В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Комментарий адвоката Швакина С.В. Назад
Комментарий адвоката Швакина С.В.
Комментарий адвоката Швакина С.В. к сообщению комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам о разработке поправок в действующее уголовное законодательство, предусматривающих смертную казнь за организацию и проведение терактов, повлекших массовую гибель людей.

Агентство политических комментариев "Комментарии.РУ".
31 Март 2010

30 марта в СМИ появилась информация о том, что комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам пообещал в сжатые сроки разработать поправки в действующее уголовное законодательство, предусматривающие смертную казнь за организацию и проведение терактов, повлекших массовую гибель людей. "Это наша реакция на вчерашние трагические события в Москве", - сообщил РИА Новости председатель комитета Анатолий Лысков.
Лысков напомнил агентству, что в данный момент на территории России действует мораторий на смертную казнь. "Но если происходят такие страшные преступления, мы должны предложить обществу новый вариант уголовного наказания, чтобы люди, которые идут на теракт, знали, что их ждет", - заявил сенатор. Также, по словам Лыскова, готовятся поправки, предусматривающие, что совершившие теракт, повлекший массовую гибель людей, не должны иметь права на помилование. Лысков сообщил, что комитет намерен уже на этой неделе направить соответствующие поправки в правительство и Верховный суд для получения заключения.
В то же время президент Дмитрий Медведев заявил о возможности ужесточения законодательства по статьям Уголовного кодекса РФ, связанным с терроризмом. "Есть резон еще раз вернуться к проблематике отправления правосудия по террористическим статьям, по статьям "терроризм" и примыкающим преступлениям и поговорить о совершенствовании такого рода практики", - сказал глава государства на совещании по вопросам совершенствования судебной системы. "В ближайшее время проведем еще несколько совещаний, касающихся изменения законодательства в этой сфере (безопасности) и подготовки специальных нормативных актов", - сообщил он.
Теме не менее, позднее, как сообщает "Интерфакс", представители Совета Федерации опровергли информацию о подготовке поправок к уголовному законодательству, вводящих в России смертную казнь за организацию и проведение терактов, повлекших массовые жертвы. "Ни в профильных комитетах, ни в комиссиях нашей палаты такого рода законопроект не готовится и не рассматривается", - заявил агентству "Интерфакс" первый вице-спикер верхней палаты парламента Александр Торшин.
Напомним, в 1996 году Россия вступила в Совет Европы, одним из условий членства в этой организации была отмена смертной казни. Последний смертный приговор в РФ был приведен в исполнение в августе 1996 года, а на применение высшей меры наказания в России был наложен мораторий. Отмена моратория приведет к исключению России из Совета Европы.

Вопросы:
Как Вы прокомментируете намерение комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам разработать поправки в законодательство, предусматривающие введение смертной казни за организацию и проведение терактов? Как Вы оцениваете перспективы данной инициативы сенаторов? Будут ли приняты предложенные поправки? И почему?
Какими могут быть последствия реализации данной инициативы сенаторов?
Поможет ли введение смертной казни за организацию и проведение терактов в борьбе с терроризмом? Каких преференций может лишиться Россия в случае ее исключения из Совета Европы?

Комментарий адвоката Швакина С.В.:
Как было правильно отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р, в международном нормотворчестве существует устойчивая тенденция к отмене смертной казни (Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни; Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни; Протокол к Американской конвенции о правах человека об отмене смертной казни) вплоть до полного и безусловного ее запрета, предусмотренного вступившим в силу в 2003 году Протоколом N 13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свидетельством этой общемировой тенденции служат также принятые Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 62/149 от 18 декабря 2007 года и 63/168 от 18 декабря 2008 года, призывающие государства - члены ООН ограничивать применение смертной казни и сокращать число преступлений, за совершение которых она может назначаться, а также ввести мораторий на приведение смертных приговоров в исполнение.
Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендовала Комитету Министров Совета Европы пригласить Россию стать членом Совета Европы (подпункт "ii" пункта 10 заключения Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 года N 193 по заявке России на вступление в Совет Европы) в том числе после того как Россия выразила намерение "подписать в течение одного года и ратифицировать не позднее чем через три года после вступления в Совет Европы Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления в Совет Европы мораторий на исполнение смертных приговоров". Это обстоятельство послужило основанием для того, чтобы направить России приглашение стать членом Совета Европы, что нашло свое отражение в резолюции Комитета Министров Совета Европы (96) 2, как "принятые обязательства и заверения об их выполнении".
Указанное приглашение было законодательно закреплено федеральными законами от 23 февраля 1996 года N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" и от 23 февраля 1996 года N 20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему". "Серьезным обязательством" России отмена смертной казни была названа и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 1999 года.
Кроме того, в соответствии со статьей 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если: a) оно подписало договор или обменялось документами, образующими договор, под условием ратификации, принятия или утверждения до тех пор, пока оно не выразит ясно своего намерения не стать участником этого договора; или b) оно выразило согласие на обязательность для него договора, - до вступления договора в силу и при условии, что такое вступление в силу не будет чрезмерно задерживаться.
Таким образом, Российская Федерация в настоящее время связана требованием статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею Протокол N 6 его объекта и цели, до тех пор, пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником. В связи с тем, что основным обязательством по Протоколу N 6 является полная отмена смертной казни, включая изъятие из законодательства данного вида наказания за все преступления, за исключением "действий, совершенных во время войны или при неизбежной угрозе войны", и отказ от его применения за тем же исключением, в России наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться. Соблюдение этих условий имеет для Российской Федерации существенное политико-правовое значение, поскольку после присоединения к уставным документам Совета Европы, Российская Федерация подтвердила свои заверения и обязательства, на условиях исполнения которых состоялось ее приглашение в Совет Европы.

Док. 624699
Перв. публик.: 31.03.10
Последн. ред.: 15.04.10
Число обращений: 0

  • Швакин Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``