В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Егоров: Право и экономика России на современном этапе развития: проблемы и перспективы взаимосвязи Назад
Вячеслав Егоров: Право и экономика России на современном этапе развития: проблемы и перспективы взаимосвязи
Аннотация

В статье подняты вопросы взаимосвязи права и экономики в России. Акцентирована необходимость преодоления представления о праве как о концентрированном выражении экономики, вызывающего противоречия и являющегося актуальнейшей темой исследования. Сделана попытка исторически обосновать происхождение права и его регулирующей роли в экономике, начиная с IV-III тысячелетий до нашей эры.

Автор рассуждает о роли теории права и ее значении для экономической науки в современный период. Приходит к выводу, что теория права в современный период не является послушной служанкой экономической теории, и роль права заключается не в обеспечении рыночной экономики России, а в ее организации и регулировании.

Annotation

The article raises the problems of interaction of law and economy in Russia. It emphasizes the necessity to overcome the perception of law as a concentrated expression of economy which causes contradictions and which is one of the most actual topics for doing researches. It is made an effort to historically justify the origin of law and its regulatory role in the economy since IV-III B.C.
    
The author discusses the role of legal theory and its importance to economic science in modern world; comes to the conclusion that nowadays legal theory is not an obedient servant of economic theory and that the role of law consists not only in supporting market economy of Russia but also in its organization and managing.


Сложившаяся ситуация в российском обществе, несмотря на социально-экономические условия требует опоры на правопонимание и правосознание наших граждан. В процессе становления правового государства, где человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, главным условием достижения этого является верховенство права, его самостоятельность и независимость.

Однако, до сих пор существует трудноразрешимая проблема, так как сохраняется необходимость преодоления представления о праве как о концентрированном выражении политики и экономики, что вызывает противоречия и является актуальнейшей темой исследования ряда ученых-юристов, перед которыми стоят задачи по определению предела действия права в различных сферах общественных отношений и, особенно в экономике нашего государства.

Так сложилось в истории России XX столетия взаимосвязь права и политики определялось исключительно в рамках марксистской схемы взаимодействия. По которой базис (экономический строй) определял надстройку (идеологические отношения, государство, право) и характер всего общественного организма [1, с. 13].
    
По мысли С.В. Васильева в тот период право неизменно определялось как нечто вторичное, производное от экономических (базисных) отношений, не имеющее самостоятельного значения, не способное играть самостоятельную роль [2, с. 137].
    
К сожалению, влияние подобного подхода, хотя и не столь выраженное, как прежде, прослеживается и в наше время коренных общественных преобразований. Ряд ученых (Т.В. Иванкина, С.П. Маврин, Л.И. Спиридонов и др.) в своих трудах настаивают, что "право должно... соответствовать общему экономическому положению", а общественные отношения имеют "одинаковую социально-экономическую природу" [3, с.8], что в основе права, в конечном счете, лежат производственные отношения [4, с. 174].

Поэтому, чтобы возразить таким суждениям, считается необходимым обратиться к истории. История оценивается, прежде всего, с точки зрения развития общества. Общественный характер исторического процесса означает, что в нем определенно прослеживаются закономерности, преемственность, рациональность, разумность в развитии или всеобщая позитивная связь явлений. Новые исторические знания оказывают так же влияние на новые теоретические положения о происхождении права.
Из исторических научных открытий крупнейшего отечественного исследователя Ю.В. Кнорозова (1922 - 1999) [5] нам становится известно, что становление права начинается с агрокалендарей в раннеземледельческих обществах Месопотамии, Египта, Индии и других государств примерно в IV-III тысячелетии до нашей эры. По суждениям известных ученых-исследователей А.Б. Венгерова и З.Ш. Гафурова [6. С. 57 - 77] агрокалендари представляли с собой четко фиксированные источники норм, регулирующие производственную деятельность земледельческих обществ. С их появлением начинается принципиально новый способ фиксации норм, их выражение, распространение.

Следовательно, появляется система запретов, дозволений и принуждений к выполнению обязательных требований. Немного позже появляются законы, кодексы, своды законов. К примеру, первый известный нам свод законов - это свод царя Ур-Намму, который жил в Шумере в III тысячелетии до нашей эры. В городе-государстве Лагаш возникают систематизация законодательства, судебной практики и т.д.

Характерно, что многие законы раннеклассового общества были ориентированы как система регулирования по установлению правды и справедливости, социального мира. Они нашли свои отражения в Законах Хаммурапи, Ману, реформах Солона, Законах XII таблиц древнеримской республики.

В этот же период начинается формирование новых способов социального контроля за выполнением норм. Появляются специально назначенные должностные лица, контролирующие выход на работу, организацию труда общинников-земледельцев, а также специально созданные социальные институты - полиция и армия, государственный орган - суд для разрешения споров, поддержания законов и наказания их нарушителей.

Формируются так же новые профессии специальных людей, занимающихся удостоверением тех или иных соглашений, сделок, доверенностей и иных процедурных документов.
Таким образом, уже в раннеклассовом обществе государство начинает вмешиваться в экономический оборот, договорные отношения, тем самым процедурная сторона регулятивной системы приобретает все более формализованный институциональный характер [6, с. 74]. Право же начинает регулировать производящее хозяйство, свободный труд общинников-земледельцев и ремесленников.

В длительном процессе становления государств, классов право становится способом осуществления функций государства и волей господствующего класса. С расслоением общества на богатых и бедных, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, то есть начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп.

Это проявляется, прежде всего, c ужесточением санкций, защищающих собственность.
    
В современный период все еще актуальным остается роль теории права и ее значение для экономической науки и некоторых других обществоведческих научных направлений [7, с. 278]. Известный теоретик российского права А.Б. Венгеров замечает, что длительное время некоторые ведущие экономисты небрежно относились к теории права. Такой подход шел исторически от "определяющей роли экономического базиса" по отношению к "надстройке", в которую, якобы входило право. Как по утверждению К. Маркса "право не может быть выше экономики", так и, по мнению многих его последователей, которые имели представление о праве как просто форме экономики, как приоритете экономики над правом, политикой. А.Б. Венгеров приводит так же изречение И.В. Сталина, о том, что в авторы экономической работы надо всего лишь "взять одного юриста для проверки формулировок", что так ярко доказывает пренебрежительное отношение к праву со стороны руководителя советского государства [Там же. С. 278].
    
Думается именно поэтому, в советский период развития обществоведения к теории права было снисходительное отношение, она даже не включалась в перечень общественных наук.
    
А.Б. Венгеров утверждает, что "многие представители экономического знания не учитывали системность права, а также то обстоятельство, что экономические решения, облеченные в неразработанную правовую форму или форму правового решения, противоречащего другим правовым решениям, а хуже всего - системности права, работать не будут и, наоборот, могут сорвать все благие экономические намерения и ожидания" [Там же. С. 279]. Например, пренебрежение правом в советский период привело к срыву хозяйственную реформу 1965 года, автором которой был А.Н. Косыгин - Председатель Совета Министров СССР. А также к краху, в современный период, экономические ожидания Е.Т. Гайдара и его сторонников, когда предположения о достаточности экономических решений без их правового оформления, возобладали в рамках так называемого "экономического детерминизма". Предположения что конкуренция, присущее рынку, сама собой приведет к снижению цен при наполнении рынка товаром, что экономические отношения сами по себе станут стимулятором производства без их надежного правового обеспечения, не оправдались, а реформы не пошли.

К сожалению, некоторые признанные теоретики-экономисты России (А.М. Никитин, Ю.А. Цыпкин, Н.Д. Эриашвили и др.), до сих пор придерживаются мнения, что право, то есть закон, должен выполнять обеспечивающую роль в экономике. В этом и видят тесную "взаимосвязь экономики и права" [8, с. 37].

Думается с такой сентенцией согласиться нельзя, ведь норма права - это, прежде всего, правило или мера должного поведения [9, с. 610] и, как подчеркивает известный ученый-правовед В.Д. Филимонов, основными функциями правовой нормы следует признать организаторскую и охранительную. Организующая функция направлена на установление и поддержание определенного порядка в различных сферах общественных отношений, а охранительная - на защиту сформировавшегося порядка от поведения, причиняющего ему вред. При этом сущностью нормы права является ее способность регулировать поведение людей путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей [10. С. 6 - 10].

Таким образом, только на основании правовой нормы каждое общественное отношение, в том числе и в сфере экономики, облекается в форму правового отношения. Резюмируя сказанное, уместно обратиться к формуле, которая известна из собрания древнеримских юридических сентенций (Дигестах): "закон либо предписывает, либо запрещает, либо дозволяет, либо наказывает" (Модестин, Д. 1.3.7).

В условиях формирования правового государства, подчеркивает С.В. Васильев, право становится важным рычагом поступательного развития экономики, создает ее нормативную базу, активизирует обменные отношения, инициирует разумное проявление инициативы и предприимчивости. Право регулирует экономические отношения, в рамках действующего законодательства, определяет перспективу развития процессов в желаемом направлении, вытесняя устаревшие и изжившие себя формы [2. С. 154 - 155].
В современной отечественной юридической науке, исследующей предпринимательские отношения в сфере рыночной экономики, все чаще поднимаются вопросы системных аспектов взаимосвязи экономики и права в области их государственного регулирования [11], эти же проблемы начинают освещаться в цивилистической литературе [12].
    
Становится реальностью, что модернизация экономики и технологический рывок в нашей стране невозможны без адекватного восприятия правящей элитой современных реалий и приоритетов мирового развития. Вот поэтому одно из определяющих условий модернизационного рывка, по мнению академика А. В. Торкунова, это адекватная оценка современной ситуации, базирующаяся на фундаментальных знаниях о мире, России, о нашей истории и нашем настоящем [13].

Авторитет права в нашей стране все еще низок и это нельзя не учитывать как обществу в целом, так и руководителям государства. Значение права, постепенно начинает осознаваться технократами и экономистами, пришедшими в России к власти, замечает А.Б. Венгеров. Сотрудничество представителей экономической и теоретико-правовой наук в разумных пределах становится необходимым условием прогрессивного общественного развития. Но такое сотрудничество предполагает и определенные экономические знания у представителей юридической науки. А право постепенно выдвигается на передний край преобразования России [7, с. 280].
Все чаще мы приходим к выводу, что нам нужны креативные (англ. create - создавать) личности способные к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Мы уверены, только креативные общественно и экономически активные граждане способны к творчеству и реализации творчества в повседневной, политической, общественной и экономической жизни страны.
Следовательно, мы вправе придерживаться такого мнения, что теория права в современный период не является послушной служанкой экономической теории, и роль права заключается не в обеспечении рыночной экономики России, а в ее организации и регулировании.

Таким образом, новые времена, новые условия в нашей стране потребовали нового подхода в определении места и роли права, а приоритет прав и свобод человека, понимание его достоинства постепенно становятся величайшей социальной ценностью современной России.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 26. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1964. - 674 c.

2. Васильев С.В. Право, политика, экономика на этапе становления правового государства в России: проблема взаимосвязи. Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университиет МВД России, 1998. -168 с.

3. Трудовое право России: Учебник / Т.В. Иванкина, С.П. Маврин, Е.В.Магницкая и др. Под ред. А.С. Пашкова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербурского ун-та, 1993.
    4. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., "Форбанк - СПб". 1995. - 300 с.

5. Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М. - Л., 1963. - 664 с. http://sovietthings.narod.ru/knigi/knigi.html

6. Теория государства и права. Московский юридический институт. Выпуск 1. М.: Юрист. 1993. - 127 с.
    
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 1999. - 528 с.

8. Экономика и право: Учеб.пособие для вузов / А.М. Никитин, Ю.А. Цыпкин, Н.Д. Эриашвили и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 1999. - 815 с.

9. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник, М.: Проспект, 2001. - 760 с.

10. Филимонов В.Д. Норма права и ее функции // Государство и право. - 2007, - N 9. - С. 5 - 12.

11. Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Афтореф. дисс... д-ра юрид. наук. Москва, 2005.

12. Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. - 206 с.

13. Торкунов А.В. Школа российской идентичности (История международных отношений и состояние современного исторического образования) // Независимая газета. 14 октября 2009 г.

Егоров В.Е., доцент кафедры экономики и менеджмента Псковского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат педагогических наук, юрист


www.viperson.ru

Док. 625364
Перв. публик.: 05.05.10
Последн. ред.: 30.03.11
Число обращений: 0

  • Торкунов Анатолий Васильевич
  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``