В последнее время в афише Большого театра все чаще появляются названия старинных балетов, восстановленных на сцене главного театра страны в первозданном виде. "Не аутентизм, а историческая реконструкция" - так говорят о своем новом "Корсаре" известные хореографы Алексей Ратманский и Юрий Бурлака. Премьера знаменитого балета великого Мариуса Петипа назначена на 21 июня. Сегодня состоялось своеобразное превью для журналистов. Рассказывают "Новости культуры".
Алексей Ратманский не торопится покидать зал. Репетиции "Корсара" идут с утра до вечера. Дело в том, что в балете занято слишком много персонажей. К тому же в Большом спектакль не шел последние двенадцать лет. Историк балета Вадим Гаевский в любой момент готов прочитать о "Корсаре" целую лекцию. Он считает этот балет самым мужественным, с самым идеальным героем. Утверждает, что в нем есть романтика, авантюры, любовь, экзотика, поэтому не стоит Москве уступать право лидерства на "Корсара" Петербургу. ""Корсар", прежде всего, московский балет", - утверждает Вадим Гаевский.
Балеты эпохи Петипа большей частью состояли из пантомимы. Сегодня пантомиму считают атавизмом, но в "Корсаре" без нее невозможно обойтись. "Чтобы сохранить пантомиму, надо удлинить балет на четыре акта", - поясняет Алексей Ратманский, постановщик балета. В крайности решили не впадать. Пантомиму оставили, но без перебора.
Постановкой балета занимаются сразу два хореографа - Алексей Ратманский и Юрий Бурлака. Знают друг друга с детства. Они учились у одного педагога. Постановщики максимально сохранили хореографию Петипа - а это шестьдесят минут чистого танца. Пробелы Ратманский заполнил собственной хореографией. "В отличие от музыкантов, тела танцовщиков изменились кардинально", - говорит Ратманский.
В архивах сохранилось пятьдесят эскизов Евгения Понамарева, сделавшего первые костюмы к "Корсару". Сегодня художник Елена Зайцева решилась на смелый эксперимент: в этой постановке не будет ни одного повтора. Многие танцы из "Корсара" Петипа не исполнялись более ста лет. Постановщики подняли все архивы, чтобы максимально сохранить дух прежнего "Корсара".