В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Его фамилия стоит в титрах около тридцати картин Назад
Его фамилия стоит в титрах около тридцати картин
Творческая деятельность Анриканиса многогранна. Его фамилия стоит в титрах около тридцати картин . Начав с помощника и ассистента киноопертора, он двадцать с лишком лет работал оператором художественных фильмов, сняв более десяти чернобелых картин и шесть картин вы цвете. Как режиссер он поставил на студии Мосфильм картины "Северная повесть" и "Казнены на рассвете" на телевидении где он работает с 1966 года, им создано около десяти больших документальных картин. [...]

Андриканис - кинематографист в самом широком смысле слова . Он - оператор и сценарист, режиссер художественных фильмов и режиссер-документалист. [...]

Сравнительно быстро Андриканис стал одним из наиболее активных членов общества друзей советского кино. Ему поручали оформление выставок, стендов в кинотеатрах, рекламных щитов на площадях. Он участвовал в оформлении выставки к Всесоюзному партийному совещанию по кино 1928 года. [...] А осенью того же года Андриканиса, успешно сдавшего вступительные экзамены, зачислили в кинотехникум на отделение кинооператоров.

Кинотехникум помещался в здании некогда знаменитого ресторана "Яр" (ныне гостиница советская). Занятия проводились вечером. А днем Андриканис работал помощником оператора на кинофабрике Госкино, что находилась на житной улице. Он ставил свет, носил штативы и кофры, помогал монтировать декорации. В общем делал черновую работу , всегда остающуюся за кадром но без которой не может обойтись кинематограф.

Надо сказать. Что уже в годы ученичества начинают определяться интересы и симпатии Евгения Андриканиса.

В его архиве сохранилось несколько пейзажных снимков. Одна из фотографий сделана на Воробьевых горах в 1929 году. Снятое с нижней точки раскидистое дерево, занимающее почти все пространство кадра, устремлено в небо. Слева, в нижнем углу едва виден из-за холма шатер церковной колокольни. И хотя в фотографии лишь намечена попытка подчеркнуть линейную перспективу, композиция снимка, дает право думать о поиски автором такого решения, которое бы раскрыло его собственное отношение к изображаемому. [...]

Есть в архиве Анриканиса и портретные фотографии. Примечательно, что, снимая лицо с одной и той же точки но меняя характер освещения, Андриканис пытался достичь различной степени выразительности.

Именно композиция, понимаемая широк, как определенное соотношение объемов и в пространстве, расположение линий и пятен на плоскости, выражающее мысль и настроение художника, становиться объектом внимания и изучения будущего оператора.

Однажды, это было в августе 1932 года, когда Андриканис работал ассистентом оператора в так называемом тогда "звуковом филиале" студии "мосфильм" на лесной улице, его вызвал к себе начальник производства.

- Вы назначаетесь в группу по картине "М.М.М.".

Андриканис вспоминает, что от этого сообщения у него даже дух перехватило . Фильм должен был снимать оператор Э. Тиссе, режиссером картины был С. Эйзенштейн. [...] Интересно, что именно Эйзенштей, будучи в то время председателем тарификационной комиссии студии, поддержал предложение дать Анриканису высшую ставку ассистента кинооператора, которую получали лишь работники с большим стажем и опытом.

Более того, в 1936 году, занятый крайне напряженными съемками фильма "Бежин луг", он нашел время похадатайствовать перед дирекцией студии о предоставлении Анриканису самостоятельной творческой работы. [...]

Завершив ассистентские работы по фильму "Космический рейс [...], Евгений Андриканис поступает уже как главный оператор к съемкам фильма "Гаврош". [...]

Середина и конец 30-х годов оказались "урожайными" на детские фильмы. [...] Романтические традиции лучших советских картин для детей продолжал и фильм "Гаврош". [...]

Первый самостоятельный кадр для "Гавроша" Андриканис вспоминает теперь с легкой грустью и юмором. Дело в том, что этот кадр он снимал.... во сне, который привиделся ему накануне съемок. Почему то приснился густой туман, обволакивающий людей стены домов строения, . контуры прорисовывались не четко, пятна были размыты, словно на акварели. Он снимал много и долго, буквально вырывая, выхватывая из тумана лица, предметы. [...]

Город снятый показанный в фильме "Гаврош" условен, как условна драматургическая канва сценария, как условно деление персонажей на добрых и злых, как условна романтическая и возвышенная история парижского гамена, рассказанная неиссякаемым оптимистом Гюго.

Город, его жители, события в фильме увидены как-бы глазами ребенка . Условность этого приема оправдана.

Временами холодный и неприступный, город каменной громадой домов как бы отгораживает Гавроша от солнца, света, природы. Е. Андриканис и Т. Лукашевич избегают уличных просторов, масштабности городских кварталов, линейных перспектив. Пространство кадра замкнуто нелепыми мрачными домами, создавая впечатление каменного мешка, в котором существуют люди. [...]

"Машенька" была едва ли не первым фильмом в котором именно через любовь - это естественное и прекрасное человеческое чувство - проявлялись лучшие черты советского человека с его высокими моральными и нравственными принципами. [...]

В творческой биографии Е. Андриканиса, эта картина оказалась фактически первой работой , где он соприкоснулся с современностью. [...]

Для оператор, который впервые в своей работе сталкивался с фильмом о современности, была и еще одна трудность. Анриканису предстояло от эпической "первой конной" перейти непосредственно к лирическим, камерным формам, в каких решалась картина "Машенька". [...]

К началу съемочного периода, как писал позднее Андриканис; "я полюбил образ Машеньки, мне стали дороги ее чувства, я вторгался ее благородными порывами и постепенно стал ощущать Машеньку не как драматургическое а как конкретное жизненное лицо" ("Мосфильм". Вып 1. М., "Искусство", 1959. с 176). [...] В этих словах - ключ к пониманию изобразительного решения фильма и "платформы", на которой сошлись "романтик" Е.Андриканис и "реалист" Ю.Райзман.

Для обоих художников"Машенька явилась произведением, в котором они показали человека "крупным планом". [...]

Начиная фильм четкими разграничениями света и тени, подчеркивая это разграничение световыми эффектами в сцене на почте, в такси, обнажая прием в эпизоде прихода Машеньки к больному Алеше, оператор затем смягчает контрасты, достигая поразительной силы эмоционального воздействия. В этих сценах свет становиться важным выразительным элементом , помогающим передаче психологического состояния героев.

Оператор использует тональные соотношения как тонкий живописец, для которого цвет не самоцель, не средство разложения черно-белой гаммы на составные, а возможность показа многообразия мира через постижение его внутренней целостности и гармоничности. Трагизму и безысходности доминирующего серого цвета в "Болотных солдатах", ярко выраженному контрасту света и тени в "Первой Конной" Андриканис противопоставляет в "Машеньке" радостное многообразие тональных переходов, их тонкую нюансировку, зависимость от эмоционального настроения героев.

Выделяя образ героини из окружения, Андриканис вместе с тем избегает монументальности образа, отрыва его от реальности . Верхний контровой свет, с помощью которого Андриканису удалось в "Гавроше" романтизировать образ цветочницы Мадлен, начинает играть в "Мшеньке" роль одного из главных выразительных средств изобразительной характеристики героини. Одног из главных, но не самого главного. [...]

В создании портрета Машеньки заключалась основна сложность работы оператора. С помощью определенного грима удалось оттенить глаза героини, а благодаря специальной сетке на объективе с прорезями для глаз - подчеркнуть их выразительность на общем фоне слегка смягченных контуров и фактуры лица. Глаза героини действительно стали на экране "зеркалом души". [...]

Говоря о "Машеньке" в целом или об отдельных ее сценах и эпизодах, трудно обособить операторскую работу от режиссерской, а блистательные находки драматурга от не менее блистательных открытий актрисы. Видимо, здесь нашло замечательное воплощение понятие контрапункта - одновременного и согласованного между собой движения нескольких самостоятельных голосов, образующих одно гармоническое целое , столь важных и необходимых в синтетическом искусстве кинематографа. [...]

Завершив работу над фильмом "Машенька, Е. Андриканис едет на фронт в качестве военного корреспондента . Будучи прикомандированным к политуправлению Воронежского фронта, он снимает во фронтовых условиях не одну сотню метров кинопленки. [...] Опыт хроникальных съемок поможет ему в воссоздании атмосферы достоверности и подлинности в сценах фильмов "Небо Москвы" и "Дни и ночи". Но все это будет потом после "Машеньки".

... Когда весной 1942 года "Машеньку" посмотрел оператор Д. Демуцкий, по словам Анриканиса он назвал ее "на редкость живописной" картиной. Андриканис мог быть довольным . Успех фильма как в тылу, так и на фронте был и его успехом. [...]

В этом фильме оператор достиг главного, к чему стремился все эти годы. Он овладел искусством светописи и сумел подчинить его задачам создания эмоционального выразительного изображения.

Выстробец А. Евгений Андриканис // М. Искусство. 1981.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1733

Док. 625884
Перв. публик.: 13.05.81
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Андриканис Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``