В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О фильме `Комиссар` Назад
О фильме `Комиссар`
25.09.1986 Конфликтная комиссия напоминает Госкино о судьбе фильма Александра Аскольдова "Комиссар"

К осени1986 г. дело фильма Комиссар с грифом "хранить вечно" лежит в архиве уже порядка двадцати лет. Единственная работа режиссера, да еще и дебютанта, оказалась чуть ли не государственной тайной, обнародование которой бессрочно отложено. Письмо секретариата СК с рекомендациями Конфликтной комиссии направляется в Госкино осенью 1986 г. и содержит ряд пунктов: предоставить Александру Аскольдову возможность внести поправки и переозвучить некоторые эпизоды; тарифицировать режиссера и помочь ему с трудоустройством; дать Комиссару высокую категорию (с соответствующим авторским вознаграждением) и рекомендовать его "Совэкспортфильму" для проката за рубежом. Однако запрос секретариата остается без внимания.

Очевидно, что сценарий фильма по рассказу Василия Гроссмана "проскочил" в производственный план студии им. Горького явно "по недосмотру" цензоров, потерявших бдительность в идеологической неразберихе после смещения Хрущева. Однако, опомнившись, они пытались делать все возможное, чтобы "скорректировать" будущее произведение, применяя в качестве "рычагов" не только худсоветы, но и телефонные звонки "оттуда", устные приказы, аудиенции у Алексея Романова (тогдашнего главы Кинокомитета). Партийный контроль осуществлялся на всех уровнях - от указаний мелкой районной сошки до личных распоряжений товарищей из ЦК.

Официальные претензии к сценарию, а позже и к черновой сборке материала сводились к двум излюбленным ярлыкам - дегероизации и дегуманизации. Прежде всего это относилось к центральной героине в исполнении Нонны Мордюковой: режиссеру настойчиво рекомендовали "очеловечить" женщину-комиссара, в образе которой, на взгляд руководства, революция была представлена внешне непрезентабельно и даже устрашающе. Существенной причиной (как обычно, не формулируемой) для особой строгости был "еврейский вопрос", вновь обострившийся в эти годы в связи с Шестидневной войной.

Заключительным аккордом стало заседание коллегии Госкино 29 декабря 1967 г. Поскольку уступки, на которые согласился пойти Аскольдов, изъявший несколько "натуралистических" эпизодов, оказались недостаточными и не привели к принципиальному изменению концепции, решено было картину закрыть. Приказом от 29 июля 1968 г. Кинокомитет передал все материалы фильма на хранение в Госфильмофонд. Впоследствии аттестационная комиссия "Мосфильма" признала режиссера профессионально непригодным, он был отчислен из студии и фактически отлучен от профессии, а на партсобрании заочно исключен из рядов КПСС.

В 1975 г. Сергей Герасимов и Ростислав Плятт направили в ЦК КПСС письмо, в котором призывали пересмотреть отношение к опальному фильму и решить его судьбу. Однако запрет отменен не был, а Председатель Госкино Филипп Ермаш сообщил в ЦК, что подведомственное ему Министерство своего мнения о картине Аскольдова не изменило.

Не изменит оно его и спустя одиннадцать лет. После просмотра, который состоится 16 октября, коллегия не сочтет целесообразным присоединиться к мнению СК. Уже отлаженный механизм освобождения и реабилитации "полочных" фильмов неожиданно даст сбой: Комиссар окажется тем бастионом, который Госкино не спешит сдавать без боя.

МУРЗИНА А., САВЕЛЬЕВ Д. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=59

Док. 625734
Перв. публик.: 25.09.86
Последн. ред.: 13.05.10
Число обращений: 0

  • Мордюкова Ноябрина (Нонна) Викторовна
  • Герасимов Сергей Аполлинариевич
  • Плятт Ростислав Янович
  • Аскольдов Александр Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``