В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Детство Темы (студенты-гимназисты-инженеры) Назад
Детство Темы (студенты-гимназисты-инженеры)
ы уже не инженеры. Не так много лет, оказывается, нужно национальной культуре для того, чтобы статус ученого, исследователя, технократа опустился не просто ниже социального экватора, но стал оцениваться общественностью со снисходительно-утешительным оттенком: "Не ваше сейчас время, сегодня модно быть финансистом, маркетологом, пиар-менеджером..." "Девять дней одного года" или ранние Стругацкие - это детство демократического общества, лет через тридцать-сорок вошедшего или попытавшегося войти в пору зрелости. Наша эпоха принуждает заняться более легкими (с интеллектуальной точки зрения) и прибыльными (с точки зрения экономической) занятиями.

Подобные колебания общественной конъюнктуры уже наблюдались в мировой истории и каждый раз заканчивались возвратом к "исторической ватерлинии": инженеры и технократы опять оказывались нужны. В случае пренебрежения технократической стратегией обществу приходилось платить определенную цену - поражение в войне, проигрыш в экономической конкуренции, социальные проблемы, культурные разрывы.

Ирония истории заключается в том, что постоянный рост и усложнение техносферы, обеспечиваемые этими самыми технократами, делали человечество, время от времени увлекавшееся иными ориентирами, заложником чисто технических проблем - в политическом, экономическом и социальном смыслах они становились все важнее и важнее. Говоря кратко, ситуация в последние столетия выглядела так: или принимайте блага цивилизации и достойно содержите для этого технократический корпус, или живите в традиционном, обреченном на прозябание обществе. Общество, в особенности наше постсоветское, предпочитало принимать блага цивилизации без достойного содержания технократического корпуса. Отсюда, кажется, и растут наши строительные, энергетические, жэкэхашные, транспортные и военно-технологические проблемы.

Гарин-Михайловский в конце позапрошлого века написал тетралогию ("Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры"), в третьей части которой он описывает мучения молодого человека, мечтающего стать инженером-путейцем, но по причине низкой самооценки выбирающего вместо Института инженеров путей сообщения юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Учиться ему там скучно, и после пары семестров он все бросает и поступает-таки в вожделенный технический вуз. Строя после выпуска железную дорогу на юге России, он ощущает себя ceteris paribus почти как Привалов из "Понедельник начинается в субботу". Все определяющие черты: принадлежность к русской (советской) инженерной школе, примат рационального подхода к действительности над суевериями и непросчитанной верой в чудо, неизбывный трудоголизм, широта общего культурного кругозора (пошловатое определение, но по-другому здесь не скажешь) и определенная ирония над приятелями и приятельницами соседнего "гуманитарного круга" - совпадают.

Академик Бетелин в своей статье искренне грустит по поводу сужения и возможной потери этого самого русского инженерного слоя, не просто исполнителей сложных технологических задач, но и изобретателей и инноваторов, способных нетривиально подходить к решению этих задач. Теперь власть, уже набившая оскомину своими высказываниями о переводе российской экономики на "инновационные рельсы", спрашивает экспертное сообщество: "А способны ли вы это сделать? Возможно ли в России масштабное воспроизводство инновационного поведения в массах?"

Дорогая, многоуважаемая власть, недавно мы провели исследование нового поколения технократов и готовы ответственно заявить: российско-советский инженерный корпус, несмотря на количественное сужение и временную культурную дискриминацию, продолжает свое существование. Это удивительно, но это факт. Вытравить из нынешних технократов дух героев Гарина-Михайловского и Стругацких, оказывается, непросто. Постановка законов природы на службу человечества, как ни избито это звучит, остается modus vivendi для определенной части населения нашей страны. Волею судеб ты, глубокоуважаемая власть, можешь распорядиться жизненными траекториями "гимназистов" и "инженеров", выбравших или выбирающих не самое простое жизненное поприще, может быть, даже одно из самых сложных, но необходимых обществу. Распорядись, пожалуйста, как следует несколькими процентами российских граждан, готовых к тяжелому интеллектуальному труду.

Дан Медовников, заместитель главного редактора журнала "Эксперт"

www.expert.ru

24.11.2008

Док. 622972
Перв. публик.: 24.11.08
Последн. ред.: 24.03.10
Число обращений: 0

  • Бетелин Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``