В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Родниковые политтехнологи Назад
Родниковые политтехнологи
Выборы самых разных уровней проходят в Удмуртии с периодичностью 1-2 раза в год. И это, не считая многочисленных перевыборов и довыборов, в результате которых заполняются пустующие депутатские кресла в представительных органах власти. Неудивительно, что при такой плотности избирательных кампаний в республике сумел сформироваться слой доморощенных (в хорошем смысле этого слова) политтехнологов и политических консультантов довольно высокого уровня.

"Дикие команды" рвутся в бой

В Удмуртии никогда не было влиятельных консалтинговых компаний, специализирующихся на политическом пиаре и предвыборных технологиях. Известные в российской политтехнологической тусовке выходцы из Удмуртии предпочитали делать себе имя за пределами республикам. Достаточно вспомнить Марата Баширова, Владимира Голубева, Алексея Батурина и некоторых других консультантов.

Даже учитывая ежегодный исход из Удмуртии грамотных менеджеров, которые отправляются искать свое профессиональное счастье в Москву, Санкт-Петербург и пиар-столицу Поволжья - Нижний Новгород, выборные кампании внутри республики по-прежнему есть кому проводить.

Эксперты, оценивающие рынок политических технологий Удмуртии, выделяют на нем несколько крупных игроков, которые "засвечены" уже далеко не в одной избирательной кампании. Особенность этих игроков в том, что ни один из них не является официально оформленной консалтинговой компанией. По большому счету, все они - "дикие команды", формирующиеся в различных составах под конкретные задачи и проекты. Объединяет их только персона руководителя - идейного вдохновителя всей кампании.

В первую очередь, выделяется команда двух Сергеев - Антонова и Окулова. Это представители некогда известного агентства "Республика", которое создал известный юрист Константин Глухов, руководивший правовым управлением администрации президента и правительства Удмуртии.

После скоропостижной кончины Глухова в конце 2003 года, наиболее опытные юристы из его команды - Антонов и Окулов занялись самостоятельной деятельностью, и на сегодняшний день их команда считается наиболее успешной среди всех, работающих на республиканском рынке. Во всяком случае, преимущество побед над поражениями у двух юристов выглядит весьма солидно.

Говоря о республиканских политтехнологах, нельзя не упомянуть и известного художника - концептуалиста Энвиля Касимова, ныне занимающего пост главного редактора газеты "Известия Удмуртской Республики", а также Леонида Гонина - руководителя республиканского отделения партии "Союз правых сил". Некоторые эксперты выделяют еще команду Марата Гатина, которая обслуживала последние избирательные кампании трагически погибшего недавно Алексея Титова.

По словам известного политтехнолога, представляющего интересы московской консалтинговой компании "АПМК" Владимира Голубева, в последние несколько лет ему не приходилось сталкиваться с командами политтехнологов из-за пределов республики. "Очевидно, что квалификация местных кадров устраивает заказчиков", - считает известный консультант. На предстоящих выборах он если и ожидает появление пришлых политтехнологов, то только в том случае, если от Удмуртии в Госдуму будет баллотироваться Юрий Маслюков, который регулярно привлекает к выборным проектам московских пиарщиков.

Действительно, последний опыт участия известных федеральных консалтинговых компаний на выборах в Удмуртии можно отнести к началу десятилетия, когда активность проявляла близкая к Сергею Чикурову команда из "Имидж-контакта". Стоило бывшему вице-премьеру и главному федеральному инспектору уйти в политическую тень, "Имидж" потерял интерес к родниковому краю.

Кандидат - меценат с идеологической "изюминкой"

Выборы в Удмуртии, которые пройдут по новой смешанной схеме (половина состава парламента - одномандатники, другая половина - представители партий), потребуют значительных финансовых вложений от кандидатов, которые рассчитывают на победу именно в округах.

По оценкам одного из политических консультантов, пожелавшего не афишировать свое имя, на сегодняшний день "стоимость" работы в округе можно оценить от 2 до 12 миллионов рублей. Даже, если кандидат уже работает в своем округе на протяжении нескольких сроков полномочий, избежать серьезных вложений ему не удастся. При этом нелишне будет заметить, что официально разрешенный размер избирательного фонда для кандидата-одномандатника составляет 1 миллион рублей.

По словам Сергея Окулова, увеличение смет на расходы в ходе избирательной кампании связано, в первую очередь, с тем, что сами округа увеличились вдвое. Кроме того, кандидатам придется больше тратить на полиграфическую продукцию, на агитаторов, на контрпропаганду.

По словам еще одного известного республиканского политтехнолога Сергея Антонова, многие избиратели сейчас видят в кандидате не своего представителя в законодательном органе, а мецената. Существует простая зависимость - чем больше вкладываешь в округ, тем больше шансы на победу. Кроме того, успех, по мнению политтехнолога, будет зависеть и от того, насколько качественной и понятной будет та идеология, которую кандидат сможет донести дол своих избирателей. "Идеологии, учитывая параллельные выборы в Госдуму, на этой кампании будет много. У победителя она должна быть не только четкой, но и иметь свою изюминку, а также быть качественно донесенной до сознания избирателей", - уверен Сергей Антонов.

Сумма расходов бывает связана еще и с тем, насколько острой обещает быть борьба за депутатский мандат. Ведь на каждый нынешний округ есть два действующих депутата Госсовета, да еще два представителя местных представительных органов власти (в Ижевске - это городская Дума). Хорошо если "соседи" по округу - члены одной команды, тогда расходы на контрпропаганду могут быть сведены к минимуму. Но если отношения далеки от идеала - серьезных трат не избежать. Ведь любую ситуацию, даже самую неприглядную можно переломить только с помощью финансовых средств.

Административный ресурс за заводской проходной

При всем наличии хорошо известных команд официальных политтехнологов, многие избирательные кампании проводятся собственными силами кандидатов, считает Владимир Голубев. Как правило, многие руководители, которые баллотируются на ту или иную должность, возлагают ответственность за ход кампании и за результат на своих подчиненных.

В этом случае, вся тяжесть бремени ложится на представителей пресс-служб или отделов по связям с общественностью, у которых нет необходимого опыта и соответствующей подготовки. Агитаторами могут выступать подчиненные низового уровня, очень часто в их качестве используются врачи и учителя, которых хорошо знают избиратели.

Другой вариант активно используется руководством крупных предприятий, чьи представители регулярно баллотируются в различные представительные органы власти. По словам нашего анонимного источника, в данной ситуации речь может идти о таких предприятиях как "Ижсталь", "Редуктор", "Купол" и некоторых других. Действия административного ресурса в плане укрепления корпоративного духа, особенно если результаты голосования напрямую привязываются, к примеру, к выдаче премии, в этих случаях бывают очень эффективным.

Любой способ проведения избирательных кампаний имеет свои плюсы и свои минусы, считает Владимир Голубев. "В последнее время появилось много рекламных агентств, дизайнерских и маркетинговых контор, которые могут выполнить работу ничуть не хуже московских или питерских пиарщиков", - уверен политтехнолог. Местные исполнители получили хорошую практику и неплохо котируются в среде заказчиков. Выбор того, с чьей помощью идти к победе все равно остается за кандидатом или теми, кто его финансирует. А оценку эффективности выбранного пути поставит все-таки избиратель.

09.08.2007
Автор: Труфанов Константин
Регион: Республика Удмуртская
http://mediacratia.ru/owa/mc/mc_publications.html?a_id=18437

Док. 623579
Перв. публик.: 09.08.07
Последн. ред.: 29.03.10
Число обращений: 0

  • Глухов Константин Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``