В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Корпоративные сети передачи данных. Строительство или модернизация? Назад
Корпоративные сети передачи данных. Строительство или модернизация?
В начале ХХI века телевизионная инфраструктура Южно-Африканской Республики была одной из самых передовых в мире. Цифровое оборудование, высокоскоростные каналы, передача данных на основе протокола IP. Однако показывали по южноафриканскому телевидению одни ток-шоу очень невысокого качества. Программы, или, как сейчас модно говорить, "контентная часть", мягко говоря, оставляли желать лучшего. И все потому, что телевидение в ЮАР появилось совсем недавно, в стране просто не было ни операторов, ни редакторов программ, ни даже дикторов. Зато при строительстве инфраструктуры никаких "унаследованных проблем" не возникало. Все создавалось "с нуля" при помощи самых новых, даже революционных технологий.

В российских компаниях с "контентной составляющей" бизнеса все в порядке. Зато уровень развития современных корпоративных сетей передачи данных (КСПД) порой не соответствует качеству той информации, которая с их помощью передается. С другой стороны, на некоторых российских предприятиях корпоративные сети появились совсем недавно и построены на основе даже более современных технологий, чем, скажем, в Америке. Однако обо всем по порядку.

Состояние КСПД

Корпоративные сети передачи данных предназначены для обеспечения эффективного функционирования информационной инфраструктуры предприятия. Сейчас уже трудно найти компанию, в которой отсутствовали бы подобные сети. Однако при этом уровень существующих корпоративных сетей очень сильно разнится.

В настоящее время наблюдается реальный интерес к телекоммуникациям со стороны корпоративного сектора российской экономики. Инфокоммуникационные технологии становятся востребованными как в административных, так и в коммерческих структурах. По некоторым данным, рост потребления услуг связи в корпоративном секторе существенно опережает рост валового национального продукта. Крупнейшие российские операторы предлагают самые современные решения, в том числе и на основе технологии IP/MPLS. Однако получить объективную картину состояния КСПД в России довольно трудно. Среди специалистов нет единого мнения на этот счет.

Директор по маркетингу и продуктам компании РТКОММ Александр Степанов считает, что "как ни странно может показаться, корпоративные сети на территории России гораздо чаще, чем за рубежом, строятся на современных технологиях и принципах. С одной стороны, это объясняется тем, что такие сети строятся, как правило, с нуля и у заказчика есть возможность выбрать как последние модели оборудования, так и новейшие технологии. С другой стороны, особенность России заключается в большой протяженности таких корпоративных сетей и значительно более дорогих, по сравнению с Западом, канальных ресурсах. Этот фактор с особой остротой ставит вопрос об экономической эффективности используемых решений". Руководитель группы телекоммуникационных проектов компании "Verysell Проекты" Олег Ровенский в целом оценивает ситуацию с сетями в России аналогично. Вместе с тем он подчеркивает ту особенность, что при построении сетей "довольно часто используются различные технологии и оборудование различных поставщиков, что создает трудности при интеграции, модернизации и техническом обслуживании. В настоящее время развитие КСПД происходит на базе протоколов IP и Metro Ethernet как транспорта, но в то же время существуют довольно крупные сети, построенные на стандартах TDM, FR, ATM". При этом Ровенский отмечает, что подобные сложности являются "типовыми", так как смена оборудования и технологий происходит быстрыми темпами.

А вот по мнению руководителя направления по ИТ-услугам компании "Микротест" Дениса Матвеева, уровень развития российских корпоративных сетей пока еще достаточно низкий. Причем "это относится в том числе и к крупным, известным на рынке компаниям. Дело в том, что о единой стратегии построения и развития информационных технологий на российских предприятиях стали задумываться относительно недавно. А до сих пор построение сетей связи не только в части локальных и кампусных сетей, но даже в части магистральных сегментов осуществлялось в большинстве случаев кустарным способом". Денис Матвеев видит в сложившейся ситуации долю вины некоторых недальновидных системных интеграторов, которые заботятся не столько о качестве предоставляемых услуг, сколько о том, чтобы получить скорую прибыль от их предоставления.

Технический директор компании АСВТ Сергей Мишенков обращает внимание, что единого уровня корпоративных сетей связи в России нет. "На одном полюсе - и в административном секторе, и в коммерческой сфере, - предприятия, вложившие в создание корпоративных сетей связи огромные средства и создавшие современную первоклассную телекоммуникационную инфраструктуру всероссийского масштаба. Технологически такие сети находятся на мировом уровне и позволяют передавать практически любой трафик, обеспечивая территориально-распределенную работу с базами данных и т. д. На другом полюсе - архаичные сети, построенные давно и использующие классическое оборудование, удовлетворяющее заданные при их строительстве требования. Нередко телефонная сеть существует отдельно от вычислительной сети, что удорожает обслуживание инфраструктуры и ограничивает ее эксплуатационные возможности".

По мнению Дениса Матвеева, среди передовых в сфере построения самых современных сетей заказчиков "наиболее преуспели компании, эффективность бизнеса которых напрямую зависит от информационных технологий: операторы связи, банки. Здесь часто можно встретить очень профессиональные современные решения и подходы к развитию и эксплуатации ИТ-инфраструктуры".

Однако пока очевидно, что на рынке предложение намного опережает спрос. Старший вице-президент, руководитель департамента по коммерческой политике компании "Транстелеком" Андрей Семин-Вадов отмечает, что на отечественном рынке полностью востребованы не все сервисы, которые может предложить его компания, хотя она готова предоставить их по первому требованию и планомерно внедряет новые услуги.

Что лучше?

Получить ответ на вопрос, что же все-таки с экономической точки зрения эффективнее для компании, модернизация КСПД или построение ее "с нуля", довольно сложно. Практически все эксперты утверждают, что единого рецепта нет, в каждом конкретном случае надо проводить подробный анализ сложившейся ситуации.

По мнению Андрея Семина-Вадова, все определяется опытом использования сетей передачи данных в каждой отрасли и в каждой компании. "Ясно, что речь идет о крупных корпорациях, вложивших значительные средства в свои корпоративные сети. Как известно, срок смены технологической основы для них составляет от 5 до 7 лет. Для такого корпоративного пользователя важно понять, на какой стадии использования находится его сеть и что сегодня экономически более выгодно - модернизировать или построить новую". Александр Степанов подчеркивает, что все зависит "от размера КСПД, от тех средств, которые в нее вложили в предыдущие периоды, а также от возлагаемых на КСПД задач. Бывают случаи, когда поддерживать устаревшую инфраструктуру КСПД становится дороже, нежели построить новую сеть на основе новой технологии. Примером может служить сеть S.W.I.F.T.[S.W.I.F.T. (сокр. от Society for Worldwide Interbank Financial Transactions) - глобальная межбанковская сеть, предназначенная для гарантированного, защищенного обмена финансовыми сообщениями между юридическими и физическими лицами.], которая полностью была переведена на технологию IP/MPLS". Причем, по словам Степанова, "согласно всем исследованиям построение сети на основе IP/MPLS является наиболее универсальным и эффективным. Хотя в некоторых случаях КСПД может строиться и на основе VPN 1-го или 2-го уровня. Многое зависит от топологии, количества узлов КСПД, используемых в КСПД приложений и многих других факторов".

С ним согласен и Сергей Мишенков. "При создании новой сети лучше сразу ориентироваться на протокол IP и на оборудование, позволяющее использовать единую инфраструктуру для передачи всех видов трафика, то есть, по сути, сразу создавать мультисервисную сеть. Сейчас заметно растет популярность таких корпоративных приложений, в которых тесно переплетены и работа с базами данных, и обработка речевого трафика. Прежде всего речь идет о центрах обработки вызовов. И даже если таких приложений на предприятии еще нет, необходимо учитывать, что изменяющиеся условия бизнеса могут потребовать их быстрого внедрения, и только мультисервисная сеть дает необходимую для этого основу".

Если сеть построена недавно, хорошо спроектирована, имеет правильную топологию, то модернизация - наиболее эффективный путь, поскольку порой замена даже отдельных элементов сети может дать ощутимый эффект всем ее пользователям.

Олег Ровенский полагает, что построение сети с "нуля" скорее всего будет экономически эффективнее в том случае, если необходимо внедрение новых сервисов, средств информационной безопасности, автоматизации управления организацией (таких, как CRM- и ERP-системы). Прежде всего потому, что "старая сеть" может быть просто не готова к внедрению современных ИТ-приложений по причине использования устаревших технологий и оборудования. "Построение сети с ,,нуля" имеет ряд технологических преимуществ, так как заказчик получает масштабируемую, защищенную, мультисервисную сеть, построенную на единых технологиях, совместимом оборудовании и с единой системой управления, что облегчает техническое обслуживание, сервисную поддержку и дальнейшее расширение сети", - подчеркивает Ровенский.

А по мнению Дениса Матвеева, строить КСПД заново значит "не использовать до конца уже имеющиеся ресурсы, хотя с точки зрения системного интегратора, в экономическом, да и в техническом плане это, разумеется, проще - ,,балласт" в виде уже внедренных заказчиком решений и технологий можно смело выкидывать за борт. Еще проще, если заказчик лоялен относительно вендоров и функциональности и располагает бюджетом в сотни миллионов долларов, - в шутку добавляет Матвеев. - Но это, к сожалению, уходит слишком далеко за грани реальности. Здесь речь идет лишь об эффективности предлагаемых решений (в частности экономической), которой нельзя достигнуть, полностью пренебрегая существующей инфраструктурой".

При этом Матвеев подчеркивает, что в конечном счете все зависит от конкретной ситуации. "Если заказчик располагает грамотными специалистами, ИТ-инфраструктура развивается в соответствии с единой стратегией, постоянно учитываются требования бизнеса, то и создавать, и модернизировать ИТ-системы с технической точки зрения просто и удобно".

Компания "Транстелеком" для крупных корпоративных клиентов предлагает решения на основе аренды выделенных каналов. По словам Андрея Семина-Вадова, "судя по росту спроса на них, модернизация существующих сетей - это объективно выгодное решение для наших пользователей. Я думаю, что возможно и переходное решение, когда частично используются как старые, так и новые элементы инфраструктуры. С другой стороны, появляется все больше компаний, которые интенсивно развивают свое присутствие в разных регионах, например, страховые компании, предприятия сетевой торговли. Конечно, им экономически целесообразнее ориентироваться на последние технологические решения при построении своих корпоративных сетей связи. Здесь я бы отметил, что такие потребители начинают построение корпоративных сетей все-таки не с нуля, и мы готовы предложить им наши решения по построению частных виртуальных сетей IP VPN/MPLS".

Компании, осуществляющие по заказу создание новой или модернизацию существующей ИТ-инфраструктуры, должны провести анализ возможностей последней и сопоставить их с потребностями предприятия-пользователя. Фирма "Микротест" для определения приоритетов последующей модернизации предлагает специальную услугу - "технологический аудит".
Роль вендоров

В какой-то степени технологическое развитие стимулируется компаниями-заказчиками. По словам Александра Степанова, каждый год у клиентов возникают новые потребности (например, IP TV), для удовлетворения которых необходим выпуск новых видов оборудования и существенные структурные изменения операторских сетей.

Однако порой вендоры сами выступают в роли "глашатаев новых технологий", рассказывая о том, как все должно быть "в идеале". Как отмечает Сергей Мишенков, "вендоры любят говорить о том, что переход на самое современное оборудование - это оптимальный путь едва ли не для любого предприятия, однако здесь заметен очевидный перекос. В принципе, внедрение новых услуг не обязательно требует установки нового оборудования, - подчеркивает Мишенков. - Современную услугу связи можно почти всегда предоставить и на оборудовании прошлого поколения. Например, даже в Америке до сих пор много АТС работают на реле, и, надо сказать, работают неплохо. Другое дело, что себестоимость предоставления новых услуг на старом оборудовании может стать слишком высокой, и тогда его надо менять".

В то же время компаниям-производителям приходится считаться с пожеланиями заказчика. Современные решения обязаны учитывать возможности поэтапного внедрения с учетом специфики предприятия-пользователя. По словам Дениса Матвеева, "производитель, который не учитывает эти требования, становится неконкурентоспособным".

Олег Ровенский отмечает, что, как правило, существующие решения компаний-вендоров поддерживают разнообразные интерфейсы и мало используемые сейчас протоколы (FDDI, X.25, IPX, Token Ring, FR). Таким образом даже устаревшая сеть (а это сеть, построенная всего 3-5 лет назад) будет совместима с современными технологиями. Однако обеспечить пользователей такого сегмента сети современными сервисами, которые, как правило, требуют протокола IP и широкополосных каналов связи, будет невозможно.

Четкие грани

Окончательное решение о том, каким путем все-таки двигаться, модернизировать сеть или строить новую, принимает предприятие-заказчик. И довольно часто ответ лежит в области стратегии его развития. Сергей Мишенков подчеркивает, что "в том случае, когда предприятие уже столкнулось с необходимостью автоматизировать основные направления своей деятельности, разумны инвестиции в создание новой телекоммуникационной инфраструктуры, которая поможет при решении задач автоматизации. Если же предприятие таких планов не имеет, то большие затраты преждевременны. Телекоммуникационное оборудование со временем дешевеет и становится более функциональным, поэтому, отложив масштабные инвестиции, можно получить от них большую отдачу. А до того - обойтись минимальной модернизацией".

Денис Матвеев отмечает: "В том случае, если возможно с использованием существующей ИТ-инфраструктуры решать актуальные и, что более важно, будущие задачи, и если это также целесообразно с точки зрения бюджета, то, конечно, учитывать существующие ресурсы необходимо". Кроме того, необходимо принимать во внимание и тот факт, что любое решение "тянет" за собой целый блок эксплуатационных процессов. Матвеев напоминает, что "модернизация требует изменений в структуре эксплуатации, а это бывает сопряжено с вопросами организации ИТ-подразделения, квалификации, функций и количества персонала. Если забыть об этом аспекте, то можно внедрить превосходное решение, существенным недостатком которого будет невозможность его использовать".

По мнению Олега Ровенского, необходимо учитывать, какая сеть установлена в компании, какое оборудование и сервисы используются. "В том случае, если существующая сеть построена на базе технологий и оборудования, которые не обеспечивают заказчика необходимыми сервисами, качеством, защищенностью, то выгоднее будет идти по пути создания новой сети, чем проведения модернизации. Если же речь идет о расширении существующей сети, добавлении новых сервисов в пределах существующих технологий, то, конечно, необходимо выбирать модернизацию".

Минимум и максимум

Сегодня на рынке предлагается настолько широкий выбор сервисов, что, по сути, такого понятия, как "необходимый стандартный пакет услуг", не существует. Минимальные требования понятны - практически любой компании сейчас необходимы хорошая телефония, гарантированная передача данных, скоростной доступ в Интернет, электронная почта. Олег Ровенский отмечает, что поскольку корпоративные сети нацелены, в первую очередь, на удовлетворение потребностей данной компании в информационных технологиях, требования к сервисам, как правило, индивидуальны. "В зависимости от масштабов компании, вида ее деятельности, наличия филиалов и других показателей, можно перечислить ряд основных услуг. Это высокоскоростная передача данных, доступ в Интернет, традиционная и пакетная телефония с телефонными сервисами (перевод звонка, конференция), VPN 2-го уровня, возможность защищенного доступа к КСПД через сети общего пользования, одновременный доступ к общим документам, т. е. все то, без чего уже трудно представить работу современной компании".

Сергей Мишенков считает, что "единого максимума" нет - все зависит от реальных потребностей и возможностей предприятия. "Сейчас есть из чего выбирать, только интеллектуальных услуг связи на рынке насчитывается более двухсот. И, наверное, нет ни одного предприятия, которому они были бы нужны все". По словам Олега Ровенского, "в качестве дополнительных услуг можно назвать обмен видеоинформацией, видеоконференц-связь, IP/VPN, интеграцию фиксированных и мобильных терминалов, центр обработки вызовов". Андрей Семин-Вадов полагает, что некоторым клиентам очень важна видеоконференц-связь, поскольку она позволяет значительно сократить издержки. Он также согласен с Мишенковым в том, что стандартного "максимального пакета" не существует.

По мнению Александра Степанова, в качестве максимального пакета услуг заказчик может получить реализацию концепции triple play[Triple Play - технология обеспечения различных услуг связи (телефония, высокоскоростной доступ в Интернет, телевидение и др.) по одному широкополосному каналу, который может быть и беспроводным.] с обеспечением качества обслуживания, параметры которого закрепляются в SLA[В РТКОММ такой пакет услуг носит название CoIP (Corporate over IP), при этом отдельные компоненты пакета могут быть предоставлены другому оператору в аутсорсинг. Возможность предоставления SLA опирается на наличие весьма дорогостоящих систем онлайнового мониторинга сети оператора, "последних миль" и клиентского оборудования. В настоящее время в РТКОММ обеспечиваются SLA по параметрам, характерным для передачи пакетов в границах транспортной сети компании. В будущем планируется внедрение систем, обеспечивающих измерение параметров, специфических для речевых и видеосервисов.].

"По моему мнению, мы стоим на пороге применения конвергентных решений, использующих достижения фиксированных и мобильных сетей связи, - говорит Андрей Семин-Вадов. - Я думаю, что основной прогресс в применении этих решений еще впереди, однако мы уже начали предоставлять ряду клиентов удаленный доступ к их корпоративной сети по технологии GPRS, используя сеть мобильных операторов. Таким образом, с учетом развития роуминга мы можем предоставить такой доступ для российского корпоративного пользователя во многих странах мира".

О, on demand

Перспективы направления "предоставление услуг по требованию" обсуждаются уже очень давно. На компьютерном рынке практически все согласны с тем, что будущее именно за этим подходом. Однако единого мнения о том, каковы перспективы on demand на рынке корпоративных сетей передачи данных, среди экспертов нет.

По мнению Олега Ровенского, "направление on demand в КСПД не так актуально, как в сетях общего пользования, где подписчик дополнительно оплачивает услуги по требованию. Таким образом с помощью услуги on demand оператор предоставляет клиенту возможность оптимизировать затраты. В случае же с КСПД корпоративный пользователь должен получить в свое распоряжение все услуги, которые способна предоставить ему сеть". Александр Степанов также считает, что в настоящее время термин "on demand" применим скорее к услугам, потребляемым населением. Однако постепенно и корпоративные заказчики начинают задавать вопросы: "А нельзя ли эту услугу использовать не все время, а только тогда, когда она нужна - и платить соответственно?" "В связи с этим операторы с неизбежностью придут к необходимости внедрения систем выбора услуг, которые наиболее органично реализуются на основе NGN-платформ", - подчеркивает Степанов.

А вот Сергей Мишенков полагает, что "в перспективе on demand - единственный путь развития. В тот момент, когда возможных услуг станет слишком много, оптимальным окажется предоставление каждому пользователю индивидуального пакета услуг. И, естественно, состав этого пакета не может быть задан раз и навсегда. Изменяющиеся условия бизнеса порой требуют быстрого внедрения ИТ-решений, а значит, приводят к изменению спектра требований. Поэтому очевидно, что в сети изначально должны быть заложены возможности быстрого переконфигурирования".

Такого же мнения придерживается и Денис Матвеев. "Безусловно, данные решения весьма популярны и становятся все более и более востребованными. Помимо уже традиционных технологий IP TV и VoD, в настоящее время набирают обороты решения на базе технологии SSG (Service Selection Gateway) для сетей передачи данных, позволяющие универсализировать предоставление абонентам доступа к определенному набору услуг".

Андрей Семин-Вадов подчеркивает, что предоставление услуг по требованию - дело будущего. "Их внедрение выгодно и потребителю, и оператору, который сможет более эффективно управлять собственными ресурсами. Сегодня препятствием для их распространения в фиксированных сетях является слабая развитость широкополосных сетей доступа в регионах. Возможно, с развитием беспроводных технологий эти проблемы решатся. Так, например, одним из перспективных решений может стать технология WiMAX. В будущем данная технология позволит не только решить проблемы с отсутствием телекоммуникационной инфраструктуры, особенно в удаленных или малонаселенных районах, но и откроет принципиально новые возможности для развития мобильных сервисов".
Технологические преимущества

Принимая решение, модернизировать сеть или строить ее заново, кроме экономических, необходимо учитывать и технологические критерии. По мнению Андрея Семина-Вадова, определенными преимуществами обладают решения на основе IP VPN/MPLS. Во-первых, они позволяют объединить в одной системе передачу данных, речевой трафик, видеоконференц-связь, услуги доступа в Интернет. Во-вторых, гарантируется качество сервиса, причем для каждого профиля трафика клиент может сам задать требуемые уровни качества. В-третьих, компания "Транстелеком", например, предоставляет высокую степень защиты информации в этих сетях, что подтверждено сертификатом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю при Президенте РФ.
Тенденция роста интереса к IP/VPN как одной из технологий построения корпоративных сетей связи подтверждается и международными аналитиками рынка. Так, по прогнозам Yankee Group, доля использования виртуальных частных сетей в мире в 2005-2010 гг. по доходам операторов возрастет с 15% до 35%. Следует отметить, что в развивающихся странах этот процесс может пойти быстрее. Но несмотря на столь высокие темпы роста, существующие технологии будут по-прежнему востребованы и скорость миграции на новые решения будет определяться экономической целесообразностью.

А вот Александр Степанов считает, что "однозначные одномерные критерии выбора технологии построения КСПД дать трудно. В каждом отдельном случае необходимо решать многокритериальную задачу". Так, для объединения нескольких (не более 5) фрагментов корпоративной сети, использующей в качестве основы протокол Ethernet, РТКОММ рекомендует использование услуги AToM Ethernet (VPN 2-го уровня), а для сетей государственных структур, насчитывающих 100 и более точек, практически безальтернативной будет технология IP/MPLS (VPN 3-го уровня). И опыт РТКОММ подтверждает этот тезис.


Наталья Басина

21.10.2005

offline.cio-world.ru

Док. 624283
Перв. публик.: 21.10.05
Последн. ред.: 09.04.10
Число обращений: 0

  • Семин-Вадов Андрей Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``