В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Такая к музыке любовь Назад
Такая к музыке любовь
Признанный в международных кругах пензенский фотохудожник Эдуард Тевосов обладает бесценными реликвиями, связанными с семьей выдающегося музыканта планеты, патриарха азербайджанского джаза Вагифа Мустафы Заде.

БАКИНСКИЕ ВСТРЕЧИ

Утро Эдуарда начинается с джаза. Эту любовь привил ему Вагиф, создатель популярных в советские годы ансамблей "Лейли" и "Севиль". С ним он познакомился в бакинской больнице, куда привел его один писатель. Первая же встреча вылилась в творческую дружбу. В семье музыкантов, которых к тому времени знал весь мир, Эдуард стал своим человеком. Жена Вагифа Эльза, одно время певшая в грузинском ансамбле "Ореро" вместе с Вахтангом Кикабидзе, была интересным собеседником, искрометным импровизатором и гостеприимной хозяйкой. Не менее яркой личностью был и глава семейства. Как - то Тевосов получил серебряную медаль за фотографию на конкурсе в Югославии. Прихватив с собой бутылочку редкого по тем временам рижского бальзама, решил обмыть победу с другом. И вдруг Вагиф заявил: " Это очень кстати. У меня тоже есть повод, поскольку кассета с моими записями заняла на конкурсе во Франции 1 место". Но пить, правда, не стал. Бутылочку бальзама уговорили Эдуард и Эльза.
Вагиф сидел в это время за фортепиано и играл. Когда наступила пауза, обратился к другу: " Ну, как ощущения?". Эдуард откровенно признался, что в музыке ни черта не понимает. Маэстро заметил: "То, что скажут мне музыканты, я и без них знаю. А мне интересно мнение простого слушателя. Я видел, когда играл музыку, у тебя ходил кадык. Он как камертон передает ощущения вибрации. Значит, моя композиция тебе понравилась".
Кстати, Вагифа, как в свое время Муслима Магомаева, отчислили из музыкального училища за профнепригодность. Но он пошел на принцип и подал заявление в консерваторию. Один из известных композиторов ему заявил, что он туда не поступит. Но Вагиф сдал экзамены, а после 1 семестра подал заявление с просьбой об отчислении, с мотивировкой, что в консерватории ему не у кого учиться.

ТВОРЧЕСКИЙ ВЗЛЕТ

Позднее Тевосов помог ему попасть в Союз композиторов Азербайджана. Для этого был выбран удачный повод. Как корреспондент газеты "Баку" Эдуард написал статью к юбилею ансамбля "Лейли" и попросил секретаря Союза Тофика Кулиева дать свое резюме. Поскольку помещений для репетиций у Вагифа не было, он сыграл Кулиеву дома. Уже после Тевосов намекнул, что неплохо было бы предоставить талантливому музыканту комнату для репетиций в Союзе композиторов. Кулиев понимающе усмехнулся и сказал: " Я готов предоставить ему место даже в своем кабинете". После этого случая Вагифу дали зеленый свет. Пошли его сольные концерты.
На одном из них, для фортепиано с оркестром, после выступления Вагифа раздался шквал аплодисментов. Тот самый педагог, который отговаривал его поступать в консерваторию, вдруг встал и сказал: " Такая музыка достойна лучших композиторов". И вдруг раздался голос из зала: " Но не каждый пианист может сыграть такую партитуру".
А вскоре, на концерте в Ташкенте, в возрасте 39 лет, Вагиф Мустафа Заде умер от разрыва сердца. Он, конечно, был выдающимся музыкантом своего времени. В память о нем азербайджанская культурная общественность установила барельеф на доме, где он жил.

ПО СТОПАМ ОТЦА

Дело его жизни продолжила дочь Азиза. Унаследовав композиторский талант отца, и вокальные данные матери, она с трехлетнего возраста принимала участие в престижных джаз - фестивалях. В 15 лет стала лауреатом крупнейшего в СССР фестиваля джазовой музыки в Тбилиси, где собралось 30 тысяч зрителей. В этом музыкальном форуме приняли участие 23 известных джазовых коллектива, в том числе знаменитый джаз-бенд Олега Лундстрема. В память об этом событии Азиза подарила Тевосову каталог с трогательной надписью:
"Дядя Эдик! Не воображай! Зазнайка". Тевосов был тронут и бережно хранит эту бесценную реликвию.
После смерти Вагифа родные и друзья ежегодно устраивают вечера его памяти. На одном из таких концертов Тевосов впервые увидел Ларису Долину, которая родилась в Баку.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Несмотря на широкую известность, даже после смерти Вагифа, его семья жила очень бедно. При жизни у него не было даже магнитофона для записей. Однажды он написал либретто для спектакля, но кассету с записью украли. Приехал взволнованный режиссер. Вагиф его успокоил: "Ну и что! Я новую напишу!".
Чудо техники появилось в доме, когда главы семейства уже не было. Азиза очень просила мать купить магнитофон, но денег на его покупку не хватало. Да и достать дефицитную вещь по тем временам было трудно. Когда нашлись деньги, Эльза попросила Тевосова достать магнитофон. Он обратился к знакомому директору магазина, мол, нужно для дочери Вагифа. Тот заявил, что надо переплачивать. Короче дать кому-то взятку. А поскольку денег больше не было, взялся все утрясти. Вскоре в доме появился рижский магнитофон. Когда поставили заводскую кассету, то зазвучала композиция в исполнении Вагифа. Все плакали. Музыка пришла к нему после смерти.
Сегодня Азиза, вслед за отцом внесена в международную энциклопедию джазовой музыки и входит в первую десятку джазменов планеты. Вместе с матерью, которая работает ее продюсером, они живут в Германии. Большие надежды подает и дочь Вагифа Мустафы Заде от первого брака Лала, которая также пошла по линии отца. Эдуард Тевосов бережно хранит реликвии: фотографии и афиши связанные с известным в мире джазовым семейством. На одном плакате Вагиф оставил ему автограф: "Дорогому Эдику - ЛДЗ". Тевосов попросил расшифровать. Перевод оказался очень простым - любителю джазовой музыки. И это написал человек, который пронес любовь к джазу через всю короткую, но удивительно яркую жизнь.

Александр БАХМУТОВ

"Пензенская правда". Вкладка "Союз народов губернии". 2005 г.

Viperson

Док. 624903
Перв. публик.: 19.04.05
Последн. ред.: 06.02.12
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``