В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Модернизация без модернизации? Назад
Модернизация без модернизации?
Напомним, что модернизация в общем понимании - это изменение, усовершенствование чего-либо, приведение его к состоянию, отвечающему современным требованиям.
Двадцать лет "реформ" привели экономику страны и ее социальную сферу к полному краху. Страну превратили в сырьевой придаток Запада, утеряна продовольственная безопасность, серьезно подорваны обороноспособность страны, система образования и здравоохранения, наука, большинство народа бедствует. Все эти годы российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному, научному и кадровому потенциалам страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?
В последнее время власть высказывает обеспокоенность создавшимся положением. Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года подчеркнул, что стратегической целью развития общества должно стать создание "умной" экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Он объявил российскому обществу пять модернизационных приоритетов: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии и стратегические информационные технологии. Экономика России, по мнению президента, должна отказаться от сырьевой модели.

Заявленная цель правильная и актуальная, однако ее можно достичь только лишь системной модернизацией экономики, а не отдельных ее элементов. Даже поверхностный анализ устремлений власти показывает, что речь скорее идет о восстановлении в ближайшее время утраченного советского потенциала, нежели о реальной трансформации российской экономики и преодолении "унизительной сырьевой зависимости".

Кардинальным пробелом анонсированной модернизации стало отсутствие сопутствующих институциональных реформ. В то же время мировой модернизационный опыт свидетельствует, что без становления обновленных институтов рассчитывать на успех современной модернизации не приходится. При этом термин "институциональные реформы" обладает вполне реальными критериями. К ним относятся шесть показателей институциональных изменений: право голоса и ответственность, политическая стабильность, эффективность государственного управления, качество законодательства и праворегулирования, власть закона, борьба с коррупцией. При этом в качестве базовых индикаторов для России в нынешней ситуации должны были бы определены - эффективность государственного управления и борьба с коррупцией.
В перечне модернизационных задач не встречаются упоминания о развитии производства российских товаров с целью снижения масштабов потребительского импорта. В приоритетах проигнорирована необходимость изменений в социальной сфере, без которых качество жизни российского населения останется на прежнем низком уровне. Не найдем мы и установок на рост инвестиций в человеческий капитал, прежде всего в образование и науку. Создается впечатление, что в наши дни бюрократическая риторика ведется не о модернизации, а о запуске очередных приоритетных национальных проектов, которые, как показывает опыт, никаких проблем не решили. Где оно "Увеличение ВВП в 2 раза к 2010 году", "План Путина", "Стратегия 2020", "Перечень критически важных технологий", "Приоритетные направления развития науки, технологий и техники", "ГОЭРЛО-2" и т.д.? В течение всего периода реформ власть обещала населению некий "прорыв", "экономическое чудо". Наступал "час Х", чуда не случалось, и на смену одной стратегии приходила другая. В обществе накапливалось неверие и апатия. Вообще про нацпроекты уже давно ничего не слышно, лишь прокуратуры разных уровней время от времени информируют общественность, что очередное уголовное дело о растрате бюджетных средств по статье "нацпроекты" направлено в суд.

Каким образом власть собирается осуществить модернизационные приоритеты, не учитывая современное состояние производственно-технологических систем экономики, трудового потенциала и инерцию кризисных явлений, не намечая никаких мер по развитию базовых отраслей? Ведь за годы "реформ", например, машиностроение в структуре промышленного производства сократилось в 2 раза (с 28% в 1990 году до 13,8% в 2009 году), легкая промышленность - в 12 раз (с 11% в 1990 году до 0,68% в 2009 году). Производство промышленной продукции и продукции сельского хозяйства в 2009 году относительно 1990 года составило 81,2 и 85,7%. Кризис только усугубил положение, привёл к сокращению объёмов производства и росту безработицы, ещё больше отдалил российскую экономику от значений названных показателей 1990 года. Инвестиции в основной капитал составляли всего 63% от уровня 1990 года, а реальные располагаемые доходы населения - 81,9%. Сырьевой экспорт возрос почти в 2 раза, и почти в 3 раза снизился экспорт машин и оборудования; импорт сырья снизился, а машин и оборудования возрос до 55%. Износ оборудования составляет 15-20 и более лет. Резко вырос дефицит инженерно-технических и рабочих кадров. Иными словами, сложилась, так называемая, "сырьевая" структура российской экономики. Под этим следует понимать, что существенный вклад в производство валового продукта до 65% даёт сырьевой комплекс страны, он же обеспечивает подавляющую часть расходов федерального бюджета и положительный торговый баланс, обеспечивая до 70% экспорта страны. При этом эффективность добычи сырья не являлась высокой, капиталоёмкость производства снижалась за прошедшие годы. В связи с этим, можно говорить даже о зыбком фундаменте сырьевой экономики. Несмотря на заявление президента о необходимости отказа от сырьевой модели, реальная политика правительства в этой части не меняется. Более того, распродажа невосполнимых запасов энергоресурсов набирает обороты. Во все концы света тянутся все новые трубопроводы. Однако денег в казне от этого не добавляется.

В крайне тяжелом положении находится АПК страны. Оно связано с безысходной бедностью и безработицей на селе. Средняя зарплата в сельском хозяйстве составляет лишь 50% к средне российскому уровню. В деревне часто "самым богатым" человеком оказывается пенсионер. Уровень общей сельской безработицы находится на уровне 18%. Скрытая и сезонная безработица, связанная с осенне-зимним перерывом в цикле сельскохозяйственного производства, еще выше. Показатель бедности на селе в 1,6 раза выше, чем в городе. Доля сельчан с доходами в 2 и более раз ниже прожиточного минимума, то есть живущих в нищете, почти в 3 раза больше чем в городе. Даже по официальным данным в 72 регионах страны наблюдается депопуляция села. Причем смертность на селе очень сильно возросла среди 30-40-летних. Тысячи деревень уже исчезли с лица земли. Социальные проблемы деревни непосредственно влияют на эффективность аграрного производства. Причем влияют негативно, не дают ему развиваться. Более 40 млн. га земли заброшено. Остальные земли деградируют без соответствующего ухода. Земля сознательно выводятся из сельхозоборота, "перепрофилируются" под дачи или элитную недвижимость. Сельское производство задыхается без техники и кадров. Молодежь уезжает в поисках лучшей доли. Выпускники сельскохозяйственных вузов, агрономы и зоотехники предпочитают "осесть" в городе. Обнадеживающей перспективы для российской деревни не просматривается. Финансирование села остается нищенским, не превышающим 1% расходной части федерального бюджета, вместо 20-25% в СССР. Диспаритет цен добивает остающихся пока на плаву коллективы.

Годы псевдотрансформационных преобразований, обеспечивших свободу предпринимательству и создание условий для индивидуального обогащения, одновременно породили крайне негативные тенденции в условиях жизни людей. Неудовлетворительное положение человека стало привычной нормой. По индексу развития человеческого потенциала наша страна занимает лишь 60-70 места в мире, по продолжительности жизни - 97 место; по образованию Россия опустилась на 30-ю позицию. Отрасли, где воспроизводится человеческий капитал и генерируется интеллектуальный потенциал страны, явно не соответствует вызовам времени.
Последние 8 лет высшее руководство занималось глобальным переустройством страны, но не в плане социально-экономического развития, а в плане политического устройства, удовлетворяющего потребностям партии "Единая Россия" для закрепления во власти. По существу был упразднен Совет Федерации, как независимый орган. Введен семипроцентный барьер для прохождения в Думу. Многие федеральные полномочия были сброшены в регионы. Местное самоуправление практически отделили от государства. Начали продавать землю, воду и леса. Упразднили льготы. Банкротство стало осуществляться в автоматическом режиме. Приватизация по упрощенной схеме. Продолжалось разрушение Армии.

Произошло дикое расслоение населения по уровню доходов. В группу сверхбогатых граждан входит 100 тысяч семей, которые владеют 70% национального богатства. Группа самых бедных, насчитывающая около 6 млн. человек, владеет только 1,9% богатств. Децильный коэффициент, равный отношению денежных доходов 10% самых богатых граждан и 10% самых бедных в России равен 16. В Скандинавских странах этот коэффициент равен 3-4, в Евросоюзе - 5-6, Японии и Северной Африке - 4-6, в США - 9, в Южной Африке - 10, в Латинской Америке - 12. Если же учесть скрытые доходы самых богатых людей, а это несколько триллионов рублей в год, то в России децильный коэффициент, по разным оценкам, достигает значения от 30 до 50. Такое положение свидетельствует о вопиющем и позорном экономическом неравенстве в России.

Второй важный момент - это равное налогообложение и для богатых, и для бедных в 13%, так называемая плоская шкала уплаты налогов. Россия - это единственная страна в мире, где узаконен этот позорный подход к уплате налогов. Чиновники и депутаты "Единой России", волей которых установлена такая шкала, обосновывают свое решение тем, что, дескать, если с богатых взимать больше, то богатые и 13% не будут платить. Конечно, втайне они имеют в виду и себя, потому что все они имеют доходы, исчисляемые десятками миллионов рублей. Вся эта "элита" морочит голову народу, несмотря на то, что во всех странах, которые они любят приводить в пример, сверхбогатые платят не 13% налогов, а все 50% и более. Экономическая элита США, Европы, Азии и других развитых стран, в отличие от российской, понимает, что прогрессивная шкала налогов, которая, кстати, была при Советской власти, предусматривающая уплату налога в зависимости от величины дохода, это не "социалистическая блажь", а необходимое условие сбалансированности и устойчивости экономики, ее инвестиционной емкости, социальной устойчивости и социальной справедливости.

Ситуация в стране усугубляется тем обстоятельством, что государство стремится уйти из материальных сфер жизни общества, оставляя за собой лишь власть, политику, сбор налогов и распределение бюджетных средств. Да и с этим оно справляется далеко не лучшим образом. Страна брошена на разграбление и уничтожение. В результате идет варварское разграбление богатств страны, треть населения живет за чертой бедности, около 10 млн. безработных, нищенские пенсии и заработная плата. Страна потеряла основную часть своих традиционных рынков сбыта, в том числе и внутренних, которые, даже не пытаясь как-то защитить, просто "подарили" иностранному капиталу. Село деградирует и вымирает. Банкротство, рейдерство, сокращение финансовой поддержки государством реального сектора экономики, потеря продовольственной безопасности, недоступность рынка для товаропроизводителей, дикий рост цен и тарифов, развал армии, коррупция, пьянство и наркомания, всевластие олигархов - вот они главные "достижения" либеральных реформ. Собственность, а во многом и страна, оказались в руках кучки нуворишей-олигархов. В стране орудует иностранный капитал. Расцвела махровым цветом коррупция, организованная преступность, бандитизм и беспрецедентное взяточничество. Нищенство и детская беспризорность приобрели угрожающие размеры. В страну вернулись болезни, забытые полвека тому назад. Социальные услуги, включая бесплатное здравоохранение, образование, льготную квартплату, отдых, детские учреждения, ликвидированы. Над страной и народом возникли реальные опасности потери суверенитета.

Все это стало возможным благодаря проводимой политике власти, в том числе законодательной деятельности единороссов. Такие законодательные акты, как федеральный закон N122 "О монетизации", Земельный, Водный и Лесной кодексы, "Об образовании", "О страховой медицине", Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, "О приватизации", "О банкротстве", "О реформировании ЖКХ" и десятки других законов, принятых парламентским большинством, разрушили экономику страны и социальную сферу. Эта разрушительная деятельность продолжается. Сегодня в Государственной Думе рассматривается законопроект, который переводит на коммерческую основу все бюджетные организации. Это окончательно добьет в частности здравоохранение и образование. Еще один законопроект, в нарушение Конституции РФ, вводит платность для населения исполнения властных функций федеральной, региональной и муниципальной власти. И это при вопиющей нищете большинства граждан.

Да, построили мы таки при всеобщей мировой поддержке в России капитализм... Но не такой, какого от нас некоторые ожидали за рубежом и который обещали отцы "реформ" обманутому народу, а свой, так сказать, суверенный. Быстро сварганили, но не тот. Получился именно такой, каким мы его все время у себя раньше изображали. Со звериным оскалом. И к тому же грабительский, воровской. Видимо, этот грабительский капитализм в России и не мог получиться иным, если вспомнить, кто стоял у его истоков. Хотя капитализм бывает разный. К примеру, есть английский, классический. Есть его современная разновидность - американский, империалистический. Есть юго-восточный, национально-технократический. Есть австрийский, социально ориентированный. Есть, наконец, скандинавский, при котором различие в уровне доходов граждан строго контролируется, а децильный коэффициент не превышает 3. Или "народный капитализм" с эрхардовской идеей "благосостояние для всех". В России вышло в итоге все по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось - как всегда...

Страна оказалась у разбитого корыта, отстав от развитых стран на 20-30 лет, попав в полную зависимость от конъюнктуры внешнего рынка. Для власти возник вопрос: что будем делать, когда продадим все? Власть встала перед выбором: либо перейти на новую экономическую модель, к чему призывает лозунг модернизации, либо стремиться сохранить относительное благополучие в экономической и социальной сферах за счет распродажи национальных богатств, которое обеспечивает закрепление страны в поставщика энергоресурсов.

Однако, судя по реальным шагам власти, провозглашенный курс на модернизацию - это вовсе не стремление вывести страну на современный уровень, включая жизненный уровень населения, а попытка сохранить себя. Весь этот замысел "модернизации" напоминает горбачевскую "перестройку", закончившуюся, как известно, разрушением СССР. Данный проект, по мнению многих авторитетных политиков, в том числе и зарубежных, носит имитационный характер, и нужен только для того, чтобы "подновить декорации, сохранив природу режима".

В объявленном формате никакой модернизации не произойдет. Высказанные президентом пожелания вовсе не означают, что мы можем просто перескочить из разрухи и хаоса в чудный постиндустриальный мир, потому что так нам хочется. Нельзя забывать, что для успешной модернизации всенепременно нужна широкая база реальной производственной экономики. Признаком любой модернизации является опережающий рост промышленности и строительства. Если же космическими темпами растут только финансовый сектор, торговля и сфера услуг, к тому же полностью зависимые от импорта, что имеет место в России, то это не модернизация, а проедание будущего и деиндустриализация экономики. Нужны серьезные перемены в налоговой системе, без чего немыслимо наполнение федерального бюджета необходимыми средствами для модернизации. Нынешнее распределение доходов и нынешняя налоговая концепция не позволяют развивать производительные силы страны. Нужно защитить свой рынок и своих товаропроизводителей, без чего немыслимо импортозамещение товаров, принять действенные меры к росту внутреннего спроса. В том числе, речь идёт о развитии производств, обеспечивающих продукты на внутренний и внешний рынки высокой добавленной стоимости, причём производств, создающих эти продукты на базе современных технологий. Необходимо понимать, что решение такой задачи в сложившихся социально-экономических условиях потребует не только и не столько инноваций, сколько воссоздания отдельных видов производств и секторов хозяйства. Например, нанотехнологии, современную фотоэлектронику и энергетику невозможно развивать без, должным образом, развитой микроэлектроники и специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Поскольку электронная промышленность за годы реформ практически полностью деградировала, то у этого инновационного направления, а именно, "нанотехнологического", подорвана база для развития. В частности, потребуются заводы по производству чистого кремния определённо перспективной мощности, которые нужно строить. А это и есть создание отдельных секторов и видов деятельности почти с нуля, либо восстановление отдельных производств, которые возможно еще восстановить. Состояние отечественных производственно-технических систем таково, что, прежде чем вести разговоры об инновациях, необходимо возродить классические консервативные цепочки производства с должным качеством. Поскольку в противном случае у инноваций просто будет отсутствовать необходимая база.

Необходимо создать все условия для передачи молодежи всего того, что еще сохранилось в российской науке. Российская наука нуждается в государственной поддержке. Без науки у страны нет будущего. Принятия серьезных мер требует кадровая проблема. Необходимо прекратить утечку мозгов за рубеж. Не на словах, а на деле должна вестись борьба с коррупцией. При нынешнем уровне коррупции в России говорить о какой-либо модернизации даже не смешно.

Прежде всего, власть должна кардинально пересмотреть свое отношение к роли государственного регулирования и контроля. Участие государства в экономической жизни не должно ограничивается тем, что оно является собственником того или иного предприятия. Государство, прежде всего, регулятор экономических процессов. В отдельные периоды роль государственного регулирования экономики возрастает, подчас снижается, но никогда полностью не исчезает. На нынешнем этапе, пожалуй, особое значение приобретает у нас противодействие сращиванию чиновничества всех мастей с бизнесом. На это, к сожалению, обращается значительно меньше внимания, чем необходимо. А без разрыва связки чиновничества с бизнесом невозможна серьезная борьба с коррупцией. Без серьезного подавления этого зла рассчитывать на успех не приходится.

Нельзя ограничиваться полумерами. Модернизация это комплекс мер с целью подъема всей страны до уровня требований современности. Обязателен широкий фронт таких мер, также как и движение по всему этому фронту. Нельзя заняться экономикой, оставив без внимания социальную сферу. В противном случае это будет напоминать случай, когда хвост вытаскивают у лошади, а грива погружается в болото. В итоге лошадь по-прежнему остается без движения.

Модернизация экономики невозможна и без демократизации. Главные ее направления в России на нынешнем этапе - это верховенство Закона и независимое правосудие. Сегодня противопоказано ослаблять внимание к реальной криминализации экономики, особенно, когда ее наиболее опасными проявлениями являются коррупционное "обслуживание" экономики чиновничеством, а также преступные действия самих предпринимателей - рейдерство, производство контрафактной и фальсифицированной продукции, уход от уплаты налогов, монополизация рынков и т.д.

Серьезной помехой в реализации планов модернизации является инерционное мышление весьма влиятельных кругов, которые уповают на то, что основные импортеры нефти постепенно выходят из рецессии и цены на нефть удерживаются на достаточно высоком уровне. По их мнению, продолжение курса на преимущественную поддержку крупных сырьевых компаний воссоздаст благоприятную докризисную ситуацию, способствовавшую росту ВВП и благосостоянию населения в России. Такая линия, по сути, предполагает экстраполяцию на будущее задач и целей докризисной экономической политики, что объективно закрепит и окончательно превратит Россию в сырьевой придаток мировых держав, не только "традиционных", но и Китая, быстро развивающихся на основе научно-технического прогресса. Последствия этого для России пагубны во всех сферах - экономической, социальной и политической.

Президент прав - Россия резко отстала от очень многих стран в разработке и внедрении энергосберегающих технологий. И этой проблеме необходимо уделить самое пристальное внимание. На производство одной тонны стали у нас тратиться в 3 раза больше электроэнергии чес в Бельгии, Франции, Италии. На производство одной тонны минеральных удобрений - в 6 раз больше, чем в арабских странах. Без повышения энергоэффективности в производстве невыполнима задача достижения конкурентоспособности нашей экономики. Конечно, большое значение имеет сбережение энергии за счет новых электролампочек, но оно мизерно по сравнению с потерями в промышленности.

Следует оказать многостороннюю поддержку военно-промышленному комплексу, превращая его в один из важных рычагов инновационного развития всей экономики. Исторически сложилось так, что в советский период ВПК вобрал в себя наибольшую часть научно-технического потенциала страны. Этот потенциал далеко не полностью растрачен в современной России. Поставив его на службу модернизации экономики, следовало бы сделать технико-технологические достижения ВПК доступными для гражданского производства, естественно, не нанося ущерба секретности, необходимой при изготовлении вооружений. В США производством вооружений занимаются, как правило, компании, которые одновременно выпускают гражданскую продукцию, во всяком случае, продукцию двойного назначения. Это - один из важных путей инновационного развития и для нас.

В отсутствие должного уровня конкуренции, подталкивающей предпринимателей к инновациям, резко возрастает роль государства в качестве стимулятора научно-технического прогресса. Методы и меры такого стимулирования должны на данном этапе составить одну из основных частей функции государства как регулятора экономики. Одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования инновационных предприятий является дифференцированное снижение налогов, предоставление налоговых каникул, субсидирование процентных ставок на кредиты, используемые для приобретения новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудования.
Следует втягивать в организацию инновационного движения и сам бизнес. С этой целью, например, следовало бы принять федеральный закон, который обязывал бы все без исключения компании направлять определенный процент от своих доходов в общенациональный Фонд модернизации и технологического развития страны. Причем, и это очень важно, сумма отчислений в этот Фонд уменьшалась бы на тот объем средств, который компания тратит на решение своих собственных инновационных проблем, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Почему бы не наделить этот фонд многими функциями хорошо проявившего себя в советский период Государственного комитета по науке и технике?

Новые, нетрадиционные идеи нужны и для кадрового обеспечения модернизации и технологического развития страны. С этой целью можно предложить, например, чтобы в каждом федеральном округе было создано не менее трех-пяти образовательных объединений (центров), основу которых составили бы высшие учебные заведения, получившие статус национальных исследовательских университетов. В состав центров могут войти также отраслевые вузы, средние специальные, профессионально-технические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения. Это позволит повысить качество подготовки всех категорий специалистов, устранит диспропорцию между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов.

Успех модернизации экономики в России во многом завит от создания такой партийно-политической системы, которая помогала бы властям избегать ошибочных решений. Характерная черта такой системы - партийный плюрализм. Его нормальному развитию в России препятствуют два обстоятельства: жесткий контроль сверху, направляющий процессы партийного строительства, и административный ресурс, которым беззастенчиво пользуется "Единая Россия". Создание по сути моноцентристской партийно-государственной системы, даже при наличии на политическом поле многих партий, блокирует демократический процесс.

Особое внимание государство должно оказать финансовой сфере. Рынок без денег, без свободного "перетекания" капиталов - это не рынок, и никакие его механизмы не помогут развитию экономики. У нас в стране нет свободной циркуляции финансовых потоков. Сейчас, за период кризиса, банки получили от государства достаточно большой запас ликвидности. Но они по-прежнему не кредитуют отечественных заёмщиков из-за опасности невозврата средств. Свои капиталы отечественные банки предпочитают вкладывать на Западе - пусть под относительно небольшие проценты, но обеспечивая себе гарантированный и стабильный доход. Правительство ничего не делает для того, чтобы банковская система страны, на поддержку которой в кризисный период были выделены огромные средства, предоставляла долгосрочные кредиты под приемлемые проценты (так называемые "длинные деньги"). Вместо этого правительство намеревается задействовать в этих целях средства пенсионной и страховой систем, а также использования вкладов граждан. То есть налицо попытка залезть в карманы граждан страны, в то время как средства федерального бюджета, вложенные в банковский сектор, используются крайне неэффективно.

Не менее важным для осуществления модернизации являются серьезные изменения в налоговой политике. Необходимо заставить богатых платить не 13% от доходов, особенно от сверхдоходов, а гораздо больше, как это имеет место во всех развитых странах. В уголовное законодательство требуется внести дополнения, которые устанавливали бы серьезные наказания за неуплату налогов или сокрытие доходов. Необходимо перевернуть налоговую пирамиду в сторону регионов, оставляя большую часть налоговых поступлений на местах.

Самое пристальное внимание должно быть обращено на АПК страны. Без серьезной государственной поддержки, в первую очередь, коллективных хозяйств, село вымрет. Минимум 10% расходной части бюджета необходимо направлять для решения экономических и социальных проблем сельского хозяйства. Ликвидация диспаритета цен, обеспечение крестьян удобрениями, техникой, племенным скотом, строительство жилья, дорог, подготовка и закрепление кадров - вот те проблемы, которые требуют незамедлительного разрешения.

Модернизацией нельзя управлять в ручном режиме, какими бы умными не были председатель правительства и президент. Этот сложный процесс не может обойтись без стратегического планирования. Необходимо срочно принять федеральный закон "О государственном стратегическом планировании", а так же закон "Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации" и ряд других законов. Именно они, в случае своей реализации, придадут системный характер усилиям страны по модернизации экономики, сохранению и приумножению имеющихся конкурентных преимуществ Российской Федерации. Дадут возможность создать и воплотить в жизнь совершенно новые технические достижения и технологии, которыми наша страна пока не располагает, и только тогда у нашего государства появятся возможности комплексно решать задачи по обеспечению устойчивого роста российской экономики, промышленного развития страны, повышения качества жизни населения и безопасности государства.

Реализация этих законов невозможна без создания в рамках правительства планирующего органа (министерства развития) и ведомства, которое занималось бы новыми техническими решениями и разработками как отечественными, так и зарубежными (министерство технологий).

Ничего этого, к сожалению, в планах правительства нет и, очевидно, не предвидится. Слов произнесено много, дела за ними не видно. А это значит, что очередной "стратегии", объявленной под названием "модернизация", уготована та же судьба, что и многочисленным предыдущим.

И.Никитчук,
д.т.н
www.viperson.ru
viperson.ru

Док. 622755
Перв. публик.: 22.03.10
Последн. ред.: 08.02.12
Число обращений: 0

  • Никитчук Иван Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``