В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Титов: Диалектические аспекты использования ситуационного подхода в государственном управлении. Назад
Андрей Титов: Диалектические аспекты использования ситуационного подхода в государственном управлении.
"Точно так же известно, что в политике две крайности -

анархия и деспотизм - взаимно приводят друг к другу"
Г.В.Ф.Гегель

Рассматривается диалектические аспекты и проблемы связанные с применением ситуационного подхода к разработке систем поддержки принятия управленческих решений в государственном управлении. Анализируются проблемы, которые требуют решения для реализации подобных систем. Приводится последовательность основных этапов принятия управленческого решения при ситуационном подходе, на основании анализа которой выделяются особенности формального описания объектов управления различной природы. Приводится типологизация языков описания ситуации управления и на основе анализа связей этих языков предлагается подход к установлению связи между типом языка описания и типом объекта управления.

Эффективность государственного управления во многом зависит от того, насколько правильно определены основные стратегические и вытекающие из них тактические цели, на достижение которых ориентировано государственное управление. И если считать, что "хорошее" государственное управление обеспечивается "хорошим", истинным государством, то следует в первую очередь заботиться об истинности наших представлений об оцениваемом предмете. Обычно "дефиницию мы называем правильной, если она согласуется с тем, что содержится в нашем обыденном сознании о ее предмете. Но в этом случае понятие определяется не в себе и для себя, а согласно некоторой предпосылке, которая есть здесь критерий, масштаб правильности. ...В философском смысле, напротив, истина в своем абстрактном выражении вообще означает согласие некоторого содержания с самим собой. Это, следовательно, совсем другое значение истины, чем упомянутое.... В этом смысле плохое государство означает неистинное государство, и плохое и неистинное вообще состоит в противоречии между определением или понятием и существованием предмета" (1). Исходя из приведенного цели государственного управления должны выбраться так, что бы максимально было обеспечено соответствие между понятием государства и его существованием, если государство изначально не служит каким-либо частным целям, т.е целям частных лиц и групп лиц. Другими словами, это соответствие обеспечивается правильным выбором главных или, как сейчас принято их называть, стратегических целей государственного управления. Такой подход требует усилий в отношении раскрытия сущности государства как понятия. Все более или менее согласны с тем, что основная цель государственного управления - благо народа населяющего это государство. Но, увы, слова естественного языка часто меняют свой смысл в процессе их употребления. При употреблении слов естественного языка мы сталкиваемся с неточностью мысли, "которая легко проскальзывает при использовании слов обычного языка, смысл которых дается не точным определением, а созданием привычки к принятому словоупотреблению" (2).

Таким образом, употребляя понятие "благо", необходимо определить его значение.

Многое в современной культуре имеет свои истоки в античном мире, поэтому рассмотреть какой смысл придавали этому понятию в античном мире. В трактате Плотина "О благе, или первоедином" находим: "Все существа - не только первичные, которые обладают истинным бытием, но и те, которые должны считаться существующими лишь относительными, существуют только благодаря присущему им единству, а без этого единства - что стало бы с ними?

Лишенные единства, они перестали бы быть тем, что они есть и чем мы их называем. Армия, например, когда в ней отсутствует всякое единство, уже не армия, ... Каждая вещь, называемая единой, всегда в такой же степени обладает единством, в какой бытием, так что низшей степени бытия соответствует низшая степень единства, а высшей степени бытия - высшая степень единства"(3).

Из приведенного отрывка мы можем сделать по отношению к государству вывод, что государство тем более истинно, чем выше в нем степень единства.

Раз существуют разные степени единства, то - что следует считать единством в высшей степени его проявления? В диалектике есть свой ответ на этот вопрос. И этот ответ она дает в понятии целого: "Единство мы можем мыслить просто как объединенность частей. Это будет единство множественного. Однако такого единства недостаточно. Необходимо другое единство, высшее" (4)

Под высшим единством в диалектике понимают единство целого, т.е. внутреннее единство, в котором каждая его часть не только отлична от целого, но и тождественна с ним. Т.е. высшее единство это единство противоположностей.
Но чем обеспечить высокую степень единства в государстве, где действуют индивидуальности с различными, часто конфликтующими интересами?
Архиепископ Иоанн в труде "История вселенских соборов", при описании исторического фона, на котором был созван Первый Вселенский Собор, в частности, упоминает о принципах, которыми руководствовался Константин Великий в делах правления государством: "Занятый всею душою благоустроением дел государственных, император Константин в своем политическом благоразумии почитал наилучшим средством к благополучию государства, между прочим, то, чтобы между его подданными господствовали согласие и единомыслие в почитании Верховного Божества. Имея в виду эту цель, император, как он сам о себе выражается, иное рассматривал внутренним оком ума, а иное старался совершить вооруженную рукою. "Я знал, - выражается он, - что, ежели по моим молитвам восстановлено будет согласие между всеми верными, ход общественных дел получит направление, соответствующее благочестивым намерениям каждого" (5).

Иными словами Константин Великий считал, что единство или согласие между его поданными может быть достигнуто при условии наличия единства в оценке приоритетности главных или стратегических целей.

И если благо государства и народа его населяющего является основной целью государственного управления, то качество управления естественно рассматривать с точки зрения степени достижения этой цели.

Говоря о благе как о единстве в античном мире это единство понимали как единство индивидуального и общего: "В ноуменальном мире материя соединяет в себе индивидуальность с общностью" (6).

Понимание блага государства как единства населяющих его народов находит свое отражение и в современном мире, в частности в девизах многих государств, который можно интерпретировать как квинтэссенцию понимания блага государства в этих странах. В работе (7) приведены национальные девизы ряда стран, часть этой таблицы помещена ниже.
Таблица 1
Формулы национальной идеи стран, в которых отражена идея единства как основной цели.




В российской истории единство индивидуального и общего выражалось через понятие "соборность". Именно единство т.к. согласно трактовке А.Ф.Лосева если личность не индивидуальна, то она и не соборна (8)

В итоге, если единичное имеет свое понятие в своем роде, то содержание государства как понятия заключается в поддержании единства индивидуальностей в своем роде.
Если принять приведенную точку зрения, то качество государственного управления можно оценивать по тому, в какой степени оно способствует поддержанию единства.
В современном ситуационном управлении принят атрибутивный подход к моделированию задач оценки состояния объектов управления. При этом подходе объект оценки описывается через приписываемые ему свойства и интенсивность этих свойств.

2. Проблема применения ситуационного управления в государственном управлении

Если принять, что эффективным можно считать лишь такое государственное управление, которое обеспечивает и поддерживает единство нации, то можно сказать, что эффективность управления зависит от правильности выбора главной стратегической цели управления и рационального выбора тактических целей управления, обеспечивающих выполнение стратегической цели.

Процесс управления включает следующие основные этапы:

1) прогнозирование будущего;

2) определение главных целей;

3) определение подцелей;

4) ранжирование целей по степени приоритетности;

5) оценка начальных условий или (и) состояний;

6) формирование промежуточных задач, обеспечивающих достижение наиболее приоритетных подцелей;

7) определение программ и планов действий, обеспечивающих решение задач;

8) выполнение планов и программ;

9) оценка результатов;

10) обеспечение обратной связи для корректировки процесса.

Метод ситуационного управления возник в связи с необходимостью описания процесса принятия решения при управлении сложными и крупномасштабными системами с участием человека (ЛПР) в процессе принятия решения. К этому же классу задач относится и решение задачи государственного управления.

Государственное управление связано с одновременным решением большого числа взаимосвязанных и взаимозависимых, а подчас и взаимоисключающих задач. В этих условиях большое, если не решающее значение имеет определение главной цели, которой подчинено достижение всех других целей. В условиях управления государством такая главная цель формулируется в виде национальной идеи, лаконичным выражением которой может служить девиз. Важность наличия такой общей для всех цели осознавали во все времена наиболее успешные правители государств или как сказали бы сейчас "управленцы", хотя надо сказать, что последний термин не отражает сути авторитарной или царской власти.

Более того, диалектика явно указывает на необходимость ясной осознанности такой цели:

"Не только в теоретической, но и в практической области нельзя обойтись без рассудка. Для того чтобы совершить поступок, требуется главным образом характер, а человек с характером - это рассудительный человек который как таковой имеет перед собой определенную цель и твердо следует ей. Кто хочет достигнуть великого, тот должен, как говорит Гёте, уметь ограничивать себя. Напротив, тот, кто хочет всего, на самом деле ничего не хочет и ничего не достигает." (9) [2, п. 80, с.203]

Все это в равной степени верно и для существования и развития нации и государства. Государство, которое хочет достигнуть многого, должно иметь перед собой определенную, четко поставленную, понятную большинству народа цель и твердо следовать ей, ограничивая себя, ровно так же, как и население, не перекладывая все тяжести развития лишь на последнее. Только в этом случае оно будет обладать доверием народа, без которого невозможно никакое успешное развитие нации.

Но поставленная ли такая, понятная и принятая всем народом цель в России?
Например, государством приняты национальные проекты, на первый взгляд, кажущиеся актуальными. Но проекты не связанные ни с какой главной, стратегической целью, не связанные с необходимостью достижения этой цели, не являющиеся по сути ее подцелями, обречены на то, чтобы превратиться в растаскивание ресурсов, которые необходимы для гармонизации жизни и развития государства и народа.

В частность принят национальный проект "Здравоохранение". Однако, не увязав этот проект, например, с решением задач борьбы с распростронением наркотиков и алкоголизмом, его эффективность будет не велика.

И так управления и конечно государственного управления не бывает без четко поставленных целей.

Ситуационный принцип позволяет повысить эффективность государственного управления путем определения приоритетных направлений развития на основе адекватной оценки ситуации управления.

Отличительными чертами ситуационного принципа управления, с которыми связаны проблемы его использования в государственном управлении, сводятся к следующему:
1. В ситуационном подходе модель управления базируется на понятии "ситуация управления", которая является основным объектом анализа при принятии управленческого решения. Это влечет необходимость средств описания ситуаций управления, их классификации, обучения, трансформации ситуации в соответствии с принятыми решениями.

2. Задача принятия решения сводится к задаче разбиения множества ситуаций на классы (эталонные классы) с которыми связаны те или иные управленческие решения.
3. Необходимы языки, позволяющие эффективно осуществлять адекватную задачам управления классификацию ситуаций управления.

4. Наконец, ситуационный принцип предполагает обучение принятию решений на основе анализа модели ситуации управления с применением средств автоматизации процесса принятия решения.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ

___________________________________________________________________________________
1. Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. т.1. М. "Мысль", 1984.

2. А..Н.Колмогоров, А.Г.Драгалин. Введение в математическую логику. - М.: МГУ, 2004.

3. Плотин. Энеады. Киев, "УЦИММ-ПРЕСС", 1995


4. А.Ф.Лосев. Диалектика числа у Плотина//Миф. Число. Сущность. М. "Мысль", 1994.

5. Преосв. Иоанн. История Вселенских соборов. М., 1995.

6. Плотин. Энеады. Киев, "УЦИММ-ПРЕСС", 1995

7. Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи). М. "Научный эксперт". 2009.

8. А.Ф.Лосев. "Философия имени".: М. МГУ, 1990.

9. Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. т.1. М. "Мысль", 1984.


www.viperson.ru

Док. 623635
Опублик.: 30.03.10
Число обращений: 0

  • Титов Андрей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``