В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тверская наука варится в собственном котле Назад
Тверская наука варится в собственном котле
О современном состоянии тверской науки и востребованности ее достижений в связи с переходом на инновационный путь развития сегодня на страницах "ВТ" размышляют председатель Тверского клуба ученых, профессор Тверского государственного университета, сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук Вячеслав ВОЙЦЕХОВИЧ и заведующий кафедрой физической химии ТвГУ, заслуженный деятель науки РФ, доктор химических наук, профессор Юрий ПАПУЛОВ.
Войцехович: - Тверская наука сосредоточена в основном в высших учебных заведениях государственного профиля. Научно-исследовательские учреждения либо закрылись, либо сузили свой потенциал до минимума.
Папулов: - Тем не менее тверское научное сообщество по-прежнему довольно представительное. По имеющимся у меня не очень свежим данным, в нашей области работают 350 докторов и более 3,5 тысячи кандидатов наук в различных отраслях знания. И этот отряд ученых постоянно пополняется. Но, к сожалению, не все молодые, защитившие диссертации, остаются работать здесь. Идет отток умов за рубеж, в Москву, другие крупные города. У нас на кафедре воспитан молодой ученый Дмитрий Ширванянц. В аспирантуре отучился год вместо трех, досрочно защитился. Но в Твери применения своим знаниям не нашел. Уехал в Германию, затем в США. Там успешно работает до сих пор. И это пример не единичный. У нас исчез средний слой ученых. У них наиболее продуктивный для научных открытий возраст, определенный опыт исследований. И вот этот слой в свое время мигрировал. Большая потеря для тверской науки. Вся надежда на молодых. Но пример Ширванянца заразителен.
Войцехович: - Не всем удается попасть за границу. Научная молодежь активно идет в бизнес. Отложив кандидатский диплом, занимается торговлей. Понять их можно: идут туда, где больше платят. Или уезжают в столичные города, где их знания могут быть востребованы. Министр образования и науки Андрей Фурсенко объявил, что в стране останется всего 150 университетов. Уже в 2009 году число вузов сократится на 20 процентов. Высшее образование и вузовская наука будут сконцентрированы в крупных городах. Это, я считаю, вредный процесс. Во всем мире научные центры создаются в небольших городах. И можно объяснить, почему так делается. Не только потому, что обстановка мегаполиса (преступность, скученность людей, загазованность, шум, автомобильные пробки) мало способствует научному творчеству. В крупных городах наблюдается падение нравственности. Все пороки современного общества сосредоточены в мегаполисах. Нравственность и интеллект самым тесным образом связаны. Высокая нравственность побуждает мыслящую личность к самосовершенствованию, в том числе через знание. В безнравственной атмосфере крупных городов науке развиваться труднее. В советское время не зря создавались научные городки - в Академгородке под Новосибирском, Дубне, Обнинске.
Папулов: - Знаменитый далеко за пределами Германии Геттингенский университет расположен в провинции. Его выпускники совершили немало великих открытий. В научных кругах не зря бытует шутка: получив диплом об окончании Геттингена, надо готовиться к поездке за Нобелевской премией.
Войцехович: - В малых городах Западной Европы и США ежегодно совершается множество замечательных научных открытий. Есть исторические примеры и у нас в России. Неевклидова геометрия была создана Лобачевским не в столичном Петербурге, а в заштатной Казани. Но нет пророков в своем отечестве. Объявлен процесс централизации науки в федеральных университетских центрах. Твери при этом уготована роль научной провинции. Первые шаги в сокращении тверского вузовского научного потенциала уже делаются. Закрывается Военная академия воздушно-космической обороны, где сформированы серьезные научные кадры. Будущее остальных тверских вузов также вызывает тревогу.
Папулов: - Года два назад областная власть устами губернатора высказывалась за создание в Твери крупного научного и образовательного центра путем слияния двух университетов - классического и технического. Разговорами все и закончилось. Между тем и сегодня рейтинги ТвГУ и ТГТУ по отдельности достаточно высоки. Объединенный же вуз может быть вполне конкурентоспособным в условиях предстоящей концентрации учреждений высшего профессионального образования и научных школ.
Войцехович: - Тверские научные школы уже длительный период довольно широко известны не только у нас в стране, но и за ее пределами. В области гуманитарных наук это, например, тверские филологическая, психологическая школы. В области точных наук мы преуспели в кристаллографии, химии полимеров, создании программных продуктов. Достаточно напомнить, что кристаллы, созданные кафедрой прикладной физики ТвГУ под руководством профессора Юрия Мстиславовича Смирнова, участвуют в международных космических программах по исследованию Марса и Венеры.
Папулов: - Встречаясь с профессором Смирновым, я замечаю, что он все больше проникается пессимизмом. Юрий Мстиславович давно бьется за создание на территории Тверской области производства кристаллического кремния. У нас имеется своя сырьевая база - залежи прекрасных кварцевых песков.
Войцехович: - Насколько я знаю, Смирнов ратовал за создание комбината полного цикла по производству электронных схем на основе кристаллического кремния...
Папулов: - Начало могло быть положено в связи с организацией трех технологических кластеров. Соответствующее постановление года четыре назад издал губернатор. Предусматривалось создание кластеров по кремнию, химии полимеров, программному обеспечению. Насколько я знаю, ничего практически не выполнено ни по одному из трех направлений. Наша кафедра, которой в этом году исполнилось 35 лет, занимается математическим моделированием структуры и свойств синтетических веществ. Разработанные методы позволяют из многих еще не изученных и даже не полученных соединений выбирать те, которые (согласно прогнозу) удовлетворяют поставленным требованиям. Это закладывает научные основы создания новых веществ и материалов с заданными свойствами. Наши разработки важны для решения задач химической информатики, молекулярной электроники, нанотехнологий и т.п. Наша кафедра имеет непосредственное отношение к химии полимеров (профессор Павел Михайлович Пахомов, профессор Павел Геннадьевич Халатур). Достижения имеются, а воплотить их в технологическую практику, как предусматривалось постановлением губернатора, не удается...
Войцехович: - Власть не помогла!
Папулов: - Но и не мешала...
Войцехович: - Не мешать мало. Надо содействовать! Вы думаете, от личности губернатора многое зависит?
Папулов: - На мой взгляд, от личности первого лица многое зависит в формировании в регионе инновационной экономики. В России всегда было много хороших разработок, но мало удачных внедрений. Нанотехнологии для нашей страны особенно важны, поскольку являются кратчайшим путем от сырьевой экономики к инновационной. Наука рождает новое знание. Это первая ступень инновационного процесса. С рождением нового знания у нас есть достижения. В той же химии полимеров показывают неплохие результаты коллеги в техническом университете, Всероссийском научно-исследовательском институте синтетических волокон. А вот с продвижением научных достижений в практику пока не очень получается. Вторая ступень инновационного процесса - превращение нового знания в новые технологии. А это задача уже прикладной науки.
Войцехович: - Потенциал прикладных научных исследований, как я уже говорил, в нашей области значительно снизился. Кроме самостоятельных НИИ были филиалы столичных прикладных научных учреждений при крупных предприятиях. На средних заводах и фабриках существовали научные лаборатории. Это все порушено по мере того, как государство передавало собственность в частные руки. Эстафету должны подхватить предприниматели. Но бизнес чего хочет? Подавай ему практический результат научных разработок здесь и сейчас. А ведь фундаментальные научные идеи имеют солидный временной лаг до воплощения в практику - сегодня три - пять лет. Лаг этот хотя и сокращается, но здесь и сейчас не получится. Вознаграждены результатом будут лишь терпеливые создатели инновационной экономики. В сложившейся ситуации ученым, занимающимся фундаментальными исследованиями, приходится продвигать полученные знания на вторую ступень инновационного процесса. Широко известна научная школа по биохимии покойного профессора Александра Васильевича Каргополова из Тверской государственной медицинской академии. Ученики профессора на основе фундаментальных разработок создали, к примеру, уникальный прибор, позволяющий в считанные минуты определить химический состав любых жидкостей.
Папулов: - Представители фундаментальной науки становятся прикладниками не от хорошей жизни. И в советское время мы занимались так называемыми хоздоговорными работами. Предприятия за них платили, и на эти деньги мы могли продолжать фундаментальные исследования. Сейчас хоздоговорная река превратилась в ручеек. Выручают целевые гранты, но и они не являются величиной постоянной.
Войцехович: - В маленьком Израиле ассигнования на науку составляют 6 процентов от валового внутреннего продукта. В России - менее двух процентов. Почувствуйте, как говорят, разницу. Я уж не говорю о вложениях в науку на региональном уровне. Инновации не стали, к сожалению, у нас приоритетом в инвестиционной политике.
Папулов: - Не скажите! Новые крупные объекты на территории области либо уже строятся, либо проектируются: атомная станция, кирпичный, металлургический, цементный заводы...
Войцехович: - Из названных вами предприятий лишь атомную электростанцию в Удомле можно отнести к инновационной экономике. В стране доля инновационного продукта всего один процент. В Тверской области она и того меньше.
Папулов: - Инновационные проекты очень дорогие...
Войцехович: - Вовсе не обязательно создавать гигантские инновационные предприятия. Это не по силам и не по средствам. В мировой практике до 60 процентов инновационной экономики сосредоточено на малых предприятиях. Через малый бизнес реально перевести экономику региона на инновационные рельсы. Это позволит вовлечь в инновационный процесс молодые научные кадры, дать работу новому поколению деловых людей, менеджеров по инновациям.
Папулов: - Большой пробел в нашей образовательной системе - подготовка квалифицированных управленческих кадров инновационного профиля. Насколько я знаю, ни один тверской вуз такие кадры не готовит. А ведь третья ступень инновационного процесса - получение реального наукоемкого продукта без профессиональных менеджеров не осуществить.
Войцехович: - Согласен с вами, такие кадры необходимы позарез. Но мне кажется, что ждать, пока они появятся, все же не стоит. Среди выпускников тверских вузов, уверен, непременно найдутся менеджеры с инновационным образом мышления, способные возглавить малые предприятия нового типа. В истории есть примеры, когда выдающиеся ученые становились одновременно способными организаторами внедрения научных открытий. Например, академик Петр Леонидович Капица. Малые инновационные предприятия, мне представляется, надо создавать при действующих тверских университетах, тогда связь науки и практики будет самой тесной.
Папулов: - Мы уже много лет об этом с вами твердим, а толку-то...
Войцехович: - Если быть точным, разговоры идут уже десять лет. И не только разговоры. Десять лет назад группа ученых предложила прежнему губернатору создать региональную инновационную систему. Была разработана концепция, подготовлены проекты необходимых нормативно-правовых актов. Но дело не сдвинулось ни при прежней, ни при нынешней власти.
Папулов: - Видимо, нет желания. Если уж региональная инновационная система не нужна, тогда был бы полезен экспертный совет по инновациям при губернаторе из представителей тверской науки и деловых кругов. Этого тоже нет.
Войцехович: - Бюрократия по природе своей консервативна. Она не хочет ничего менять. Так ей проще существовать. По всей вероятности, без толчка с верхних этажей политического олимпа на инновационную дорогу мы не повернем.
Евгений Шимин, ВТ

Источник: Караван+Я

http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=39383

Док. 624244
Перв. публик.: 12.12.08
Последн. ред.: 08.04.10
Число обращений: 0

  • Войцехович Вячеслав Эмерикович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``