В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кому война, а кому - источник вдохновения Назад
Кому война, а кому - источник вдохновения
Этот сюжет, показанный в программе "Вести" пару месяцев тому назад, не дает мне покоя и по сию пору. За гранью добра и зла - так бы я охарактеризовала то, что происходило в кадре.

"Вчера в Косове погиб российский военнослужащий. Сегодня наша съемочная группа побывала в его семье", - объявила ведущая. Следом в кадре появилась молодая толстушка-хохотушка, что-то весело щебечущая - видимо, в ответ на шутки корреспондента. Голос за кадром: "О том, что ее муж Александр погиб, жена Наташа узнает через несколько минут. Она пока ни о чем не подозревает, хотя и очень озадачена интересом телевидения к ней. Мама погибшего, случайно зашедшая навестить невестку и внучку, тоже пока ничего не знает. Съемочная группа "Вестей" взяла на себя тяжелую участь - сообщить родным о гибели их сына и мужа. В местном военкомате пока нет никакой официальной информации".

Далее в кадре - рыдающие мать и молодая вдова. За кадром снова звучит голос корреспондента: "Отец Александра тоже пока не знает о смерти сына - он уехал на заработки в Москву. А жену и мать мучит один вопрос: как сообщить о смерти внука бабушке - семидесятилетняя женщина может этого известия не пережить".

В этот момент я содрогнулась: а ну как съемочная группа "Вестей" возьмет на себя тяжкий долг сообщить печальную новость и бабушке?

Раньше гонца, принесшего дурную весть, убивали. Для корреспондента, припершегося в дом погибшего и для начала немножко развеселившего молодую вдову, чтобы потом свалившееся на нее горе было более наглядным (как-никак ТВ - искусство визуальное), кара в самый раз. За это действительно хочется убивать или, как минимум, навсегда лишать права заниматься журналистикой. Кому война, а кому. . . источник вдохновения. Товарищ где-то слышал, что телевидение (ну, партийная печать, по В.И. Ленину) должно быть не только агитатором и пропагандистом, но и организатором. Вот он и организовал зрелище с завязкой ("веселая вдова") и кульминацией ("стон по погибшему"). Развязкой можно считать зрительское потрясение от запредельности увиденного.

Между тем телевидение, если только оно не вторгается в область недозволенного, действительно может быть организатором - акций, которые способны тронуть и самые черствые сердца; дел, на которые не способно государство, не умеющее и не желающее оплачивать собственные счета. Программа "Забытый полк" на канале НТВ, премьера которой состоялась 22 июня, это не столько телепередача, сколько социальная и гуманитарная акция. Самое простое - вздыхать: "Ах, война, что ж ты сделала (делаешь), подлая. . ." Самое трудное - исправлять величайшую "подлость", которую до сих пор по инерции списывают на издержки войны: подлость забвения и равнодушия по отношению к людям, без вести пропавшим. Оторопь берет, когда видишь сотни фотографий в несколько рядов. На них - лица солдат, без вести пропавших и в 1941 -м, и, что еще страшнее, - в 1995-м. Военный корреспондент НТВ Евгений Кириченко и режиссер-документалист Сергей Говорухин пытаются всем миром искать пропавших солдат, помогая их родным если не обрести душевное успокоение, то хотя бы вырваться из ада неизвестности.

Две пожилые женщины прямо на передаче узнали о судьбах своих отцов. Один погиб еще в 1941 -м, в лесу под Смоленском, где в 2000 году его останки вместе с чудом уцелевшим солдатским медальоном обнаружили люди, занимающиеся поиском и захоронением солдат Великой Отечественной. Второй, как выяснил в ходе передачи корреспондент, работавший в Подольском архиве, был расстрелян НКВД в 1942-м. На обоих солдат семьи в конце войны получили извещения: "Без вести пропал".

Увы, уроки истории мало чему учат власть, которая ради победных реляций и поддержания в народе боевого настроя продолжает лгать, по- прежнему замалчивая масштаб потерь, оскорбляя память погибших. Те, кто упрекают НТВ в антигосударственном, антипатриотичном подходе к освещению чеченской войны, наверное, полностью застрахованы от участи родственников 33 псковских десантников, о гибели которых умолчало государство, а траур по ним местная власть объявила лишь через две недели после похорон. О посмертных государственных наградах - и речи нет. Общество просто решили поберечь от лишнего расстройства. Общество в целом (согласно социологическим опросам) одобряет чеченскую войну, вот только своих детей посылать на нее не желает. Так что лицемерие государства, скрывающего истинные цифры потерь, вполне адекватно лицемерию общества и отдельных патриотов- государственников, всегда готовых разгребать жар чужими руками. Когда кто-то, например НТВ, обнажает это всеобщее лицемерие, его начинают "гнобить".

Поздно ночью 22 июня в рамках программы Дмитрия Диброва "Антропология" НТВ показало фильм "Прощай, оружие". Много лет назад Микаэл Таривердиев написал музыку на стихи Эрнеста Хемингуэя. А незадолго до своей смерти высказал жене идею фильма-хроники всех войн XX века - под эту музыку и эти стихи.

Режиссер Михаил Рыбаков и продюсер телекомпании "Облик" Татьяна Меньшикова эту идею блистательно реализовали. Пересмотрев в киноархивах 300 часов хроники (начиная с войны 1914 года и заканчивая Чечней), они отобрали самые эмоциональные и самые "человеческие" кадры войны. В сочетании с пронзительной музыкой и стихами получилось высокохудожественное антивоенное полотно, что, конечно, с точки зрения наших "патриотов", тоже глубоко порочно. Главная идея фильма: война не имеет национальности. Больно каждому - и немцу, и русскому. Жутко любому - и афганцу, и американцу. Страшно погибать. "Зачем?/ Зачем, зачем, почему, почему? / Для чего, для чего? / Для кого, для кого?/ Гибнут/ Гибнут люди, шагая/ По изрытой боями земле./ Зачем?"

. . .Последнее впечатление минувшей недели: президент Путин дал прием в честь выпускников высших военных учебных заведений. Корреспондент в "Вестях" подчеркнул: Путин распорядился провести прием в том же зале, где проходила его инаугурация. Чтобы продемонстрировать особое уважение к армии. Молодые офицеры и убеленные сединами командиры уважение оценили. В интервью телевидению после приема они говорили, какой классный мужик президент и как правильно он относится к армии.

А как же тот парень из чудовищного сюжета в "Вестях", поехавший в Косово, чтобы заработать 35 тысяч рублей на квартиру для семьи? Вот и получается, что сложил голову за тысячу с небольшим "зеленых". "Зачем? Почему? Для кого? Для чего?"

В прошлом письме я рассказал о столетии со дня рождения Яна Ларри, и мне сообщают, что это вызвало интерес читателей. Я не знаю, есть ли английский перевод этой книги. В советское время некоторых наших авторов переводили на английский язык и издавали - наши же издательства. Но Ларри среди этих изданий нет. Один из моих знакомых много лет ведет библиографию изданий фантастической литературы. По его данным, в нашей стране Ларри на английском языке не издавали. Надежды на то, что его перевели за границей, нет никакой.

А вот замечание, на которое хочу ответить публично. Мне говорят, что для американских читателей слова о "литературных неграх" звучат некорректно.

Я пишу на русском языке и для русских (точнее - русскоязычных) читателей, пусть и живущих в Соединенных Штатах. Конечно, если бы я писал на английском языке, то такого выражения не употребил бы, просто потому что в английском его нет. Но есть оно в русском.

Сошлюсь на данные самого последнего по времени академического толкового словаря русского языка. Он называется "Большой толковый словарь русского языка" и вышел в 1998 году в Петербурге. Так вот, у слова "негр" этот словарь отмечает такое значение: "2. Разг. О людях, тяжело и много работающих. Работаем, как н. Мы не н., чтоб так вкалывать. Пусть поищут себе негров!" Так что для русского языка такое употребление вполне нормально и никакой "политнекорректности" в нем нет.


gaijin-life.info

03.07.2000

Док. 623250
Перв. публик.: 03.07.00
Последн. ред.: 25.03.10
Число обращений: 0

  • Меньшикова Татьяна Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``