В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О фильме `Свадьба` Назад
О фильме `Свадьба`
Художественные принципы, выработанные на "Медведе", были подхвачены и развиты в "Свадьбе" (1944). Вместе с "Юбилеем" Петрова фильм вышел к 40-летию со дня смерти Чехова. Но если картина Петрова по сути представляла собой лишь культурно перенесённый на экран театральный спектакль, то "Свадьба" получилась полноценным кинофильмом. Съёмки проходили в военной Москве в тяжелейших условиях: в распоряжении Анненского имелся лишь один небольшой павильон Студии кинохроники. Снимая массовые сцены, сложно было добиться даже элементарной резкости изображения. Выдающийся оператор Юрий Екельчик не только справился с этой задачей, но "довёл дефект до эффекта", добившись сочетанием большого количества крупных планов с мельтешащей толпой гостей на заднем плане эффекта фантасмагорического месива лиц. Это полностью соответствовало замыслу режиссёра, который снимал не просто анекдот (пускай даже и талантливый, как это было в случае с "Медведем"), но сатиру. Причём, в отличие от большинства экранизаций раннего Чехова, "Свадьба" не имела чёткой социальной направленности и обличала не царское чиновничество и не дореволюционное мещанство, а Хамство вообще.

В "Свадьбе" был собран, вне всякого сомнения, один из лучших актёрских ансамблей в истории отечественного кино: Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Алексей Грибов, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Сергей Мартинсон, Осип Абдулов, Николай Плотников, Лев Свердлин, Сергей Блинников, Владимир Владиславский, Михаил Пуговкин, дебютантка Татьяна Пельтцер (список далеко не полон). Почти у каждого артиста был свой "выход", многие сцены строились на импровизации. После этой картины фильмы Анненского нередко обвиняли в отстутствии подлинной режиссёрской работы, утверждая, что они держатся лишь за счёт талантливых актёров. По всей видимости, Анненский, действительно, немного работал с артистами на съёмочной площадке ("Медведь", скорее, исключение), но дело здесь не в отсутствии профессионализма, а в тонком чувстве ансамбля, снайперском выборе исполнителей, и - как следствие - безграничном доверии актёру. Сказывалась крепкая школа провинциального театра. "Свадьба" имела огромный зрительский успех и очень слабую прессу (в пример Анненскому ставили как раз "Юбилей"). На творческой конференции "Итоги работы советской художественной кинематографии за 1944 г." режиссёр Игорь Савченко возмущался тем, что замечательные артисты "приняли участие в этом страшном происшествии" и сетовал на то, что классика "молча гибнет в безнадёжных руках Анненского".

Савченко был далеко не одинок, и подобная точка зрения преследовала Анненского до конца жизни. Отчасти такое отношение было вызвано элементарной завистью. В 1938 году по решению председателя Комитета по делам кинематографии при СНК ССР Семёна Дукельского были отменены авторские отчисления от проката картин. Последним фильмом, принёсшим своему создателю серьёзное состояние (называли сумму порядка миллиона рублей), стал "Медведь".

БАГРОВ П. Исидор Анненский. // Кино России: Режиссёрская энциклопедия. Вып. 1. 2009 (в печати).


http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=11611

Док. 625876
Перв. публик.: 13.05.09
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Пельтцер Татьяна Ивановна
  • Пуговкин Михаил Иванович
  • Гарин Эраст Павлович
  • Анненский Исидор Маркович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``