В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
7 или Фильмы Андрея Тарковского Назад
7 или Фильмы Андрея Тарковского
Майя Туровская. Эдуард Николаевич, вы сделали с Тарковским три его последних русских фильма...

Эдуард Артемьев. С первой встречи Андрей наталкивал меня на мысль, что музыка в традиционном понимании этого слова ему от меня не нужна: композитор же нужен как организатор звукового пространства кадра. Я в то время не был готов к этой идее и полагал, что ему нужно нечто подобное импрессионизму - музыкальная живопись (типа Дебюсси и Легетти, к примеру). Начал пробовать. Но он сказал:

"Да нет, мне слышится что-то близкое к тому, что Слава делал в сцене ,,Ночь на Ивана Купала". [...]

С первого разговора он меня ошарашил. Сказал: ,,Говоря честно, Овчинников мне абсолютно подходит, но просто по житейским обстоятельствам я не могу с ним работать". Это было трудное для меня начало - долгое время у меня оставался комплекс неполноценности...

М. Т. Вот тебе и на, а мне казалось, что он именно с вами реализовал свои идеи.

Э. А. Не знаю, но чувство ущербности было у меня, и я часто думал:

а как бы Овчинников это сделал? [...]

Андрей Арсеньевич сказал: ,,Я бы хотел в ,,Солярисе" еще точнее решить музыку, и мне кажется, что это возможно сделать минимальными средствами" [...] Ну, мы искали, например, звуки для начала: в кадре ручей, трава. [...]

Всю картину мы разделили как бы на две части: конкретные природные шумы Земли и некий иной мир, космический, который решался уже синтетическим методом. Я" делал его средствами инструментальными: оркестр, хор, синтезатор. Это была не линейная музыка, в понятиях композиторского мастерства или музыки как искусства, а искусство соединения звуков, связанных образно. Я сначала все равно пытался решать это музыкальными законами: то есть выстраивал материал, например, по звуковысотной зависимости, ритмически его организовывал. Потом, в следующих картинах, я от этого отказался, ибо в технике важны или, точнее, стоят на первом месте образные связи, а не музыкальные законы. Постепенно мы все-таки договорились. [...]

М. Т. (...) трудно представить пластинку: музыка к "Сталкеру"...

Э. А. В моей биографии это момент чистой киномузыки, которая отдельно не может существовать . [...]

М. Т. (...) в "Солярисе" звук очень важен. Например, Океан, мне кажется, не слишком удался изобразительно. Он в основном сделан звуком.

Э. А. Первое, что Андрей Арсеньевич попросил меня сделать, когда мы познакомились, был именно Океан. Я не вылезал из студии и к этому звуку тоже пришел случайно. Это очень сложный звук. Там в основе по-разному записанные звуки рояля, потом сведенные и обработанные, - это сложная электронная техника. Андрей Арсеньевич попросил: "Запиши мне минут на 15 фонов Океана, чтобы я мог вводить их когда надо". И я сделал звуковой мир Океана очень разнообразно. Мы с Андреем Арсеньевичем отмечали: эту волну сюда, эту сюда... Звук Океана вошел как основа и в сон Криса, хотя это отдельная музыка. [...]

В "Зеркале" я уже не брал на себя все, как в "Солярисе", где я тогда с ходу взялся за все шумы, музыку, эффекты, не представляя себе, какая эта работа. В "Зеркале", потом в "Сталкере" я работал с замечательными звукорежиссерами. [...]

(...) в "Сталкере" есть проезд на дрезине, и Андрей Арсеньевич мне сказал: "Мне нужно

ощущение, что из мира реального мы попадаем в нереальный". Сначала я какую-то музыку написал, а потом мне пришла идея: звук рельсов на стыках. Я обработал его на синтезаторе. Постепенно он начинает дробиться, потом возникает еще эхо, а через эхо я вышел на другое, "фантастическое" пространство. Ничего подобного я потом не делал: это же чистый реальный звук рельсов (потом там возникает электронный звук, но далекий, неуловимый). Из конкретного звука создать совершенно иной - мне один раз удалось такое. [...]

М. Т. (...) Когда вы входили в фильм?

Э. А. (...) я читал сценарий. А потом смотрел сложенный уже, практически смонтированный материал.

М. Т. А съемки?

Э. А. А съемки мне ничего не дают. На съемках я никогда не бывал. Когда фильм был сложен, я смотрел его на столе, но несколько раз: когда видишь кадр, можно иногда все решить одним звуком.

ТУРОВСКАЯ М. [Инт. с Э. Артемьевым] // 7 с ?, или Фильмы Андрея Тарковского. М., 1991.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=56

Док. 625763
Перв. публик.: 13.05.91
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Артемьев Эдуард Николаевич
  • Тарковский Андрей Арсеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``