чем дальше, тем больше становится очевидно, что его фильм - не просто субъективный портрет Асановой, но коллаж, в котором из хроники, интервью, фрагментов игровых лент складывается образ ушедшей эпохи, где искалеченные судьбы детей и судьба самого режиссера воспринимаются как обвинение времени. И где с трагической остротой возникает тема взаимопоглощения искусства и жизни, тех счетов, которые искусство выставляет жизни, безжалостно требуя оплаты[1].

Запись Алимпиевым интервью с работником морга, в котором находилось тело Асановой, становится последней каплей - группа в полном составе уходит с картины[2]. Все это время Алимпиева поддерживает Александр Сокуров, отстаивая вместе с ним право режиссера на собственную концепцию. Руководство студии все же предоставляет режиссеру возможность смонтировать фильм и впоследствии его принимает. Приемыхов требует убрать его имя из титров. Друзья Асановой и ее муж обращаются в Конфликтную комиссию с требованием не выпускать картину на экран. Комиссия не усмотрит в ней попытки оскорбить память Асановой и, признав за авторским взглядом Алимпиева право на существование, порекомендует ленфильмовцам создать еще один фильм, представляющий иную точку зрения на судьбу героини[3]. Такой картиной станет Динара, поставленная Виктором Титовым в 1988 г. В том же году фильм Алимпиева получит Приз ВКФ "Молодость-88" (Киев) "За честность взгляда и твердость руки" и диплом "За память, любовь, верность".

ВАСИЛЬЕВА Инна. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002

Док. 625964
Перв. публик.: 24.08.87
Последн. ред.: 14.05.10
Число обращений: 0

  • Приемыхов Валерий Михайлович
  • Сокуров Александр Николаевич
  • Алимпиев Игорь Елисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``