В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ДОВСЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ Назад
ДОВСЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ
НА ВОПРОСЫ "ВПК" ОТВЕЧАЕТ ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК АНАТОЛИЙ МАЗУРКЕВИЧ
19 ноября 2005 г. - дата, в европейской истории отмеченная своеобразным юбилеем: исполняется 15 лет Договору об обычных вооруженных силах в Европе. Не потерял ли ДОВСЕ своей актуальности? Об этом корреспондент "ВПК" беседует с начальником Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковником Анатолием МАЗУРКЕВИЧЕМ.
 
ЛИЧНОЕ ДЕЛОМАЗУРКЕВИЧ Анатолий Игнатьевич
Генерал-полковник Анатолий МАЗУРКЕВИЧ Фото Леонида ЯКУТИНА
Родился 24 марта 1949 г. в городе Могилеве-Подольском Винницкой области Украинской ССР. Окончил Минское суворовское военное училище (1967 г.), Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1971 г.). Службу в авиации проходил в Группе советских войск в Германии и Среднеазиатском военном округе. После окончания Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина - на штабных должностях в Генеральном штабе Вооруженных Сил СССР. С 1983 г. - на военно-дипломатической работе. В 1983-1986 гг. - помощник военно-воздушного атташе при посольстве СССР в США. В 1990 г. окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. В 1991-1997 гг. - заместитель представителя Вооруженных Сил СССР в ООН (г. Нью-Йорк), военно-воздушный атташе, атташе по вопросам обороны при посольстве Российской Федерации в США. С декабря 1997 г. - начальник управления внешних сношений Министерства обороны РФ. Указом президента РФ от 12 июля 2001 г. назначен начальником Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ. Генерал-полковник. Военный летчик 1-го класса, летчик-инструктор во всех метеоусловиях на самолете МиГ-21УМ.
 
 

- Анатолий Игнатьевич, первый вопрос о том, как долго готовился ДОВСЕ?

- К заключению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) активно и давно, начиная с 1973 г., стремились государства Западной Европы, видевшие в СССР реальную угрозу своей безопасности. Политические перемены, произошедшие в СССР в середине 80-х годов, позволили подписать юридически обязательный договор 19 ноября 1990 г.

Договориться удалось по количественным ограничениям на развертывание в Европе (от Атлантического океана до Уральских гор) тяжелой военной техники (боевых танков, боевых бронированных машин и артиллерийских систем Сухопутных войск), то есть по тем параметрам, которые беспокоили Запад и по которым СССР действительно превосходил НАТО. Количественные ограничения накладывались также на боевые самолеты и ударные вертолеты.

Ограничения ДОВСЕ не распространялись на Военно-морские силы, стратегическую авиацию и географию базирования тактической и армейской авиации. Не учитывалось ядерное оружие, не принимались в расчет новые формы (воздушные и воздушно-космические операции, операции стратегических ядерных сил и др.) и тем более новые способы ведения стратегических операций. ДОВСЕ по существу был разработан таким образом, что его положения никак не влияли на наступательные и оборонительные возможности США - основного участника НАТО и главную военную силу альянса.

И хотя ДОВСЕ уже изначально отставал от быстро меняющихся политических реалий, так как в полной мере соответствовал отношениям "холодной" войны, этот международный договор на определенном историческом отрезке стал "краеугольным камнем европейской безопасности". Он сыграл ключевую роль в деле укрепления европейской безопасности.

Впервые в истории на стыке двух эпох в масштабах целого континента был создан эффективный режим контроля над обычными вооружениями. Он позволил на основе беспрецедентной открытости в военной сфере провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных тяжелых вооружений и выйти на равные предельные уровни стран Западной и Восточной групп государств-участников (НАТО и Организация Варшавского договора соответственно). Это был неизбежный и давно назревший шаг, позволивший подвести черту под эпохой межблокового противостояния.

Однако политические события развивались стремительно. Прекратила существование Организация Варшавского договора, а затем и СССР. Мы осуществили уникальный по масштабам и срокам вывод российских войск из стран Центральной и Восточной Европы. Вышесказанное серьезно изменило договорные механизмы, предназначенные для поддержания равновесия сил между двумя военно-политическими союзами. Однако Договор продолжал работать в качестве важного инструмента поддержания стабильности в Европе. Вместе с тем он, как продукт "холодной" войны, вступил в противоречие с международной обстановкой и превратился в фактор, "замораживающий" ситуацию противостояния.

Прием в НАТО Польши, Чехии и Венгрии нанес очередной и весьма существенный удар по жизнеспособности ДОВСЕ. Бывшие участники Организации Варшавского договора в 1997 г. "перешли в натовскую семью" со своими уровнями по танкам, бронемашинам, артиллерии, боевым самолетам и ударным вертолетам, а по Договору фактически продолжали действовать сбалансированные блоковые "потолки". Нависла реальная угроза самого существования ДОВСЕ.

- Были ли предприняты в этой связи какие-либо шаги Россией или государствами НАТО?

- В этих условиях была необходима значительная адаптация документа к новым условиям. Из создавшегося тупика удалось выйти за счет глубокой адаптации ДОВСЕ к современным реалиям, проведенной по инициативе Российской Федерации.

Предложения России и НАТО по адаптации ДОВСЕ оказались очень схожими, новые подходы несколько меняли "букву", но не "дух" ДОВСЕ 1990 г., что и позволило довольно быстро разработать соглашение (на предыдущее понадобилось около 20 лет).

Именно поэтому новому Соглашению в полной мере присущи недостатки старого Договора - не ограничивается география базирования ВВС, не охватываются ВМС и стратегическая авиация, не учитывается ядерное оружие и его сдерживающая роль.

"Новый" ДОВСЕ - Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе - был подписан в 1999 году. Главное его достоинство - трансформация зонально-групповой основы Договора (по признаку членства в военных союзах времен "холодной войны") в безблоковую систему национальных и территориальных (для каждого государства) уровней. Кроме того, соглашение открывает возможности для присоединения к нему новых участников, что позволило бы поддерживать в стабильном состоянии военно-политическую обстановку в Европе в условиях ее продолжающейся трансформации.

Для адаптированного ДОВСЕ 2005-й год тоже в своем роде юбилейный - шесть лет как этот документ остается невостребованным, и перспективы его вступления в силу просматриваются весьма туманно. Что касается действующего режима ДОВСЕ, то, образно говоря, он медленно "умирает" и не в состоянии поддерживать стабильность и баланс интересов государств-участников.

Прием в альянс "семерки" новых членов, три из которых - бывшие члены Организации Варшавского договора (Словакия, Болгария, Румыния) и четыре - государства, не входящие в ДОВСЕ (Словения, Латвия, Литва и Эстония), нанес сокрушительный удар по режиму действующего Договора.

- Почему же относительно быстро принятое Соглашение об адаптации ДОВСЕ так долго не ратифицируется, что мешает ввести его в действие?

- Хороший вопрос, давайте попробуем вместе разобраться, почему на одном из основных направлений европейской безопасности сохраняется тупиковая ситуация. Что же в действительности мешает адаптированному ДОВСЕ вступить в силу? Для этого необходимо перелистать хронику событий последних лет.

Первоначально главным и единственным условием запуска ратификационных процедур Соглашения было отраженное в тексте стамбульского Заключительного акта решение "фланговой проблемы" (имеются в виду ограничения на количество танков, боевых бронированных машин и артиллерии в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах). Это было сделано, несмотря на сложную ситуацию на юге нашей страны. После этого у наших коллег стали появляться новые требования к России. Между тем отношение США и других членов НАТО к ратификации адаптированного ДОВСЕ не изменилось.

Сначала натовские государства потребовали от России обеспечить "дополнительную транспарентность" сокращения обычных вооружений на флангах, не предусмотренную Договором, и предоставить данные о выводе российских войск с территории Северного Кавказа. Мы пошли на это (сугубо на добровольных началах стали предоставлять информацию о временно введенных на Северный Кавказ вооружениях). А затем, когда летом 2001 года необоснованность таких претензий стала очевидной, в центре внимания США и их союзников оказались российские обязательства в той их части, которая к Договору не имеет ни малейшего отношения. Объективно создается предположение, что ведется поиск предлогов для того, чтобы похоронить Договор, не дав вступить в силу его адаптированному последователю.

Стамбульские обязательства - это около двадцати дополняющих Соглашение об адаптации односторонних, двусторонних и многосторонних заявлений, зафиксированных в Заключительном акте Конференции государств-участников ДОВСЕ (ноябрь 1999 г.). Однако из всех заявлений наших западных партнеров интересуют исключительно только обязательства Российской Федерации в отношении Молдавии и Грузии.

США и другие страны НАТО настаивают на том, что расширение НАТО, изменение военно-политического статуса шести государств-участников Договора и связанные с этим изменения в построении и составе группировок объединенных вооруженных сил в Европе никак не связаны с ДОВСЕ. Одновременно с этим они заявляют, что вопросы двусторонних отношений России с Молдавией и Грузией напрямую влияют на ДОВСЕ и якобы не позволяют его ратифицировать. Причем в первом случае речь идет о юридических обязательствах, прямо прописанных в тексте Договора, а во втором - политических, которые к ДОВСЕ прямого отношения не имеют. Такую логику обоснованной назвать трудно.

Хотел бы несколько слов сказать о стамбульских обязательствах. Россия обязалась вывести свои войска с территории Приднестровского региона Республики Молдова и сократить количество ограничиваемых Договором вооружения и техники (ОДВТ) на территории Грузии до установленных пределов. Москва и Тбилиси условились также согласовать сроки функционирования двух остающихся российских баз - Батуми и Ахалкалаки.

Российская Федерация полностью и досрочно (к середине ноября 2001 года) выполнила связанные с ДОВСЕ стамбульские обязательства по выводу с территории Молдавии и утилизации на месте своих ОДВТ. С территории Грузии в 2001 году выведена часть тяжелого вооружения. Расформированы военные базы в Вазиани и Гудауте. Перечисленные мероприятия были должным образом задокументированы и подтверждены представителями ОБСЕ.

30 мая 2005 года министрами иностранных дел Российской Федерации и Грузии было подписано Совместное заявление, касающееся условий, сроков пребывания и основных параметров прекращения функционирования российских военных баз и других военных объектов ГРВЗ, расположенных на территории Грузии. Было решено завершить поэтапно их вывод с территории Грузии в течение 2008 года.

По моему мнению, особенностью ситуации в Грузии и Молдавии является наличие острых неурегулированных конфликтов. Обстановка там очень напряженная и сильно политизирована. Любые российские действия в контексте реализации наших обязательств используются центральным руководством и лидерами "отколовшихся регионов" в своих политических целях. Все это сильно затрудняет выполнение наших задач. Вместе с тем их решение российской стороной осуществлялось и будет осуществляться независимо от развития событий вокруг ДОВСЕ. Главную задачу мы видим в том, чтобы не допустить возвращения неурегулированных конфликтов на территориях Грузии и Молдовы в "горячую фазу", не подорвать перспективы мирного политического урегулирования.

Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что российско-грузинская и российско-молдавская договоренности носят двусторонний характер. В этой связи вызывает по меньшей мере недоумение такое болезненное к ним отношение наших западных партнеров. При этом для высказывания своих "озабоченностей" представители НАТО используют любые форумы и переговорные площадки, в том числе и ежегодные заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ.

Продолжая выполнять свои стамбульские обязательства, Россия будет действовать обдуманно и ответственно, руководствуясь не натовскими "увязками", а своими внешнеполитическими интересами.

Обсуждая стамбульские обязательства, стоит напомнить еще одно обязательство, вошедшее в Заключительный акт, - "предпринять усилия для содействия завершению национальных процедур ратификации, с тем чтобы Соглашение об адаптации могло вступить в силу как можно скорее". Кроме Украины, Белоруссии, Казахстана и России, которые ратифицировали адаптированный ДОВСЕ, остальные участники этого обязательства на сегодняшний день не выполняют.

- 30 марта 2004 года состав НАТО расширился за счет семи новых участников. Не могли бы вы более подробно остановиться на отношении "новобранцев" альянса к ДОВСЕ?

- Как только государства НАТО увязали начало ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ с выполнением не относящихся к Договору элементов стамбульских обязательств, стало ясно, что в их подходах к военно-политическим аспектам европейской безопасности произошла смена приоритетов. Контроль над вооружениями отошел на второй план и стал использоваться лишь как вспомогательное средство для решения США и НАТО своих геополитических задач на постсоветском пространстве. Некоторые государства-участники начинают использовать Договор как инструмент для продвижения своих национальных интересов на восточном направлении.

Россия неоднократно на различных уровнях выражала свое отношение к факту расширения НАТО. Особенно подчеркивалось, что при этом не должны ущемляться законные интересы безопасности других государств. Именно в этой плоскости сегодня стоит вопрос о взаимоувязке членства Словении и стран Балтии в НАТО с их присоединением к адаптированному ДОВСЕ. Российская сторона не умаляет значения заявлений со стороны НАТО о приверженности членов альянса Договору как "краеугольному камню европейской безопасности" и готовности содействовать присоединению к Договору новых, вступивших в Североатлантический блок государств. Но дальше политических заявлений дело не идет.

А между тем в одном из наиболее важных в стратегическом отношении регионе Европы возникла ситуация, при которой к границам Российской Федерации непосредственно примыкает зона ответственности НАТО, свободная от каких-либо ограничений по ДОВСЕ. Это входит в прямое противоречие с буквой и духом Договора и ставит Российскую Федерацию перед необходимостью пересмотра ряда своих обязательств в сфере контроля над вооружениями.

Кроме того, расширение НАТО сопровождается акциями, которые вызывают у нас озабоченность. Вдоль границ России были проведены полеты самолета АВАКС с целью наблюдения за нашей территорией. В Литве размещены истребители альянса якобы для перехвата "воздушных террористов". Сами по себе реальной угрозы такие действия не представляют, однако они свидетельствуют, что в НАТО пока не готовы считаться с реальной ситуацией в области безопасности, в том числе в таком чувствительном регионе, как балтийский.

Российская Федерация считает, что для разрешения проблем необходимы консультации относительно будущих переговоров об условиях присоединения стран Балтии к Соглашению об адаптации ДОВСЕ после его вступления в силу. Однако наши предложения до настоящего времени не нашли положительного отклика у западных партнеров, которые считают достаточными уступками Москве сделанные ранее заявления.

Видимо, нежелание легитимизировать членство Балтии в ДОВСЕ имеет другую подоплеку - возникающую возможность размещать существенные группировки ОВС НАТО и США в свободной от каких бы то ни было ограничений зоне ("серой зоне"). Для России такая перспектива крайне нежелательна.

- А если ДОВСЕ все же прекратит существование, то будет ли это потерей для международного сообщества?

- Бесспорно, адаптированный ДОВСЕ является одним из эффективных инструментов поддержания стабильности и баланса интересов на пространстве от Атлантики до Урала. И подтверждаю, что мы по-прежнему заинтересованы в сохранении режима контроля над вооружениями в Европе и призываем наших партнеров незамедлительно начать процесс ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Еще раз подчеркну, этот документ является материальной основой безопасности всех государств-участников трансатлантического сообщества.

У нас не могут не вызывать озабоченности и даже тревоги попытки поставить под сомнение будущее режима контроля над обычными вооружениями в Европе, целесообразность его дальнейшего укрепления и развития. Всем известно, что у России есть достаточный арсенал сил, средств и способов обеспечения своей безопасности и реализации национальных интересов. Поэтому мы откровенны, когда говорим, что разрушение ДОВСЕ для России невосполнимой потерей не будет. А вот для государств-участников ОБСЕ эта потеря чувствительная и масштабная.

Фактически, сегодня соблюдение положений ДОВСЕ в течение последних лет сведено к выполнению одного, не самого крупного для такого Договора параметра - выполнению Россией своих обязательств во фланговом районе. Это происходит на фоне всеобщей и глобальной борьбы с международным терроризмом, один из очагов которого находится на нашем Северном Кавказе и тем самым требует весомого военного присутствия.

Нелепость тут очевидна. Ведь вряд ли кто-то из участников ДОВСЕ может себе позволить спокойно смотреть на то, как поэтапно, "волнообразно" укрепляет свою безопасность отдельная группа государств. Причем на словах эта группа декларирует соблюдение основополагающего принципа равной безопасности, а на деле укрепляет свою безопасность за счет безопасности других государств. Таким образом, по нашему мнению, после окончательного слома фланговой договорной конструкции в результате вступления в НАТО второй "расширенческой волны" соблюдение Россией своих обязательств на флангах становится не только окончательной нелепостью, но и небывалой дискриминацией в истории международного контроля над вооружениями.

В итоге мы имеем ситуацию, когда после двух этапов расширения НАТО на Восток и при отсутствии Соглашения об адаптации, ДОВСЕ фактически утратил жизнеспособность. Российская Федерация не будет делать вид, что ДОВСЕ нормально функционирует и нас устраивает. Если положение дел не изменится, то нам, очевидно, предстоит непростой разговор о будущем ДОВСЕ на третьей конференции по рассмотрению его действия, которая запланирована на май 2006 года в Вене.


Михаил ТУЛЬЕВ

 постоянный адрес статьи:   http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.110.articles.names_01


Док. 623065
Перв. публик.: 05.02.05
Последн. ред.: 24.03.10
Число обращений: 0

  • Мазуркевич Анатолий Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``