Матизен Виктор. Новейшая история отечественного киноНазад
Матизен Виктор. Новейшая история отечественного кино
01.04.1988
Объединение "Радуга" киностудии им. Горького, возглавляемое режиссером Павлом Арсеновым, получает новое название - "Ладья" - и становится первым в СССР после закрытого в 1976 г. ЭТО хозрасчетным кинообъединением
Воры в законе становятся первым и самым успешным коммерческим проектом "Ладьи". Бюджет фильма, доставшегося новому объединению в наследство от перестроенной (после выборов худруков) студии им. Горького, составляет 500 тысяч рублей. На прокате же Воров... "Ладья" заработает в десять раз больше - 5 миллионов. Получив от Госкино право самостоятельно торговать картинами собственного производства, "Ладья" предлагает Главкинопрокату выкупить Воров... на условиях, которые Главк не устраивают[1]. Тогда объединение избирает иную, гибкую систему продаж, посылая своих представителей в регионы и напрямую предлагая Воров... прокатным организациям. Цена каждой копии, которые объединение печатает за свой счет на основании поступавших заявок, варьируется в зависимости от "емкости" региона[2]. Таким образом, "Ладья" становится первой киностудией, применившей принципы "базовой модели" в отношениях с прокатчиками. Деньги, заработанные на продаже Воров..., позволят уже осенью того же года вернуть долг Госкино[3] и вложить средства в дальнейшее кинопроизводство. Однако из всех последующих проектов "Ладьи" значительный финансовый успех будет иметь только Подземелье ведьм Юрия Мороза, доход с проката которого составит 300 %[4]. Вскоре зрители покинут кинотеатры, а гиперинфляция начала 1990-х гг. повлечет за собой кризис кинопроизводства. В 1992 г. "Ладья" откажется от хозрасчетной деятельности и станет снимать на деньги Госкино. В силу нерегулярно поступающего финансирования за четыре года студия произведет лишь два фильма - Незабудки Льва Кулиджанова и Волшебник Изумрудного города Павла Арсенова. В 1996 г. первое хозрасчетное объединение прекратит существование.
МАТИЗЕН Виктор. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002
[1] По версии руководства "Ладьи", право на прокат фильма было оценено в 1 000 000 руб., по версии Главка, объединение запросило 14 % валового сбора - в любом случае принять эти условия для Главка означало пойти на экономический риск, к которому прокатная система не была готова.
[2] По неофициальным данным, стоимость одной копии в разных регионах составляет от 5 до 30 тыс. руб. По свидетельству первого директора "Ладьи" Марка Рысса, прокатчики оплачивают оговоренную сумму сразу же при получении копии, а все, что зарабатывают сверх того, оставляют себе.
[3] По свидетельству главного редактора "Ладьи" Андрея Иванова, Госкино ссудило 300 тыс. на содержание объединения, 900 тыс. составил бюджет Воров... и Француза, доставшихся "Ладье" в наследство от студии им. Горького. Таким образом, общий долг "Ладьи" составил 1 200 000 руб., который она обязалась вернуть через полтора года с учетом 2 % годовых (на таких условиях банк субсидировал Госкино).
[4] Вышедшие в том же 1989 г. Пиры Валтасара... Юрия Кары и Поездка в Висбаден Евгения Герасимова соберут только 50 %. Ночевала тучка золотая... Суламбека Мамилова и вовсе не принесет прибыли.