В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Матизен Виктор. Новейшая история отечественного кино Назад
Матизен Виктор. Новейшая история отечественного кино
01.04.1988
Объединение "Радуга" киностудии им. Горького, возглавляемое режиссером Павлом Арсеновым, получает новое название - "Ладья" - и становится первым в СССР после закрытого в 1976 г. ЭТО хозрасчетным кинообъединением

Воры в законе становятся первым и самым успешным коммерческим проектом "Ладьи". Бюджет фильма, доставшегося новому объединению в наследство от перестроенной (после выборов худруков) студии им. Горького, составляет 500 тысяч рублей. На прокате же Воров... "Ладья" заработает в десять раз больше - 5 миллионов. Получив от Госкино право самостоятельно торговать картинами собственного производства, "Ладья" предлагает Главкинопрокату выкупить Воров... на условиях, которые Главк не устраивают[1]. Тогда объединение избирает иную, гибкую систему продаж, посылая своих представителей в регионы и напрямую предлагая Воров... прокатным организациям. Цена каждой копии, которые объединение печатает за свой счет на основании поступавших заявок, варьируется в зависимости от "емкости" региона[2]. Таким образом, "Ладья" становится первой киностудией, применившей принципы "базовой модели" в отношениях с прокатчиками. Деньги, заработанные на продаже Воров..., позволят уже осенью того же года вернуть долг Госкино[3] и вложить средства в дальнейшее кинопроизводство. Однако из всех последующих проектов "Ладьи" значительный финансовый успех будет иметь только Подземелье ведьм Юрия Мороза, доход с проката которого составит 300 %[4]. Вскоре зрители покинут кинотеатры, а гиперинфляция начала 1990-х гг. повлечет за собой кризис кинопроизводства. В 1992 г. "Ладья" откажется от хозрасчетной деятельности и станет снимать на деньги Госкино. В силу нерегулярно поступающего финансирования за четыре года студия произведет лишь два фильма - Незабудки Льва Кулиджанова и Волшебник Изумрудного города Павла Арсенова. В 1996 г. первое хозрасчетное объединение прекратит существование.

МАТИЗЕН Виктор. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002

[1] По версии руководства "Ладьи", право на прокат фильма было оценено в 1 000 000 руб., по версии Главка, объединение запросило 14 % валового сбора - в любом случае принять эти условия для Главка означало пойти на экономический риск, к которому прокатная система не была готова.

[2] По неофициальным данным, стоимость одной копии в разных регионах составляет от 5 до 30 тыс. руб. По свидетельству первого директора "Ладьи" Марка Рысса, прокатчики оплачивают оговоренную сумму сразу же при получении копии, а все, что зарабатывают сверх того, оставляют себе.

[3] По свидетельству главного редактора "Ладьи" Андрея Иванова, Госкино ссудило 300 тыс. на содержание объединения, 900 тыс. составил бюджет Воров... и Француза, доставшихся "Ладье" в наследство от студии им. Горького. Таким образом, общий долг "Ладьи" составил 1 200 000 руб., который она обязалась вернуть через полтора года с учетом 2 % годовых (на таких условиях банк субсидировал Госкино).

[4] Вышедшие в том же 1989 г. Пиры Валтасара... Юрия Кары и Поездка в Висбаден Евгения Герасимова соберут только 50 %. Ночевала тучка золотая... Суламбека Мамилова и вовсе не принесет прибыли.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=54

Док. 625765
Перв. публик.: 01.04.88
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Кулиджанов Лев Александрович
  • Арсенов Павел Оганезович
  • Мамилов Суламбек Ахметович
  • Кара Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``