Сегодня депутаты госсовета Татарии рассмотрят кандидатуру мэра Набережных Челнов Ильдара Халикова на пост премьер-министра республики. Претендент долгое время, в том числе и в период кризиса 1998 года, работал в структуре ОАО "КамАЗ", что расценивается опрошенными "Ъ" депутатами госсовета как весомый плюс в пользу кандидата. Представители бизнеса с его приходом также рассчитывают на демократизацию.
Президент Татарии Рустам Минниханов, 25 марта этого года возглавивший регион, внес в госсовет кандидатуру мэра Набережных Челнов Ильдара Халикова на пост премьера. Вчера ее одобрили все комитеты парламента. Глава комитета госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев отметил, что господин Халиков "сформировался как антикризисный менеджер во время работы на КамАзе в непростые времена сразу после кризиса". Сам господин Халиков на вопросы депутатов отвечал кратко, а от общения с прессой предпочел воздержаться до сегодняшнего голосования.
Ильдар Халиков. Родился 21 ноября 1967 года в городе Агрыз (Татария). В 1992 году окончил Казанский госуниверситет по специальности "правоведение". В 1985-1987 годах проходил срочную службу в Забайкальском военном округе в войсках ПВО. С 1993 года трудился в Челны-банке, прошел путь от специалиста до начальника управления. С 1995 года в ОАО "КамАЗ" занимал должности замначальника правового управления, директора по финансам, заместителя гендиректора по экономике и финансам, замгендиректора по корпоративной стратегии. С августа 2003 года возглавлял Набережные Челны. Сначала занимал пост главы администрации (назначался президентом республики), а с 2006 года - главы муниципального образования, мэра (избирается из числа депутатов горсовета). С 2006 года - секретарь городского и член президиума республиканского политсовета "Единой России", глава фракции партии в горсовете.
Взлет карьеры господина Халикова пришелся на 1995 год, когда он в возрасте 27 лет пришел на КамАЗ. В должности заместителя гендиректора по экономике и финансам ему удалось реструктурировать долг автозавода в $1,3 млрд. Коллеги по работе на предприятии называют этот успех его "визитной карточкой, за которую напротив его фамилии впоследствии было поставлено немало галочек". В 2003 году господин Халиков возглавил созданную на предприятии дирекцию по корпоративной стратегии. На этом посту под его руководством компания одержала победу в скандальном споре с местной налоговой инспекцией, пытавшейся за неуплату ЕСН арестовать продукцию КамАЗа на 2,2 млрд руб., после которого руководство ведомства ушло в отставку.
В течение семи лет работы на посту мэра ему удалось завершить в Набережных Челнах проблемные социальные "долгострои". Из последних успехов господина Халикова можно отметить включение города в федеральную программу поддержки моногородов, в рамках которой город получит 3,5 млрд руб. на развитие сельскохозяйственной отрасли. В мэрии Набережных Челнов о господине Халикове отзываются как об "интеллигентном и демократичном управленце, который во всем доходит до мелочей", но "когда надо, может быть жестким".
Депутаты госсовета отмечали положительный опыт работы кандидата в премьеры на КамАЗе. "Халиков работал в кризисной ситуации на КамАЗе, битый-перебитый, несмотря на то что молодой",- продолжил гендиректор группы компаний ТАИФ Альберт Шигабутдинов. Гендиректор "Эссен продакшн АГ" (владеет торговой маркой "Махеевъ") Леонид Барышев отметил, что "опыт работы как на крупном предприятии, так и на муниципальном уровне научил его слушать и слышать голоса всех представителей бизнеса". "В Набережных Челнах была определенная демократия, и нам жалко, что он уходит из этого города. Но я надеюсь, что и на новом посту он уделит внимание не только нефтяному лобби",- резюмировал господин Барышев.
Всеволод Бойко, Юлия Гараева, Казань
Газета "Коммерсантъ"
22.04.2010