В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Традиции советской живописной школы живы Назад
Традиции советской живописной школы живы
Ломер Ахвледиани, работу которого в фильме Древо желания высоко оценили даже люди, не очень искушенные в нюансах операторского искусства, в начале восьмидесятых доснял фильм Реваза Чхеидзе Твой сын, земля и стал лауреатом Ленинской премии. Это и дало ему возможность заниматься желанным делом: свободно путешествовать по миру и, самое главное, снять картину в любимой стране - Испании. В те годы, когда Чхеидзе работал над Житием Дон Кихота и Санчо, ветер перемен, называемый "перестройкой", еще не всколыхнул Грузию. Разумеется, Л. А. с радостью выбрал испанскую натуру, но, будучи представителем так называемой советской живописной операторской школы, снял Испанию удивительно сухо. Нарочитая образность, прихотливая композиция кадра свойственны и следующей полуиспанской картине Л. А. Бесаме - режиссерскому дебюту его дочери Нино Ахвледиани. Л. А. вновь отказывается от сильных световых контрастов, но это классическое изобразительное решение чуждо поэтике современного грузинского писателя Гурама Дочанашвили, по роману которого снят фильм Бесаме. Авторы могут парировать: жанр картины близок к сказке, речь в ней идет о некоем тоталитарном государстве, где правит насилие, т. е. герои существуют вне времени и пространства. И все же для Л. А. в первую очередь был важен повод отправиться путешествовать в легкий и ясный мир, бежать от обыденности, находя спасение в любовании изысканной фактурой. Работа в квазидокументальной стилистике (Экспресс-информация Эльдара Шенгелая) явно не доставила ему удовольствия - фактуры и детали, особенно в павильонах, здесь почти не проработаны. Это кажется странным для такого поэта-оператора, как Л. А. Но в грузинском кино девяностых поэтов-режиссеров уже нет - не стало Тенгиза Абуладзе, Сергея Параджанова... Да и кинопромышленность переживает кризис. Тогда Л. А. быстро принимает естественное для него решение и вновь отправляется в путешествие туда, где все еще ценят прекрасное, - на этот раз в Россию. Снимает на "Мосфильме" пастельный Белый праздник для Владимира Наумова, русско-польский вестерн Золотое дно для Марека Новицкого и на "Ленфильме" - детскую полудетективную сказку История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу для любимой дочери Нино. Традиции советской живописной школы живы.

ГВАХАРИЯ Георгий. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

Док. 625706
Перв. публик.: 12.05.00
Последн. ред.: 12.05.10
Число обращений: 0

  • Ахвледиани Ломер Бидзинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``