В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
28. Отряд приступает к действиям Назад
28. Отряд приступает к действиям
По инициативе Атанаса Ненова и Божана районный комитет принял решение уничтожить Паланковскую фабрику в Лыджепе. Фабрика изготовляла сборные бараки и ящики для патронов, предназначенные германской армии. Операцию назначили на воскресенье 4 апреля, когда фабрика не работала.

Божан и комиссар уже несколько дней находились в Ракитово, а я с остальными партизанами - в Чепино. В субботу вечером Винчо прислал нам бутылки с бензином и канистру керосина.

Воскресный день выдался мрачный, унылый.

Как будто назло погоде Ангел Чопев заявился к вечеру веселый и разговорчивый. Он ненавидел чепинских богатеев - на их лесопилках прошла его молодость.

Когда стемнело, мы вышли из дома Петра Акева и прямо через поле направились в местность Ленища. Заморосил мелкий дождь. Глинистая земля превратилась в сплошное месиво, к обуви то и дело прилипали комья грязи...

Около Кынчевской фабрики нас ждали Божан, Атанас Ненов и один парень из Ракитово. Илия Малев, Георгий Шулев и Борис Голомехов тоже собирались принять участие в операции.

Ненов еще раз обсудил с Винчо и Чопевым детали и после этого сказал им:

- Ну, теперь вы можете уходить. Чересчур много людей собралось - без вас обойдемся!

Винчо вышел на шоссе, вытащил откуда-то свой велосипед и поехал в Лыджене. Но Чопева это не устраивало - он хотел лично участвовать в поджоге и, перекладывая пистолет из одной руки в другую, не торопился уходить.

Мы направились к Паланковской фабрике. Пересекли шоссе, миновали железнодорожную станцию и вышли к Старой реке. Не разуваясь, перешли ее вброд и очутились у самой фабрики, с восточной ее стороны. Перед нами тянулся высокий дощатый забор, за которым виднелись светлые фабричные помещения. Кругом было тихо, даже собака сторожа не залаяла.

- Наверное, сдохла! - прошептал Илия Малев. - Момчилу Кодьову сегодня велели ее отравить. [115]

Божан считал, что для начала нужно найти и связать сторожа, а уже после этого поджигать фабрику.

- Некогда теперь его искать. Входите! Если он появится, тогда и схватим, - распорядился бай Атанас Ненов.

Через забор перелезли сначала Георгий Шулев и я, а затем и все остальные. Охранять нас остались Илия Малев и парень из Ракитово. Мы вошли в просторное помещение, облили пол в нескольких местах бензином и керосином. Начали поджигать. К несчастью, спички попались плохие, а возможно, они отсырели от дождя. Наконец на одной из спичек показался язычок пламени. Мы бросили ее в облитые бензином стружки, и те сразу же вспыхнули. Огонь быстро распространялся и уже охватил лежавшие в углу деревянные рейки. Сторож все еще не появлялся.

- Готово! Уходите!.. - приказал Божан и потер руки с таким видом, как будто он ни сном ни духом ни о чем не ведал.

Мы снова перелезли через деревянный забор. Борис Голомехов, Илия Малев и Георгий Шулев по Калычову мосту пошли в Каменицу, а мы, партизаны, - в Бачовицу. За нашей спиной занимался пожар. Над фабрикой поднималось легкое зарево, все время разраставшееся. Мы торжествовали. Раскисшие мокрые поля уже не казались нам труднопроходимыми. Но наша радость длилась недолго. Зарево вскоре стало бледнеть, а немного погодя и вовсе угасло - пожар был потушен. Мы стояли около Благовской башни и печально смотрели на фабрику. В лицо хлестал дождь вперемешку с мокрым снегом. Стало совсем темно. И только около освещенной электрическими фонарями фабрики были видны люди. Они суетились вокруг здания, продолжая гасить пожар.

В лагерь мы вернулись утром 6 апреля. После нашей неудачи мы приуныли. Вернулась и группа Деда. Не появлялся только Георгий Кацаров.

Группа Деда успешно справилась с порученными ей акциями саботажа. 1 апреля они заминировали центральную железнодорожную линию на подходах к Пазарджику и взорвали ее, когда проходил товарный эшелон. 8 апреля им удалось прервать железнодорожное сообщение между Чепино и Пазарджиком и пустить под откос паровоз возле станции Елидере. [116]

14 апреля вернулась наконец и группа Кацарова. Ее действия не были успешными, и свою боевую задачу она не выполнила.

Дед и Кацаров принесли в отряд новые инструкции.
"...Апрель должен стать месяцем решительных боевых действий, - приказывал Пловдивский окружной комитет партии. - Быстро заканчивайте подготовительные работы и приступайте к проведению операций. Согласовывайте действия отдельных отрядов. Не давайте врагу возможность концентрировать свои силы против одного отряда и только на его территории. Разобщайте и ослабляйте силы противника. Нельзя допускать, чтобы враг расправлялся с нами поодиночке..."

Окружной комитет партии сообщал, что Георгий Ликин - Дед - введен в состав областного штаба боевых подразделений. Ему поручалось координировать деятельность отдельных отрядов, вместе с их военными и политическими руководителями разрабатывать оперативные планы и обеспечивать их исполнение. Георгий Кацаров был утвержден политическим руководителем всех партизанских подразделений на юге (югом тогда называли районы, расположенные южнее Пловдива и Пазарджика).

http://militera.lib.ru/memo/other/semerdzhiev_a/06.html

Док. 623708
Перв. публик.: 15.02.80
Последн. ред.: 31.03.10
Число обращений: 0

  • Атанас Семерджиев. Во имя жизни

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``