В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Коллегия Госкино СССР отказывается выпускать `Комиссара` в авторской версии Назад
Коллегия Госкино СССР отказывается выпускать `Комиссара` в авторской версии
О фильме "Комиссар"


Повторное предложение выпустить Комиссара встречает неожиданное и упорное сопротивление со стороны коллегии Госкино. Состав коллегии к этому времени еще остается неизменным, многих из ее членов можно счесть ветеранами борьбы против Комиссара - понятно, что добрых чувств к фильму они по-прежнему не испытывают и с легким сердцем отпустить его на волю не хотят. Однако, с легким ли, с тяжелым ли - но отмашку "разгружать полку" дали не где-нибудь, а в ЦК; предыдущую обойму "полочных" фильмов, представленную Конфликтной комиссией, разрешили к выпуску всем списком; даже Покаяние месяц назад получило разрешительное удостоверение.

Но, судя по стенограмме обсуждения Комиссара, именно здесь старое советское кино любой ценой, как двадцать восемь панфиловцев под Москвой, решает остановить врага и перейти в наступление.

Впервые после Пятого съезда взбунтовались Филипп Ермаш и Сергей Бондарчук - обсуждение Комиссара становится для них тем самым "последним и решительным". Аргументы за двадцать лет существенных изменений не претерпели. Фильму вновь вменяют в вину дегероизацию и дегуманизацию (комиссара, революции, отечественной истории), которая может привести к дезориентации (зрителей вообще и молодежи в частности). Помимо старых и до сих пор актуальных для заседателей обвинений, озвучена и былая "фигура умолчания": на свой лад восприняв новизну гласности, директор "Мосфильма" упоминает о "еврейском вопросе" - он полагает, что неумеренная положительность отдельного представителя этой нации "может привести к нежелательному разжиганию межнациональных страстей".

Лев Кулиджанов, Юрий Озеров и Станислав Ростоцкий придерживаются иной точки зрения по поводу выпуска фильма, но резоны у них различны. Озеров не видит в фильме политической крамолы и находит его интересным "по линии искусства". Кулиджанов считает, что у Комиссара те же права на свободу, что и у других "полочных" фильмов, Ростоцкий же видит в снятии запретов эффективный метод борьбы с дутым авторитетом "мучеников режима". Видя, что дискуссия зашла в тупик, Армен Медведев предлагает "выпустить фильм, но с доработками" - вариант решения, который должен устроить всех и всех устраивает. Одних - опасающихся нового витка конфронтации с крепнущим Союзом - тем, что все же "выпустить". Других - не желающих больше уступать ни пяди своей земли - тем, что все же "с доработками".

Почему же, не пытаясь препятствовать выпуску других фильмов, именно Комиссару дают столь решительный отпор? Как ни странно, здесь более всего значимо время действия картины: в Комиссаре это Гражданская война, а не 1930-е гг., как в Покаянии. В 1986 г. еще сохраняется надежда, что горбачевское "обновление" повторит сценарий "оттепели": признание издержек культа личности и осуждение репрессий с одной стороны; возвращение к "ленинским нормам партийной жизни", романтика революции и героика Гражданской войны - с другой. "Комиссары в пыльных шлемах" пока не только имеют статус неприкосновенности, но и по-прежнему окружены романтическим ореолом. Кроме того, не за горами празднование юбилея Великой Октябрьской социалистической революции, которой в 1987 г. должно исполниться семьдесят лет: старая выучка почти неосознанно проявляется в обостренной бдительности к произведениям на юбилейную тему.

Дело усугубляется тем, что у многих на памяти неслыханная дерзость, с которой когда-то вел себя никому не известный режиссер-дебютант Александр Аскольдов. Вступаться за него и через двадцать лет некому: все эти годы он упорствовал, держался особняком, а потому не обзавелся покровителями наверху и не принадлежит ни к одному из влиятельных кинематографических кланов.

О решении коллегии Аскольдова информируют в неофициальной беседе. Поправки режиссер делать не станет, через полгода самовольный, несанкционированный показ Комиссара станет одной из главных сенсаций Московского международного кинофестиваля.

АРКУС Л., МУРЗИНА А. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=59

Док. 625735
Перв. публик.: 28.11.86
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Медведев Армен Николаевич
  • Ермаш Филипп Тимофеевич
  • Кулиджанов Лев Александрович
  • Озеров Юрий Николаевич
  • Бондарчук Сергей Федорович
  • Ростоцкий Станислав Иосифович (Степанов)
  • Аскольдов Александр Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``