В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исидор Анненский. // Кино России: Режиссёрская энциклопедия Назад
Исидор Анненский. // Кино России: Режиссёрская энциклопедия
После "Княжны Мери" Исидор Анненский на пятнадцать лет отошёл от классики и обратился к современности. Но не к современной проблематике, а лишь к современной эстетике. То, что он её чувствует и может качественно воспроизвести, режиссёр доказал ещё на рубеже 1930-х - 1940-х, поставив в промежутке между "Человеком в футляре" и "Свадьбой" две картины: "Пятый океан" и "Неуловимый Ян". [...]

"Екатерина Воронина" (1956), напротив, пользовалась успехом исключительным. Переход от костюмного и декоративного кино к драме о буднях простых людей был резким, но вполне ожиданным. Главенствующим жанром в раннем оттепельном кино стала мелодрама (за канвой которой нередко скрывался проблемный или поэтический фильм), а "Екатерина Воронина", заявленная авторами как "фильм-биография", представляла собой мелодраму в чистом виде. Интрига была столь запутана и многосложна, что на детализацию характеров, на разработку фона элементарно не хватало экранного времени, да режиссёр к этому и не стремился. Вновь дала себя знать крепкая театральная школа: в 20-е годы мелодрама оставалась в провинции главенствующим жанром, и Анненский усвоил все её законы. "Красиво" поданные личные переживания простых, близких рядовому зрителю героинь в исполнении молодых привлекательных актрис (Людмилы Хитяевой, Ариадны Шенгелая и Нонны Мордюковой) и разбавляющие их характерные эпизоды знаменитых мастеров театра (Вера Пашенная и Сашин-Никольский) обеспечили картине счастливую прокатную судьбу. [...]

Следует отметить, что полвека спустя "современные" фильмы Анненского 1950-х - 1960-х годов как бы выравнялись. Сейчас все они воспринимаются просто как "оттепельное кино" и с одинаковым успехом демонстрируются по телевидению, неизменно собирая широкую аудиторию.

В начале своей кинокарьеры Исидор Анненский не задерживался ни на одной киностудии: "Медведь" и "Человек в футляре" были поставлены на "Белгоскино", располагавшейся до войны в Ленинграде, "Пятый океан" - на Киевской киностудии, "Неуловимый Ян" и "Свадьба" - на Тбилисской (хотя съёмки последней проходили в Москве). С 1954 режиссёр, наконец, прочно обосновался на Киностудии им. Горького (лишь "Матрос с Кометы" был снят на "Мосфильме"). Поставив несколько кассово-успешных фильмов, Анненский всё же занимал на студии странное положение. Шлейф режиссёра "мещанского" кино тянулся за ним ещё со времён "Анны на шее". [...]

В конце жизни Исидор Анненский вернулся к тому, с чего начинал: к экранизациям классической литературы. В этом материале режиссёр чувствовал себя свободнее всего: недаром, из всех своих картин, Анненский писал сценарии только к экранизациям классиков (если не считать чисто формальный сценарий "Желаем успеха!"). [...]

"Трое" и "Таланты и поклонники" удались не во всём. Как всегда у Анненского, точный выбор оператора (Александр Рыбин и Михаил Кириллов) и композитора (Тихон Хренников, в "Талантах и поклонниках" работавший на пару с молодым Александром Чайковским) уже задавал нужные ритм и тональность Но режиссёр сделал ставку на молодых неизвестных актёров, которым попасть в тон не удалось. Особенно это было заметно по контрасту с опытными мастерами, сильно игравшими роли второго плана (Андрей Абрикосов и Фёдор Никитин в "Трое" и Николай Гриценко в "Талантах и поклонниках"). И если слабый успех сложно задуманных фильмов у массового зрителя был предсказуем, то полное равнодушие критиков можно объяснить лишь "штампами восприятия". Анненскому так и не удалось избавиться от репутации мещанского режиссёра, тем более, что на рубеже 50-х-60-х это звание полностью оправдалось.


БАГРОВ П. Исидор Анненский. // Кино России: Режиссёрская энциклопедия. Вып. 1. 2009 (в печати).

Док. 625871
Перв. публик.: 13.05.09
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Анненский Исидор Маркович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``