В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Арабов Ю. Солнце: [киносценарии]. Назад
Арабов Ю. Солнце: [киносценарии].
Юрий Арабов обладает уникальным сочетанием мощного интеллекта, тонкой художественной интуиции, грустной иронии и страсти. По правде говоря, использовать его талант в кинематографе - все равно что хрустальной вазой забивать гвозди. Как правило, кино не нуждается в таком уровне культуры и литературного мастерства. Его сценарии самодостаточны. Это полноценные произведения, это искусство. И даже не столь важно, снят сценарий на пленку или нет. [...]

...мы работаем вместе уже более четверти века.

Первая же наша картина, по Платонову, вызвала такой град неприятностей, такой гнев высокого начальства, что я осознал: мы попали куда-то в точку. История была чрезвычайно опасна для нас обоих. Меня отчисляли из института - а это ставило крест на дальнейшей судьбе. Он не оставлял меня, не пытался уйти в тень. Он шел со мною через все мучительные этапы, прекрасно понимая, чем ему может это грозить. Верность, порядочность, честность, надежность - уже тогда я понял, что все эти качества Юре присущи в высшей степени. И позже, когда на "Ленфильме" меня не хотели запускать с игровой картиной - Юра писал сценарий за сценарием безо всякой надежды, что хоть один из них примут к производству. Одного только "Тютчева", впрочем, так и не реализованного, он исполнил в семи (!) вариантах, которые последовательно отклонялись один за другим. То же произошло и со "Скорбным бесчувствием", которое было чудом запущено, чудом снято и... положено на полку. Он был рядом со мной в эти дни и месяцы, не уговаривал меня идти на компромисс, не сетовал, не пытался откреститься от товарища, неугодного сильным мира сего. Сейчас уже трудно понять, насколько высока была цена, которую приходилось платить за дружбу, сотворчество, честное имя.

А впереди ждало миллион испытаний другого рода.

Когда мы сняли "Дни затмения", я, посмотрев сборку, понял, что надо переписывать текст. Другой автор мог бы заартачиться, пойти на принцип. Но Юра посмотрел материал и в кратчайший срок переписал все диалоги. [...]

Ему могут не нравиться фильмы, которые я снимаю по его сценариям. Мне могут не подходить какие-то вещи, им написанные. И все же я никогда не откажусь от сотрудничества с Арабовым. Во-первых, у Юры совершенное чувство слова. Во-вторых, его способность концентрироваться на замысле другого человека следует признать уникальной. [...]

Наша работа уже много лет происходит по необычайно простой схеме. Я звоню и говорю: "Есть возможность сделать картину, которую я давно хотел", - и посылаю ему режиссерскую экспликацию с возможно подробным описанием персонажей, действующих лиц, всего круга исторических проблем. Он спрашивает: "Когда нужно, чтобы это было готово?" Обычно я говорю: "Через месяц". На самом деле, это немыслимо краткий срок. Нужно познакомиться с материалом, прочитать, осмыслить, придумать, написать... Но через месяц сценарий лежит у меня на столе. Арабов, как никто, умеет работать с историческим документом, умеет освоить его и осмыслить по-своему. Любой материал, мною предложенный, он обживает, как дом - и умеет создать в нем магнитное поле, наполненное конфликтными смыслами. Возможно, зоркое считывание этих смыслов (или умелое их скрещение с материалом) обеспечены наличием собственной философской позиции - независимой, незаемной, идущей от его поэтического дара. Он в состоянии обобщить, в состоянии выйти из конкретики на некую тронную высоту.

Мы очень быстро перешли на одновариантную работу. Он пишет сценарий, я ничего не прошу менять. Его текст всегда - завершенная, совершенная вещь. В этом огромное достоинство Арабова как автора. Но в этом же - огромная трудность для меня как для режиссера. Я не чувствую себя вправе диктовать Арабову какие бы то ни было поправки. Но сам, уже в режиссерском сценарии и в процессе создания фильма, произвожу те изменения, которые нужны визуальному произведению - дистанция между литературой и кинематографом огромна. И ни разу я не слышал, чтобы он высказался решительно против. У него есть еще один дар - дар доверия. Он доверяет мне сценарий и передоверяет полномочия: от автора сценария - автору фильма.

СОКУРОВ Александр. Предисловие // Арабов Ю. Солнце: [киносценарии]. СПб. 2006

Док. 625816
Перв. публик.: 13.05.06
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Сокуров Александр Николаевич
  • Арабов Юрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``