В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`СТРИМ`ительный конкурент Назад
`СТРИМ`ительный конкурент
Быстрый Ethernet не очень надежных домовых сетей или более гарантированный, но медленный доступ в Интернет по технологии ADSL - в 2004 году стали серьезными конкурентами. А ведь еще в 2003 году эти технологии считались соперниками лишь теоретически. За ADSL был большой охват, неплохое качество и монополизм. На стороне Ethernet-провайдеров - большие скорости, дешевизна и гибкость. Ситуация изменилась кардинально в начале 2004 года, когда интернет-провайдер "МТУ-Интел" вывел на рынок новое семейство тарифов "Стрим" - услугу подключения по ADSL-каналу по ценам, сравнимым со стоимостью услуг Ethernet-провайдеров. Кто возьмет верх в этом витке технологической спирали? Ясно одно, времени на раскачку у Ethernet-провайдинга практически не остается.

Провайдер "МТУ-Интел" анонсировал "Стрим" в феврале 2004 года. Оператор установил цену за трафик от $10 до $30 за 1 Гб. На тот момент такая такса применялась исключительно в межоператорских расчетах. Но и на этом "МТУ-Интел" не остановился - 1 сентября 2004 года на рынке появляется новый тариф - "Стрим Нео", гарантирующий беспрецедентно низкую стоимость - $24 в месяц за безлимитный Интернет на скорости 160 Кбит/с. Если первый "Стрим" принес российским пользователям Интернета альтернативу коммутируемому доступу, то "Стрим Нео" замахнулся на состоятельность домовых сетей. В борьбе за рынок последние стали снижать тарифы. Их максимальное падение приходится на весну 2004 года, когда началось первое нашествие тарифа "Стрим". Тогда цены снизили крупнейшие московские сети. Запуск "Стрим Нео" вынудил подчиниться этой тенденции и остальных.

Сети вне закона
Первые домашние сети появились еще в середине 1990-х годов. Начиналось все с кустарного энтузиазма: компьютерные умельцы стали организовывать небольшие локальные сети для общения между собой, а когда к ним подключалось до 150-200 абонентов, регистрировалась коммерческая фирма. Сплетенные сети перерастали масштабы подъездов, и их пользователями становились сотни тысяч человек. Уже к 2002 году на рынке домовых сетей наблюдался настоящий бум. Благодаря удобной технологии и демпинговым ценам домашние сети в то время ежегодно удваивали, а порой и утраивали свою абонентскую базу.

Сегодня потенциальную возможность доступа к домашней сети имеют порядка 70% жителей столицы. Однако реально подключенных гораздо меньше. Заместитель генерального директора московской домашней сети "Домонет" Александр Васильев говорит о примерно 7% насыщенности этого рынка. Общий объем рынка домашних сетей при этом достигает $12-15 млн в год. "В настоящее время от 30 до 50 тыс. столичных квартир имеют выход в домашние сети. При этом среднемесячный платеж составляет $20-25", - рассказал "Стандарту" Александр Васильев. По оценкам компании Json & Partners, сегодня в Москве - несколько сотен домовых сетей. "Реальных абонентов у домашних сетей около 120 тыс., а ARPU находится в пределах $15-18", - считает аналитик Json & Partners Борис Овчинников.

Сейчас сложно найти в Москве район, где бы не было домашних сетей. Однако у этого бизнеса есть обратная сторона - он далеко не всегда легализован. По словам Александра Васильева, в настоящее время не имеют документов на работу более 90% участников рынка домашних сетей. "Около 35% из них, как правило, используют чужие лицензии, а 60% вообще работают без каких-либо документов", - говорит Александр Васильев.

"Сегодня в Москве в среднем работает 400 домовых сетей с числом пользователей от 50 до 1 тыс. человек. Еще пять - подключили более 3 тыс. абонентов. Но эти данные относятся к тем участникам рынка домашних сетей, которые заявили о себе, а ведь в городе работает еще несколько сотен компаний, которые о себе стараются не заявлять, пытаясь тем или иным способом заработать в этом бизнесе", - продолжает Александр Васильев.

Для того чтобы легализоваться, компаниям необходимо получить целый пакет лицензий, утвердить проект, сдать органам Госсвязьнадзора узел связи, а также подготовить десятки других документов, требующих инвестиций и времени.

"Долгий и тернистый путь бюрократических процедур отбивает у таких компаний всякое желание легализовываться, - говорит вице-президент АДСК и генеральный директор компании "Айхоум" Василий Масловский. - Домовые сети, к примеру, используют слаботочное оборудование, с суммарной потребляемой мощностью в две лампочки (150 Вт). По закону, для того чтобы подключить это оборудование, необходимо собрать кучу разрешений".

Генеральный директор сети "ОСТ НЕТ" Дмитрий Терещенко считает, что именно "нелегальность" домашних сетей почти сводит на нет конкурентные преимущества домашней Ethernet-сети перед ADSL. Asymmetric Digital Subscriber Line - технология высокоскоростного доступа в Интернет по асимметричным цифровым линиям. Сигналы ADSL передаются по телефонным проводам в обоих направлениях, но с разной скоростью (получение информации - со скоростью до 7,5 Мбит/с - происходит быстрее, чем отправка).

Тем временем именно конкуренция с ADSL подталкивает Ethernet-провайдеров к легализации и укрупнению. В результате, по словам участников рынка, "сети становятся более устойчивы в конкурентной борьбе". Центром объединения, как правило, выступают крупные домовые сети или операторы, для которых Ethernet-провайдеры - это способ "дойти" до конечного клиента. Именно по такой схеме при участии компании "Комкор" (владельца одной из крупнейших в Москве широкополосных сетей передачи данных протяженностью более 12 тыс. км) в апреле 2003 года создана Ассоциация домовых сетей и компьютерных клубов Москвы (АДСК).

Быть вместе
Одним из первых проектов АДСК стала организация объединенной локальной сети (ОЛС) на базе волоконно-оптической сети "Комкора". "Маленькой локальной сети выгодно присоединяться к оператору, у которого больше ресурсов, а ОЛС представляет собой еще более лакомый кусок. У участников ОЛС появляется возможность создавать для компаний, имеющих несколько офисов в разных концах Москвы, частные сети. Приток пользователей в домовые сети, подключенные к ОЛС, увеличивается в среднем на 10-15%", - считает вице-президент АДСК и генеральный директор домашней сети "Айхоум" Василий Масловский.

Реализация проекта ОЛС началась в мае 2004 года. Сегодня к сети "Комкора" подключены компании "Айхоум", "Домонет", "Диск-инфо", "Смартлоджик". В процессе подключения "Искра-Телеком" и еще несколько членов АДСК на территории Москвы и Зеленограда.

Целью создания АДСК является не только объединение Ethernet-провайдеров, но и помощь компаниям на этапе юридической регистрации сетей. АДСК сейчас договаривается с "Мосэнергонадзором", "Мосэнергосбытом" об упрощении процедуры подключения и оформления документов на присоединение оборудования домовых сетей к жилому сектору. Разработан и проходит экспертизу в Городской думе проект закона "О домовых сетях". В АДСК задумались и о смене термина "домашние сети". Сейчас рассматривают несколько вариантов, один из которых "ДИКС" - домовая информационно-коммуникационная сеть. Тем временем, большинство игроков рынка придерживаются мнения, что термин "Ethernet-провайдер" звучит гармоничнее, так как указывает на основу деятельности домовых сетей - технологию Ethernet. В планах АДСК также разработать спецификацию технических характеристик, набора обязательных сервисов и уровня надежности сетей.

Несмотря на обещанные преимущества, вступить в АДСК пока торопятся не многие. Борис Овчинников уверен, что АДСК - это коммерческий проект "Комкора". По его словам, крупнейшие игроки рынка в АДСК не входят, и входить не собираются. "Видимо, у них есть предположения о превалировании частных интересов в проекте. Кроме того, сейчас Ethernet-провайдеры стремятся сотрудничать сразу с несколькими операторами, а не с одним "Комкором", так как это дает ощущение независимости и устойчивости бизнеса", - считает аналитик.

"У "Комкора" - проблема организации "последней мили" и очевидно, что как временная мера такой шаг для него достаточно продуктивен", - отмечает начальник отдела рекламы и информации "МТУ-Интел" Артур Аликперов. Источник, пожелавший остаться неизвестным, был еще категоричнее: "АДСК - это проект "Комкора" по объединению тех домашних сетей, которые покупают у "Комкора" каналы. Не исключено, что второе назначение проекта - административное давление в дальнейшем на домашние сети, не вошедшие в АДСК, куда пока не вступил ни один из реальных лидеров московского рынка". Некоторые из них сами становятся центром объединения домашних сетей. В частности, проект Netbynet, инициированный группой компаний "Консул "Информационные технологии и сети". Этот проект сегодня объединяет более десятка домовых сетей Москвы. Программа Netbynet дает участникам возможность юридической поддержки, сохранив при этом независимость компаний.

В 2004 году оживилось партнерство домашних сетей и московского оператора связи "Инт-Информ". Планы у компании достаточно амбициозны: к концу года "Инт-Информ" намерен присоединить к своей сети два десятка домовых сетей столицы. По словам генерального директора "Инт-Информа" Сергея Чарыкова, "опираясь" на домашние сети, оператор собирается стать альтернативой компаниям "НТВ плюс", "Космос-ТВ", "Диво-ТВ" и "Комкор-ТВ".

"Таким компаниям, как Netbynet, нет необходимости вступать в АДСК. Их позиция на рынке отличается от ассоциации лишь тем, что не имеет претензий на общественную функцию", - считает аналитик Борис Овчинников.

Будет битва
До вывода на рынок проекта "МТУ-Интел" и МГТС "Стрим" (под этой торговой маркой компании предлагают частным пользователям ADSL-доступ, так называемый домашний интернет-канал), домовые сети пребывали в уверенности, что в районах, где они работают, домашние сети стоят вне конкуренции с ADSL. Впрочем, при первой экспансии "Стрима" эта уверенность была не безосновательной.

"Стрим" стал развитием другого ADSL-проекта "МТУ-Интел"- "Точки.ру". Однако эволюция цен была более чем очевидна. Стандартный тарифный план "Стрима" предусматривает абонентскую плату от $10 до $30 в месяц за 1 Гб. В то время как цены "Точки.ру" начинают варьироваться от $70 и выше.

Пропускная способность канала "Стрима" составляет 1 Мбит/с. "МТУ-Интел" позиционировал услугу как тариф, где главное значение имеет высокая скорость доступа. Тем временем эта скорость в любом случае была ниже "ширины" канала домовых сетей. По оценке Бориса Овчинникова, средняя скорость получения данных в домовых сетях не менее 2 Мбит/с. "Это все равно лучше реальных показателей ADSL", - считает Борис Овчинников.

В сентябре 2004 года "МТУ-Интел" вывел свой ADSL-доступ на другой уровень. Ограничив скорость доступа до 160 Кбит/с, компания сняла ограничение на объем трафика и установила абонентскую плату в размере $20 в месяц. Фактически это стало ударом не только по dial-up, но и по домашним сетям. Однако пока, по словам Бориса Овчинникова, число абонентов у "Стрима" в пять раз меньше, чем у домовых сетей. Аналитик уверяет, что причина кроется именно в позиционировании "Стрима" на абонентов, потребляющих много трафика за $30 в месяц. Кроме того, по мнению Овчинникова, прирост абонентов у "Стрима" тормозит высокая стоимость самого подключения, которая вместе с оборудованием составляет более $100. "Для сравнения - цена подключения к домашней сети не превышает $100, а в районах с большой конкуренцией подключение бесплатно", - уверяет эксперт. "Несмотря на некоторые неоспоримые преимущества, создать моду на Ethernet-доступ, как это делает например "МТУ-Интел" со своим "Стримом", домашние сети пока не в состоянии - они не имеют таких финансовых ресурсов", - заключает Борис Овчинников.

Олеся Якунина

www.comnews.ru

15.02.2010

Док. 624397
Перв. публик.: 15.02.10
Последн. ред.: 09.04.10
Число обращений: 0

  • Амарян Михаил Рубенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``