В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
май 1990 Выходит первый номер журнала `Сеанс` Назад
май 1990 Выходит первый номер журнала `Сеанс`
Авторы нового журнала - молодые и очень молодые ленинградские и московские кинокритики, искусствоведы, филологи, театроведы. В крайне политизированном обществе, увлеченном срыванием всех и всяческих масок, "Сеанс" задуман как сугубо профессиональное издание. Спустя несколько лет, в "антивоенном" 15-м выпуске, основатель и главный редактор журнала Любовь Аркус напишет: "...глухой индивидуализм и культ профессии как прибежища от беспредела, где ты все равно ничего не решаешь, есть самый приемлемый способ выживания. (...) Отношение к журналу как к эстетическому объекту, а вовсе не как к кафедре или трибуне, понимание журнала как цехового объединения профессионалов, а вовсе не единомышленников...". Итак, журнал задуман как издание, прежде всего, по искусству кино, но редакция с самого начала не мыслит кинематографических штудий вне проблемы "кино и контекст". Точно так же "Сеанс" не мыслит себя вне строгой формы (сначала придуманной в главном и позже - продуманной в мелочах) как костюма на выход. Со страниц "Сеанса" изъясняется то же поколение, что несколькими годами ранее получило "молодежные" наделы в "Советском экране", но эстетические установки здесь решительно иные: "Сеанс" не лихой кавалерист и не бузотер, прикинутый во все бодрое и пестрое, а молодой господин в черно-белом. Элегантный дизайн (макет Ирины Тархановой), "двойное ударение" в каждой журнальной книжке - на "что" и на "как" - в этом не только гордая оглядка на петербургское происхождение, но и, в первую голову, самоутверждение журнала о кино как киножурнала, где предмет властно диктует способ разговора о нем. Перестройка предложила людям искусства, и не им одним, две взаимодополняющие (позже, с определенного рубежа - взаимоисключающие) стратегии. Улучшать и преобразовывать старое, либо - создавать новое. Вторая стратегия допускала как минимум три возможности: создавать новое, полностью отрицая и разрушая старое; просто игнорируя старое, хотя и не обижая его худым словом; непредвзято анализируя старое и инкорпорируя лучшие его элементы в создаваемое новое. Именно по этому пути и пойдут основатели и авторы "Сеанса". Учреждая новый журнал о кино (при поддержке "Ленфильма" и под личным патронатом Александра Голутвы), они полемически противопоставляют его изданиям, уже существующим и избравшим как раз первую стратегию, однако учитывают и впоследствии станут развивать их опыт. Ратуя за новый - только нарождающийся или всего лишь пригрезившийся в туманном, но близком будущем - кинематограф, они не отрекутся от вековой традиции, закладывая в не существующую еще компьютерную базу данных "Сеанса" мировую и отечественную синематеку. Благо эрудиция и профессионализм главных авторов (Сергея Добротворского, Олега Ковалова, Татьяны Москвиной, Михаила Трофименкова, Дмитрия Савельева) такое допускает и предполагает.

Журнал не замкнется в отечественных пределах, будет прицельно заниматься зарубежным кино, известным читателям и зрителям конца 1980-х гг. по преимуществу в подцензурных извлечениях; однако сразу же обозначается ленинградский, а точнее, "ленфильмовский" вектор. С именами Алексея Германа и Александра Сокурова на знамени, но также и с Алексеем Балабановым, Сергеем Сельяновым, Александром Рогожкиным, которые составят позже цвет петербургского кинематографа. И с такими убежденными маргиналами, как Евгений Юфит и круг некрореалистов, о которых "Сеанс" первым заговорит всерьез.

Ранние номера журнала, сделанные профессионально и талантливо - сочетание трудное и редкое, - будут все же впоследствии вызывать добрую улыбку: чрезмерное увлечение формой, ни слова в простоте, грандиозные и, естественно, несбыточные планы... Расцвет "Сеанса" придется на вторую половину 1990-х гг. Начиная с N 10 это уже не молодой журнал, основанный молодыми критиками, а зрелое, авторитетное, влиятельное, хотя и нерегулярное издание. Да и "молодые критики" станут людьми уже в основном важными, именитыми, любящими себя не в меньшей, а то и в большей мере, чем искусство кино и посвященный ему "Сеанс". Творческий коллектив превратится в "кадрированную армию", где полно генералов и полковников, но ощутима нехватка обученных капитанов и лейтенантов, не говоря уж о сержантском составе. Центробежные тенденции усилятся и в связи с узкой дистрибуцией "Сеанса". Трагический уход Добротворского из жизни подведет черту: выйдет еще два номера, после чего издание остановится. Редакция всецело сосредоточится на работе над "Новейшей историей отечественного кино", намереваясь по завершении этого фундаментального труда вернуться к "Сеансу", который должен возродиться к новой жизни в новом качестве.

Виктор ТОПОРОВ


Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 2004
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=50

Док. 625777
Перв. публик.: 13.05.90
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Аркус Любовь Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``