В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Творческая биография Назад
Творческая биография
Исидор Анненский вырос в интеллигентной семье, в детстве увлекался рисованием, музыкой, играл на скрипке, участвовал в домашних спектаклях, занимался мелодекламацией. До революции учился в гимназии, после революции - в профтехшколе, где к детским увлечениям добавились шахматы и основы высшей математики. Таким же разнообразием отличалось и образование Анненского: сперва он учился в музыкальной школе, затем на литературном факультете Одесского университета (ушёл с первого курса) и, наконец, в 1922 окончил театральную школу Бориса Лоренцо в Одессе.

В 1922-24 служил актёром в одесском театре "Массодрам" (Мастерская социалистической драматургии), потом - в Одесском городском театре, где работал под руководством выдающегося режиссёра Николая Собольщикова-Самарина и встретился с крупнейшими артистами провинциального театра: Верой Юреневой, Павлом Орленевым, братьями Адельгейм и др.

Активность молодого режиссёра в 1930-е годы поразительна: он много выступал в печати, участвовал в диспутах и одновременно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа, который окончил в 1934 году. Едва окончив институт и поставив дипломный спектакль в Куйбышевском краевом драматическом театре, он тут же вместе с мейерхольдовским учеником Алексеем Грипичем основал собственный театр "Московский театр-студия под руководством А.Л. Грипича" и работал одновременно в этом театре и в Театре им. Ермоловой. Ставил Анненский преимущественно классические пьесы: "Мещане" Горького, "Бешеные деньги" Островского, "Гавань бурь" (по пьесе "Изобретатель Фонтанарес") Бальзака и др. - круг основных интересов режиссёра определился уже в те годы.

Всё в том же 1934 году Исидор Анненский поступил на режиссёрский факультет ВГИКа и закончил его в 1937 году. Это был особый набор на курсы "типа академии": к конкурсу допускались только лица с высшим образованием, имеющие опыт работы в искусстве. Заведующий кафедрой режиссуры Сергей Эйзенштейн возлагал на курс большие надежды, однако из первого выпуска "академиков" успешным режиссёром стал только Анненский (второй и последний выпуск дал советскому кино ещё Александра Столпера и Яна Фрида). Практику Анненский проходил у Якова Протазанова на "Бесприданнице" (1936); сколько длилась эта практика и в чём конкретно она заключалась, определить сейчас сложно, но работа на съёмочной площадке с режиссёром, виртуозно владевшим искусством актёрского ансамбля, возможно, не менее значима для творческой биографии Анненского, чем посещение занятий Эйзенштейна. К тому же первой, ещё учебной его работой стала сцена из "Пиковой дамы" (1937, Анненский был режиссёром курсовой работы оператора Алексея Ерина), поставленная не без влияния протазановской картины 1916 года.

Таким образом, и во ВГИКе Исидор Анненский оставался верен классике. Дипломом его стала экранизация чеховского водевиля "Медведь" (1938).


БАГРОВ П. Исидор Анненский. // Кино России: Режиссёрская энциклопедия. Вып. 1. 2009 (в печати).
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=11611

Док. 625873
Перв. публик.: 13.05.09
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Анненский Исидор Маркович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``