В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЧитГУ : на благо и процветания родного края Назад
ЧитГУ : на благо и процветания родного края
РЕЗНИК Юрий Николаевич - ректор Читинского государственного университета, доктор технических наук, профессор.

В 1971 году окончил Иркутский политехнический институт. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию. Назначен на должность проректора. В 1994 году утвержден в звании профессора. Под его руководством Читинский политехнический институт в 1995 году преобразован в Читинский государственный технический университет, а в 2003 году в Читинский государственный университет. В 2001 году защитил докторскую диссертацию на тему "Научные основы минеральной подготовки при освоении месторождений полезных ископаемых".

Автор более 150 публикаций, в том числе 8 монографий и 10 изобретений.

Награжден Орденом Почета, орденом Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности "Звезда ученого", знаком "Почетный работник высшего образования России", медалями "За боевое содружество" ФАПСИ и Министерства обороны РФ, "За заслуги перед городом Читой", "За заслуги перед Читинской областью", медалями им. М.В. Ломоносова - "За вклад в экологию и безопасность" и РАЕН им. В.И. Вернадского - "За заслуги в науке". Заслуженный деятель науки РФ. Заслуженный работник высшей школы Читинской области. Действительный член Российской академии естественных наук, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, член-корреспондент Международной академии наук.

Депутат Читинской областной думы. Член политсовета Читинского регионального отделения партии "Единая Россия". Член консультационных советов при губернаторе Забайкальского края. Член президиума 5 учебно-методических объединений. Председатель Забайкальского регионального отделения Российско-китайского общества дружбы.



Читинский государственный университет, имея высокий научный, образовательный, интеллектуальный потенциал ученых и специалистов, способен обеспечить необходимое качество образования, а также решение актуальных региональных проблем практически во всех ведущих отраслях Забайкалья. Рассказывает Юрий РЕЗНИК, ректор университета, доктор технических наук, профессор.



- По научному потенциалу Читинский университет является одним из крупнейших высших учебных заведений Восточной Сибири и Забайкалья. Что, на ваш взгляд, происходит с наукой в вузах, каковы ее перспективы в целом и в ЧитГУ в частности?

- Наука в вузах проходит сложный этап возрождения. Причем позитивными факторами, ускоряющими протекание этого процесса, являются появление финансовой возможности приобретения дорогостоящих приборов, достойной организации проведения научных конференций с привлечением широкого круга участников и, в первую очередь, талантливых студентов. Поэтому в целом перспективы развития у вузовской науки объективно есть. Естественно, чтобы вузовская наука выполняла не только образовательную функцию, необходимо формировать при учебных заведениях научные центры, в которых, прежде всего, на высоком профессиональном уровне проводились бы теоретические и экспериментальные исследования. Участвуя в процессе интеграции академической и вузовской науки, ЧитГУ открыл филиалы академических институтов: Института Дальнего Востока РАН (г. Москва) и Института горного дела СО РАН (г. Новосибирск).



- На основе научных исследований в вузе сформировано более двадцати научных направлений. Какие из них наиболее перспективны и смогут развиваться независимо от бюджетных вливаний? Иными словами, могут быть внедрены в производство?

- Ученые ЧитГУ принимают участие в разработке и реализации трех федеральных научно-технических программ: экологически чистое горное производство; энергосберегающие и экологически чистые горно-металлургические комплексы; строительство. Ученые университета работают в содружестве с учеными США, Англии, Китая, Японии, Германии, Швеции и др. Авторитет ученых нашего университета признан в стране и мире. На основе научных исследований, проводимых по 18 отраслям науки, в университете сформированы 24 научных направления. В ряду перспективных можно отметить следующие: "Повышение эффективности использования ресурсов Забайкалья и охрана окружающей среды, оптимизация сетей и режимов энергопотребления промышленных предприятий" (руководители - кандидат технических наук, профессор С.А. Иванов, доктор технических наук, доцент И.Ф. Суворов), "Использование отходов промышленности для изготовления строительных материалов" (руководитель - кандидат технических наук, профессор Н.Б. Иметинов), "Повышение эффективности минералоподготовки с использованием вибрационных технологий, механико-волокнистых сред и материалов. Комплексное использование волокнистых материалов в геотехнологии" (руководители - доктор технических наук, профессор Ю.Н. Резник, доктор технических наук, профессор Г.В. Секисов, доктор технических наук, профессор В.М. Герасимов).

Результаты научных исследований, проводимых по этим и другим направлениям не только могут, а уже внедрены на ряде предприятий Забайкальского края. Например, разработаны методики определения объемов рекультивации нарушенных земель на дражных и гидромеханизированных разработках, создана комплексная методика оценки воздействия горнодобывающих предприятий, разрабатывающих открытым способом месторождения полезных ископаемых на основные компоненты природной среды, а также методики ресурсосберегающих малоотходных технологий производства и использования сырья с минимальным негативным воздействием на жизнедеятельность и здоровье проживающего на территории населения. Список внедрения научных разработок наших ученых можно продолжать и продолжать.



- Обращает ли вуз внимание на внедренческие задачи, стоящие перед вузовскими учеными? Чья это зона ответственности - внедрение результатов научной деятельности?

- Безусловно, есть результаты исследований, практическое применение которых еще ждет своей очереди. Для ученых - это проблема, требующая тесного взаимодействия руководителей вузов, предприятий-потребителей, представителей бизнеса, банковских структур, региональной администрации. С целью представления научно-инновационных разработок ученых университета, предлагаемых для внедрения, издан сборник "Инновационный потенциал Читинского государственного университета", в котором приведен каталог более 20 разработок. В 2007-2008 учебном году был проведен конкурс по отбору научных разработок и изобретений профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ЧитГУ для коммерциализации их в рамках технопарка университета. Результаты научных исследований представляются на международных, всероссийских и региональных выставках и конкурсах: например, на международной универсальной выставке "БАЙКАЛЭКСПО", Харбинской ярмарке (КНР), Сибирской ярмарке, Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи (НТТМ-2007, 2008) и других.

Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью обучения, что соответствует современным требованиям. В университете выполняются научно-исследовательские работы по научно-техническим и инновационным программам федеральных министерств России, межотраслевым и региональным программам. При прохождении практики, например, студенты геологических специальностей в полевых условиях изучают и фиксируют обнажения почвы, отбирают образцы под руководством ведущих ученых - палеонтологов и геологов, выполняющих бюджетные научно-исследовательские работы. Причем эти специалисты - сотрудники Геологического научного центра, входящего в структуру нашего университета. Студенческие конструкторские бюро, молодежные научные общества и объединения формируют и развивают важную компоненту образовательного процесса - получение навыков инновационного предпринимательства и формирование лидерских способностей будущего руководителя.



- "Министерством образования и науки разработан и внесен на рассмотрение Правительства РФ проект программы фундаментальных научных исследований на 2008-2012 годы. Запланированный объем финансирования программы на пять лет составляет более 250 миллиардов рублей", - заявил министр Андрей Фурсенко. Готов ли вуз освоить деньги, которые будут выделены на науку?

- Читинский государственный университет, имея высокий научный, образовательный, интеллектуальный потенциал ученых и специалистов, способен обеспечить необходимое качество работы. Учебный процесс в вузе ведут более 700 преподавателей. Из них 82 доктора наук, профессора, более 350 кандидатов наук, доцентов. В различные академии избран 91 человек, звание "Заслуженного работника высшей школы РФ" имеют 4 человека, "Заслуженного деятеля науки РФ" - 4 человека, звание "Почетного работника высшего профессионального образования" имеют 69 человек, заслуженных работников по отраслям - 27. Ведущие ученые вуза сегодня - это люди, достигшие сорока пяти и выше лет, молодое поколение представляет собой возраст до тридцати лет. В силу различных причин - материальных, жилищных и прочих - мы потеряли целое десятилетие потенциальных ученых. В настоящее время наблюдается изменение отношения к вузовской интеллигенции, а это значит - преподавать и развивать науку по-прежнему будут талантливые, неравнодушные, творческие люди.



- Не секрет, что все реформы образования нацелены на улучшение его качества. Трудно найти вуз, не создавший у себя системы обеспечения качества. А какие задачи выполняет созданная в университете СМК и какова ее роль в развитии научной деятельности?

- Наш университет - вуз, достойный звания инновационного учебного заведения, которое решительно идет на обновление учебного процесса, находится в поиске новых, эффективных образовательных технологий. Одним из приоритетных направлений развития вузов является создание в них систем качества. В 2006 году в ЧитГУ было принято решение о разработке внутривузовской системы менеджмента качества. Управление качеством в вузе, помимо формирования стратегии, политики и целей в области качества, постоянного улучшения образовательной деятельности, включает определение основных показателей деятельности структурных подразделений и конкурентных позиций вуза, к которым относится и развитие вузовской науки по всем ее направлениям.



- Качество образования выпускников характеризуется их востребованностью на производстве. В то же время университеты традиционно не ставят целью заполнить кадровые бреши в народном хозяйстве. Удается ли балансировать между чисто университетскими традициями подготовки ученых и потребностями производства в высококвалифицированных кадрах?

- Многотысячный отряд выпускников ЧитГУ является мощной движущей силой в становлении промышленного производства, организации высшего образования, развитии научной, общественной, культурной жизни Забайкалья.

Читинская область - богатейший край природного сырья, использование которого требует развития промышленных предприятий, а, следовательно, приглашения разноплановых специалистов. В области открыто единственное в России и крупнейшее в мире предприятие по добыче урана. На территории области расположен штаб крупнейшего в России Сибирского военного округа, а также Забайкальское региональное управление пограничной службы. По Забайкалью проходит одна из основных в России магистралей в направлении Китая и государств юго-восточной Азии, взаимоотношения с которыми по широкому комплексу военно-политических и экономических проблем будут определять уровень развития и мировую стабильность в XXI веке. Все это, а также огромные природные ресурсы, требует наличия высококвалифицированных специалистов во всех отраслях народного хозяйства. Читинский государственный университет и впредь будет служить на благо и процветание родного края, учитывая традиции, потребности региона и интересы страны.

www.akvobr.ru

10.10.2009

Док. 623034
Перв. публик.: 10.10.09
Последн. ред.: 24.03.10
Число обращений: 0

  • Резник Юрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``