В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Я так считаю Назад
Я так считаю
По поводу серьезных фактов коррупции и пренебрежительном отношении к людям на территории Пензенской области я неоднократно писал президенту России, премьер- министру В.В. Путину, председателю Федерального собрания С.М. Миронову, в Генеральную прокуратуру. В результате многолетней переписки получил вразумительный ответ только от Сергея Михайловича Миронова, ответившего мне лично. Все остальные, включая аппарат Президента РФ, ограничились отписками и рассылкой моих обращений в областное правительство и прокуратуру.

Бумага, как говорят, все стерпит. Но выступление президента России на последнем заседании Госсовета в Кремле, посвященного развитию политической системы в стране, заставило призадуматься о сущности бытия российских граждан проживающих в глубинке.

Пенза, даже по современным меркам, - Москве не ровня и живет, преимущественно, за счет государственных дотаций. Тамошняя власть, дабы утереть нос ближайшим соседям и угодить федеральному центру, буквально вылезает из кожи приветствуя кремлевские инициативы в реализации нацпроектов. Строит ФОКи, спортивные сооружения, недавно вновь отстроила и приняла к эксплуатации сгоревший драмтеатр. В 2011 году планирует приступить к строительству Спасского кафедрального собора, взорванного большевиками в 1934 году. Предварительная стоимость проекта около двух миллиардов рублей.

Для дотационного региона - это деньги немалые, а если учесть что губернатором области перед мэрией Пензы поставлена задача довести в ближайшие годы численность населения областного центра до миллиона, то эти средства разумнее направить на решение социально- экономических проблем. Тем более уцелевших храмов, нуждающихся в возрождении, у пензенской епархии предостаточно. Ведь главная забота государства, все же, - люди!

На сегодняшний день в Пензе проживает чуть более 500 тысяч человек или треть населения области.

Если исходить из грандиозных планов губернской власти, то для расселения областного центра нужны новые людские резервы. Найти их можно только в далекой глубинке. Но поскольку там нет элементарных бытовых условий для жизни, молодежь и работоспособное население покидают насиженные места. Пензенские деревни обезлюдили и находятся на грани вымирания. Не ошибусь, что такого же мнения придерживается большинство граждан Российской Федерации. Ведь от Калининграда до Камчатки аналогичная ситуация.

Вопиющая действительность, когда многие деревни обезвожены, а жители лишены прав на достойный труд и обеспеченную старость, в комментариях не нуждается, что подтверждается тревожными сообщениями ленты новостей. Немало таких фактов, основанных на моих личных наблюдениях, и в Пензенской области.

Одна из ключевых проблем глубинки - водоснабжение.

Три года назад, по командировке редакции, я выезжал в Белинский район Пензенской области, где сложилась критическая ситуация с водоснабжением сел Поим и Марьевка питьевой водой. Там больше года не работала водонапорная башня и провалился насос. Когда же бригада буровиков прибыла на место, оказалось, что дорога к объекту от снега не очищена, а кабель к водонапорной башне не подведен. Глава сельской администрации только развела руками: - А что я могу сделать? В Марьевке одни пенсионеры. Ни техники, ни оборудования, ни специалистов там нет. Чтобы добраться до села, прошу своего отца подвезти специалистов. Вот поеду сейчас искать электрика.

На должности главы местного самоуправления она работала только пятый месяц, но кроме этой 27-летней женщины, ни один поимский или марьевский мужик в эту лямку впрягаться не пожелал.

Сама Марьевка напоминала безлюдный таежный тупик. Не видно было даже собак. Рядом с руинами церквушки, разрушенной еще в 30-е годы, я постучался в неприметный домишко, в котором проживали две старушки-пенсионерки. Самой "младшей", представившейся Юлией Соловьевой, исполнилось 70 лет.
Ее престарелой матери - 90. Чтобы как-то выжить старушки содержали личное подворье: корову, бычка, несколько десятков кур и гусей.

- Если уж местная власть нас не жалует, то что мы, старики, сделаем? Собирали с каждого двора по 30 рублей, чтобы заправить кран. Приезжали электрики. Сказали, что свет сделали, а ныне опять света нет.

Тяжело нам без воды. Летом надо поливать огород, а зимой поить и кормить скотину. Летом берем воду из речки. Зимой из колодцев. Их на всю деревню шесть, но некоторые во дворах у частников. У нас еще с водой гоже, а на другом конце села совсем колодцев нет, - поделились они своими бедами.

Проблему водоснабжения в Марьевке тогда так и не решили. Скважину бурильщики отремонтировали, Но из-за отсутствия в селе оборудования (насоса, кабеля, водоподъемных труб), воду так и не подвели.

Возможно, сейчас там что-то изменилось, но в целом по области вопросы водоснабжения проблема N1.

Недавно я посетил предполагаемую родину далеких предков Василия Шукшина, - село Шукшу в Лунинском районе. Возникло оно на месте слободы, основанной в 1665 году мордвой при впадении малой речушки Шукши в полноводную Суру. В "Строельной книге города Пензы" упоминаются два поселения: мордовская Усть- Шукша и расположенная неподалеку татарская деревня Синорово (простонародное название Татарская Шукша). Позднее Усть-Шукшу заселили служилые русские люди. По храму село стало именоваться Архангельским, а по этническому составу Русской Шукшей.

В своем романе о Степане Разине "Я пришел дать вам волю" писатель устами одного из героев поведал о думах, тяготивших его всю жизнь: - Ты родом то откуда? А вот почесть мои родные места. Там вон в Волгуто, справа, Сура вливается, а в Суру малая речушка Шукша... Там и деревня моя была, тоже Шукша. Она разошлась, деревня-то.

Действительно. Все так и было. Шукша, почитай, ровесница Пензы, которой в 2013 году исполнится 350 лет. И горело село несколько раз за свою историю, и уносило его паводковыми водами, и кочевники совершали на него набеги. Тем не менее, выжило, а в годы советской власти здесь кипела бурная жизнь. С приходом реформаторов старинное село стало угасать.

По официальным данным, в 2005 году в селе проживало менее ста человек. Теперь и того меньше. Остались одни старики и старухи. Душ тридцать наберется. Ни школы, ни клуба, ни магазина, ни аптеки в селе нет. Газ - привозной, но топят по старинке дровами. Автолавка с хлебом приезжает раз в неделю, но и такой график не выдерживается.

Словно немым укором стоят в назидание потомкам развалины разрушенного храма в честь Михаила Архангела, сквозь бреши которого просматриваются заросшие бурьяном поля. Только люди в храм уже не заходят. Все больше козы и коровы. Удручающую картину дополняли головешки сгоревшей начальной школы, которую местные власти разобрали перед приездом телеведущей ОРТ Марии Шукшиной. Отрезанную от остального мира маленькую деревушку она посетила инкогнито. "Блокадная" Шукша встретила ее суровым молчанием.

Перед приездом популярной актрисы районное начальство срочно занялось благоустройством. Прочистили дорогу к селу, к реке и местному кладбищу. К тем домам, которые, как предполагалось, должна была посетить Мария Шукшина. Но с местными аборигенами ей пообщаться не довелось.

Увидев собравшихся у развалин церкви людей ответственный чиновник райадминистрации пришел в негодование, и попросил всех разойтись по домам, убеждая, что "никакая Маша Шукшина не приедет".
Однако жители деревни вступили с ним в полемику по поводу нерешенных социальных проблем. Одна из женщин пожаловалась на то, что ее дочь каждый день ходит пешком в школу в райцентр за семь километров.

- Ни воды, ни газа у нас нет! Мы сами добываем воду вручную, но сейчас все качки замерзли. Работает только один, - рассказала одна из местных жительниц. - Балонны с газом, которые нам привозят, наполовину заполнены водой. Про централизованное газоснабжение мы уж не заикаемся. Да и хлеб нам доставляют только рано утром по воскресеньям. А ведь людям нужны и другие продукты. К кому обращаться, не знаем.

Проблема, оказывается, еще и в том, что предприниматели, готовые обеспечивать шукшан товарами первой необходимости, жалуются на бездорожье. Да и бизнес себя не оправдывает. В селе, в основном, остались одни немощные старики.
- Стыдно за власть, которая довела пожилых людей до того, что они используют вместо воды талый снег, - вступила в разговор Фаина Богданова, жительница соседнего села Синорово.

После недолгих пререканий с районным начальством недовольный народ стал расходиться. К моменту приезда Марии Шукшиной площадь перед храмом опустела. Никого из пензенских журналистов к ней не подпустили. Не дождались ее автографов и поклонники, прибывшие из областного центра с книгами Василия Макаровича. Столичную знаменитость отсняли на развалинах местного храма и на берегу реки Шукши. Мария побеседовала с краеведом из поселка Лунино, навестила старейшую жительницу села Евдокию Петровну Маланину.

Незадолго до смерти Шукшин писал: "Завидую моим далеким предкам, их упорству, силе огромной... Представляю, с каким трудом проделали они этот путь с севера Руси, с Волги, с Дона - на Алтай. Склоняюсь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, которое только удалось сберечь у сердца".
Тихо и уныло на Шукше. Никто не тревожит ее покой. Лишь на том месте, где она соединяется с красавицей Сурой, начинаешь ощущать величие природы и бренность человеческого бытия. Наизнанку выворачивают душу пророческие строки: "Там и деревня моя была..." Вымирает Шукша-то!

А сколько таких деревушек уже кануло в вечность? Дело доходит до того, что жители некоторых сел кипятят снег и пьют талую воду. Для пожилых людей, походы за драгоценной влагой к ближайшим водоисточникам напоминают путь на Голгофу. Ради того, чтобы утолить жажду и напоить животных, они ежедневно отправляются с ведрами и бидонами за несколько километров.

Депутаты Законодательного Собрания Пензенской области недавно приняли решение об исключении из учетных данных административно территориального устройства губернии 16 сел и деревень. Все они отнесены к неперспективным. Там нет ни газа, ни воды, ни света. Как же так? Разве забота о людях не прерогатива власти? Так почему в XXI веке люди живут как во времена мезозойской эры?

Нет! Политическая система в России не только далека от идеалов - она даже не стремится приблизиться к ним. Иначе бы люди не покидали места своих предков и не стремились в города, где они также никому не нужны. Назвать работой результаты деятельности местных органов власти не поворачивается язык.

В своем выступлении Президент Дмитрий Медведев озвучил несколько тезисов. В частности подтвердил: ...Наша политическая система работает. Она работает далеко не идеально, но работает...

А вот его тезис о том, что ..руководители субъектов Федерации, и партийные лидеры многое сделали для того, чтобы политическая система и российская демократия стали работоспособными.., в реалиях не подтверждается. Честности и ясности в позициях, - на которые ссылался Президент, - представительным и исполнительным органам власти РФ явно не хватает. Прежде всего в вопросах развития и обновления общества, в первую очередь по защите интересов граждан. Если на местах руководители не справляются со своими прямыми обязанностями, то для чего в стране созданы контролирующие органы, выполняющие функции по защите конституционных прав граждан?

Александр Бахмутов
независимый журналист, Пенза
24.01.2010
http://www.civitas.ru/article.php?pop=0&code=1201&year=2010

Viperson

Док. 624901
Перв. публик.: 24.01.10
Последн. ред.: 06.02.12
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``