Письмо директора ВСРК М. Б. Маклярского и художественного руководителя ВСРК Л. З. ТраубергаНазад
Письмо директора ВСРК М. Б. Маклярского и художественного руководителя ВСРК Л. З. Трауберга
[...] Работа т. Аскольдова представляется нам интересной и талантливой.
Однако дипломантом допущены, на наш взгляд, крупные ошибки как в трактовке произведения, так и в режиссерской работе, в частности в монтаже. [...]
Первое: в рассказе о героизме советских людей в гражданской войне резко смещены акценты. Носителей идеи пролетарского интернационализма является не Красная Армия, а главным образом семья Магазаника. Вместо четкого разделения лагерей звучит тема вообще чуждой населению войны. С излишней и исторически неоправданной настойчивостью проводится "вечная" идея о тяжелом положении евреев.
Второе: реалистическую, простую историю, рассказанную писателем, режиссер стремится передать средствами крайних течений современного кино. Отсюда - почти не разгадываемые ассоциации, лишающие фильм народности, любование ужасами жестокостью, затянутые до бессмыслицы монтажные куски.
Мы убеждены в том, что можно в основном улучшить фильм ценой перемонтажа (конечно, во многом фильм остается спорным, однако бояться не приходится - в результате купюр яснее дойдет несомненно украшающая фильм общая патриотическая линия. [...]
Возможно, что режиссер при предыдущих сокращениях изъял куски, помогающие реалистической трактовке событий и характеров. Возвращение к ним было бы желательным.
Вряд ли следует рассматривать наши предложения как ультимативные. Незачем говорить о недопустимости навязывания режиссеру своих трактовок, своих монтажных ходов.
Но в данном случае речь идет о другом. На все указанные нами огрехи режиссеру указывают кинематографисты, желающие добра фильму.
Если нельзя заставлять режиссера что-то менять, то и не следует режиссеру-дипломанту принципиально восставать против продуманных, ответственных советов старших товарищей. [...]
Письмо директора ВСРК М. Б. Маклярского и художественного руководителя ВСРК Л. З. Трауберга директору киностудии им. Горького Г. И. Бритикову о фильме "Комиссар". 16 января [...] Работа т. Аскольдова представляется нам интересной и талантливой.
Однако дипломантом допущены, на наш взгляд, крупные ошибки как в трактовке произведения, так и в режиссерской работе, в частности в монтаже. [...]
Первое: в рассказе о героизме советских людей в гражданской войне резко смещены акценты. Носителей идеи пролетарского интернационализма является не Красная Армия, а главным образом семья Магазаника. Вместо четкого разделения лагерей звучит тема вообще чуждой населению войны. С излишней и исторически неоправданной настойчивостью проводится "вечная" идея о тяжелом положении евреев.
Второе: реалистическую, простую историю, рассказанную писателем, режиссер стремится передать средствами крайних течений современного кино. Отсюда - почти не разгадываемые ассоциации, лишающие фильм народности, любование ужасами жестокостью, затянутые до бессмыслицы монтажные куски.
Мы убеждены в том, что можно в основном улучшить фильм ценой перемонтажа (конечно, во многом фильм остается спорным, однако бояться не приходится - в результате купюр яснее дойдет несомненно украшающая фильм общая патриотическая линия. [...]
Возможно, что режиссер при предыдущих сокращениях изъял куски, помогающие реалистической трактовке событий и характеров. Возвращение к ним было бы желательным.
Вряд ли следует рассматривать наши предложения как ультимативные. Незачем говорить о недопустимости навязывания режиссеру своих трактовок, своих монтажных ходов.
Но в данном случае речь идет о другом. На все указанные нами огрехи режиссеру указывают кинематографисты, желающие добра фильму.
Если нельзя заставлять режиссера что-то менять, то и не следует режиссеру-дипломанту принципиально восставать против продуманных, ответственных советов старших товарищей. [...]
Письмо директора ВСРК М. Б. Маклярского и художественного руководителя ВСРК Л. З. Трауберга директору киностудии им. Горького Г. И. Бритикову о фильме "Комиссар". 16 января 1968 г. // Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства. М., 1998.