В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Парамонов: Российское экономическое присутствие в нефтегазовой отрасли Таджикистана: современное состояние и основные риски Назад
Владимир Парамонов: Российское экономическое присутствие в нефтегазовой отрасли Таджикистана: современное состояние и основные риски
В.Парамонов, О.Столповский, А.Строков

Основные проекты России / российского бизнеса в нефтегазовой отрасли Таджикистане связаны с разведкой таджикских газовых месторождений и освоением местного рынка нефтепродуктов. При этом российские капиталовложения в нефтегазовую отрасль РТ пока остаются все еще незначительным: по состоянию на конец 2009 год, их объемы оценивались в пределах 92-104 млн. долларов. Столь невысокая активность РФ и российских компаний обусловлена тем, что нефтегазовая отрасль РТ сама по себе не представляет особого коммерческого интереса. Непринципиальны и запасы углеводородных месторождений, которые могут быть обнаружены. Экономический же интерес России к Таджикистану и его нефтегазовой отрасли, скорее всего, объясняется стратегическими соображениями. Тем более, что Москва традиционно увязывала российские инвестиции в нефтегазовую отрасль Таджикистана с контролем над другими сегментами таджикского ТЭК, в частности гидроэнергетической отраслью. Поэтому присутствие РФ и российского бизнеса в нефтегазовой отрасли РТ следует рассматривать в контексте задачи усиления политических, военных, экономических и иных позиций России как в самой республике, так и во всем регионе.

Проекты по разведке и освоению месторождений

В соответствии с долгосрочным (до 2028 года) соглашением о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли от 15 мая 2003 года, в начале 2006 года таджикская сторона предложила российскому газовому монополисту для изучения 4 нефтегазоперспективных участка "Сарикамыш", "Западный Шохамбары", "Ренган" и "Саргазон" с перспективой их дальнейшего освоения. С июля 2006 года российский концерн приступил к решению организационных вопросов по обеспечению начала геологоразведочных работ на территории Таджикистана. Уже в декабре того же года ОАО "Газпром" получил от таджикских властей первые две лицензии на проведение геологического изучения на участках "Саргазон" и "Ренган". Еще две лицензии на участки "Сарикамыш" и "Западный Шохамбары" были получены осенью 2008 года. Оператором проектов была определена дочерняя компания "Газпрома" - ЗАО "Газпром зарубежнефтегаз".

Геологоразведка месторождений на участке "Саргазон" (Дангаринский район Хатлонской области, 100 километров юго-восточнее г. Душанбе). Предполагаемые запасы газа оцениваются в 30 млрд. кубических метров.

С целью изучения предварительной геологической информации о глубинном строении и структуре участка "Саргазон", а также проработки вопросов проведения геодезической съемки, прокладки подъездных путей и коммуникаций, в 2007 году в Дангаринском районе РТ российскими специалистами был развернут полевой лагерь и с апреля по октябрь проведены опережающие опытные сейсморазведочные изыскания. Основные же геологоразведочные работы начались лишь после того, как 15 июня 2008 года "Газпром" и правительство Таджикистана подписали Соглашение "Об основных принципах проведения геологического изучения недр на нефтегазоперспективных площадях Республики Таджикистан".
Первый этап сейсморазведочных работ на участке "Саргазон" был завершен весной 2009 года. По итогам проведенных исследований, "Газпром зарубежнефтегаз" получил новые данные о глубоко залегающих (до 7 километров) газоносных пластах, которые ранее не были известны местным специалистам. Второй этап работ по более сложной методике, которая предусматривает также глубинное разведочное бурение, начался в декабре 2009 года, после того как объемы исследования участка были рассмотрены и согласованы на научно-техническом совещании в Главном управлении геологии при правительстве Таджикистана с участием представителей ЗАО "Газпром зарубежнефтегаз". По оценкам специалистов, проектное время проведения доразведки данного участка составляет 6-7 месяцев при оптимальных погодных условиях. Первую скважину на площади "Саргазон", глубина которой будет составлять 5,5 - 6 километров, планируется пробурить в конце 2010 - начале 2011 года.

Геологоразведка месторождений на участке "Сарикамыш" (Шахринавский район республиканского подчинения, 30 километров западнее г. Душанбе). Предполагаемые запасы газа оцениваются в 40 млрд. кубических метров.

Сейсморазведочные работы на участке "Сарикамыш" начались в июне 2009 года. Был создан полевой лагерь и завезено соответствующее оборудование, в том числе сейсмическая станция, оснащенная современной телеметрической регистрирующей системой SN-408UL. Всего в составе партии 45 единиц спецавтотехники и 7 буровых станков. Работы ведутся подрядчиком "Газпром зарубежнефтегаза" - компанией ОАО "Саратовнефтегеофизика". Завершение сейсморазведочных работ было намечено на начало 2010 года, после чего российские специалисты планировали направить в таджикские инстанции документы на согласование и утверждение места бурения первой поисковой скважины.

Планы по геологоразведке месторождений на участках "Ренган" (пригородный район Рудаки, 20 километров южнее г.Душанбе) и "Западный Шохамбары" (Гиссарский район республиканского подчинения, 20 километров западнее г.Душанбе). Предполагаемые запасы газа первого участка оцениваются в 35 млрд. кубических метров, второго - около 30 млрд. кубических метров.

На указанных площадях работы пока не ведутся. Как представляется, сейсморазведка на них может начаться только после завершения работ на участках "Саргазон" и "Сарикамыш". В качестве основных проблем, затрудняющих и, соответственно, затягивающих проведение работ, российские специалисты называют сложнейшие сейсмологические условия, отсутствие необходимой инфраструктуры, а также соответствующей геологической документации данных участков. Тем не менее, приезжавший в октябре 2009 года в г.Душанбе на заседание российско-таджикской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству министр энергетики РФ С.Шматко заявил, что основные геологоразведочные работы на всех четырех лицензионных площадях, включая "Ренган" и "Западный Шохамбары", ориентировочно должны завершиться к 2011 году. После их окончания будет составлено технико-экономическое обоснование, которое ляжет в основу создания российско-таджикского совместного предприятия по разработке и освоению месторождений.
* * *

В целом, предварительные данные, полученные как в ходе проведенных изыскательских работ, так и анализа уже имевшейся информации, свидетельствуют о том, что все четыре участка являются перспективными. Причем каждый из них имеет как свою специфику, так и общие характеристики, связанные с глубоким залеганием газа и его структурой (со значительными примесями серы, что обязательно должно предполагать строительство газоочистительного завода). Ориентировочные запасы газа на указанных выше нефтегазоперспективных площадях могут составлять в совокупности порядка 130 - 140 млрд. кубических метров. Эти запасы и должны стать ресурсной базой для деятельности совместного российско-таджикистанского предприятия, о создании которого стороны уже договорились.
По оценкам специалистов "Газпрома", только для проведения геологоразведочных работ и создания необходимой инфраструктуры на таджикской территории необходимо около 500 млн. долларов капиталовложений. С 2006 года - момента начала "Газпромом" своей практической деятельности в республике, российские инвестиции уже составили ориентировочно 55-65 млн. долларов (в 2006 году - 7 млн., в 2007 году - 13 млн., в 2008 году - около 16 млн.). В 2009 году на проведение сейсморазведочных изысканий на участках "Саргазон" и "Сарикамыш" планировалось выделить от 20 до 30 млн. долларов.
Как считают в Душанбе, практическая реализация данных проектов призвана содействовать достижению Таджикистаном энергетической независимости, обеспечить республику собственным природным газом, особенно в ситуации, когда страна полностью зависит от его поставок из Узбекистана. В среднем, Таджикистан потребляет порядка 800-900 млн. кубических метров газа в год, где лишь незначительная часть - около 2-3% добывается в РТ.

Проекты по реализации нефтепродуктов

Проникновение российского бизнеса на рынок нефтепродуктов Таджикистана началось сравнительно недавно. В 2007 году дочерняя компания "Газпрома" - "Газпром нефть" создала в РТ сбытовое предприятие ООО "Газпром нефть Таджикистан". В качестве основного направления деятельности указанной структуры была определена поставка и реализация в республике бензина (в основном низкооктанового марки А-80) и дизельного топлива, выпускаемого Омским НПЗ (принадлежит "Газпром нефти". Для этих целей компания арендовала в РТ 4 нефтебазы и начала развивать сеть автозаправочных станций (АЗС). В 2008 году "Газпром нефть Таджикистан" приступила к строительству еще 7 АЗС и одной нефтебазы. Всего до 2011 года планировалось построить в республике 25 новых АЗС и 4 нефтебазы. По состоянию на конец 2008 года, компания уже обеспечивала до 40% всего импорта нефтепродуктов, став крупнейшим нефтетрейдером в РТ. С момента открытия в 2007 году "Газпром нефтью" своего сбытового предприятия в Таджикистане, общий объем капиталовложений в таджикский рынок нефтепродуктов составил порядка 37,5-38,5 млн. долларов, из которых около 3 млн. долларов были вложены в первый год работы.

Основные риски

Несмотря на сохраняющуюся заинтересованность России в проникновении в нефтегазовую отрасль Таджикистана, существует ряд рисков, которые могут существенно затруднить реализацию планов Москвы:

- узконациональный подход руководства РТ к водно-энергетической проблеме региона;

- внешняя конкуренция за ключевые отрасли таджикской экономики;

- экономическая нецелесообразность освоения углеводородных месторождений на территории Таджикистана.

Узконациональный подход руководства РТ
к водно-энергетической проблеме региона

Стремление руководства Таджикистана во что бы то ни стало решить вопрос энергетического обеспечения республики за счет строительства крупных гидроэнергетических сооружений, в частности Рогунской ГЭС, ставит Россию в достаточно непростое положение и негативно влияет на весь фон российско-таджикских отношений. Это, несомненно, сказывается и на атмосфере присутствии российского бизнеса в республике. В частности, по мере того как Москва стала более взвешено, с учетом интересов соседних с Таджикистаном центральноазиатских государств стала подходить к вопросу строительства крупных ГЭС на трансграничных реках, российские нефтегазовые компании начали сталкиваться с явным бюрократическим затягиванием со стороны таджикских официальных структур решений организационных и технических вопросов по ведению геологоразведочных работ на территории республики.
Более того, нельзя исключать, что современный алгоритм поведения таджикского руководства, может привести к значительным сложностям во взаимоотношениях между РФ и РТ и по другим направлениям сотрудничества. Одним из свидетельств этого является решение Душанбе не допускать российские компании к тендеру на разработку одного из крупнейших в мире месторождений серебра "Большой Конимансур Калон", несмотря на то, что еще в 2006 голу один из крупнейших российских холдингов - "Норильский никель" направлял в таджикские профильные структуры свои инвестиционные предложения по его освоению и получил от них положительную оценку. В итоге, нельзя исключать, что деятельность российских компаний в Таджикистане может быть свернута, в то время как Душанбе будет договариваться об освоении своих природных ресурсов, в том числе углеводородных с другими зарубежными компаниями.

Внешняя конкуренция за ключевые отрасли
таджикской экономики

Пытаясь усилить свое присутствие в Таджикистане, в том числе в нефтегазовой отрасли и стратегически значимых отраслях таджикской экономики, Россия может столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны ряда других государств и зарубежных компаний. Тем более, что на протяжении последних лет официальный Душанбе, находясь в состоянии "внешнеполитических метаний", всячески старается снизить зависимость от Москвы путем максимально возможной диверсификации своих внешних связей.
Как представляется, наиболее вероятным и сильным конкурентом России может стать Китай, учитывая то, что Пекин сегодня является крупнейшим финансовым донором Таджикистана, а китайские компании уже глубоко проникли в экономику республики. В частности объем китайских финансовых ресурсов в таджикской экономике (кредиты, инвестиции, приобретенные активы) на начало 2009 года составляет около 720 млн. долларов, что более чем в 15 раз превосходит объемы финансовых ресурсов России в Таджикистане. Это позволяет говорить об устойчивых позициях Китай в таджикской экономике. В настоящее время экономический интерес КНР в РТ затрагивает преимущественно горнодобывающую отрасль, малую гидроэнергетику, транспорт и телекоммуникации. Вполне возможно, что если ведущиеся российской стороной геологоразведочные изыскания дадут положительные результаты о наличии в Таджикистане промышленных запасов того же газа, то эти месторождения могут стать объектом повышенного интереса китайских нефтегазовых компаний. Безусловно, что Китай, также как и Россия, будет заинтересован не столько в самих углеводородах и контроле нефтегазовой отрасли РТ, сколько в возможности расширения за счет этого своего присутствия в других сегментах таджикской экономики.
Помимо этого РФ и российские компании могут столкнуться с конкуренцией и со стороны ряда западных государств и структур, а также Казахстана, которые уже проявляют определенный интерес, в том числе к таджикской нефтегазовой отрасли. С 2007 года геологоразведку на перспективных нефтегазоносных площадях в Согдийской области на севере РТ ведет совместное таджикско-швейцарское предприятие Somon Oil. В 2009 году канадская компания Tethys Petroleum Ltd. ("Тэтис Петролеум Лимитед" получила лицензию на проведение геологоразведочных работ в Бохтарском районе на юго-западе Таджикистана, на территории которого, по мнению специалистов, могут находиться перспективные пласты, содержащие углеводороды.

Экономическая нецелесообразность освоения углеводородных месторождений на территории Таджикистана

Данный риск связан с тем, что в случае, если запасы углеводородного сырья на месторождениях, разведываемых российскими компаниями на территории Таджикистана, не подтвердятся или их добыча в промышленных масштабах будет оценена как сопряженная с крайне высокой технологической сложностью/дороговизной, тот же "Газпром", скорее всего, приостановит, либо откажется от дальнейшего освоения таджикских месторождений. Тем более, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса и ухудшения финансового состояния российских нефтегазовых компаний, последние вынуждены идти на сокращение своих инвестиционных программ, в первую очередь, тех, которые экономически наименее выгодны.
При подобном сценарии развития ситуации и, тем более в условиях, когда российские компании не имеют активов в таджикской нефтегазовой отрасли, присутствие в ней России и российского бизнеса может заметно сократиться и ограничиться лишь реализацией топлива и нефтепродуктов на рынке РТ. Это, в свою очередь, резко ослабит как экономические, так и политические позиции России в Таджикистане в целом, лишит Москву многих рычагов влияния на Душанбе в плане достижения стратегических целей как в республике, так и в регионе ЦА.

* * *

В целом, несмотря на нынешнее пока еще доминирующее положение России и российского бизнеса в нефтегазовой отрасли Таджикистана, существующие риски могут в значительной степени негативно повлиять на проникновение России не только в эту отрасль, но и в таджикскую экономику в целом. Как представляется, дальнейшее проникновение РФ и российских компаний в нефтегазовую отрасль и в целом в экономику РТ зависит от российско-таджикских политических отношений, которые на сегодняшний день нельзя назвать устойчивыми.



http://easttime.ru/analitic/1/10/773.html

Док. 624163
Опублик.: 08.04.10
Число обращений: 0

  • Парамонов Владимир Владимирович
  • Строков Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``