В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Алексея Георгиевича Арбатова в рубрике `актуальное интервью` Назад
Интервью Алексея Георгиевича Арбатова в рубрике `актуальное интервью`
ГОСУДАРСТВО ОБЯЗАНО ЗАБОТИТЬСЯ О СВОИХ ЗАЩИТНИКАХ N2-2001


"...военные, которые сейчас служат, в большинстве своем находятся в нищенском
положении..."

С заместителем председателя Комитета по обороне Государственной Думы А.Арбатовым удалось встретиться перед поездкой депутата в российские
регионы.

- Алексей Георгиевич, чтобы представить вас нашим читателям, пожалуйста, расскажите вкратце свою автобиографию.
- Родился в первопрестольной в 1951 году. Учился в Москве, закончил Институт международных отношений, после работал в Академии Наук, на кафедрах которой защитил и кандидатскую, и докторскую диссертации. От аспиранта "вырос" до заведующего отделом в одном из крупнейших вузов страны - в Институте мировой экономики и международных отношений. В свое время директорами этого всемирно известного вуза были Александр Николаевич Яковлев, Евгений Максимович Примаков.

- Уже не является "тайной за семью печатями", что предстоящая реорганизация различных силовых ведомств страны лишит работы сотни тысяч военнослужащих и соотрудников спецслужб. Ваше отношение к этому с трех позиций: гражданина России, депутата Государственной Думы и человека, для которого вышеназванная проблема не является посторонней.
- Для меня здесь все эти три позиции никак не различаются. Я считаю, что в сложившихся условиях Россия не может позволить себе иметь Вооруженные Силы более 1 миллиона 200 тысяч военнослужащих и еще 800 тысяч гражданского персонала, равно как и другие структуры, использующие большое количество военнослужащих. Это все наследие Советского Союза, которое не соответствует ни внешним условиям, ни внутренним экономическим возможностям. Поэтому предпринимать меры, которые иногда называются "военной реформой" или "реформой Вооруженных Сил", для того чтобы привести нашу армию и флот в соответствие с новыми военными потребностями и изменившимися новыми экономическими возможностями, мы просто обязаны! Одним из направлений этих мер является сокращение численности Вооруженных Сил. Конечно, не только в этом состоит военная реформа, но это направление является одной из предпосылок к проведению детальной и продуманной военной реформы. При этом у нас есть "Закон о статусе военнослужащих", по которому увольняемые в запас люди (в зависимости от выслуги лет, звания и должности) должны быть обеспечены определенными видами денежных выплат и жильем (если таковое не имеется). И эту задачу государство обязано выполнить на все 100%! То, что государство до сих пор этого не делало, является по сути преступной безответственностью.

- Недавно военные специалисты финансового управления Министерства обороны подсчитали, что сокращение мотострелкового полка по затратам примерно равно 2,5 годам его штатного содержания, а годовое содержание одного только офицера обходится государственной казне меньше, чем его увольнение в запас. В связи с этим вам не кажется, что принятый федеральный бюджет на 2001 год разлетится по швам еще в первом полугодии и наша страна будет вынуждена пойти с протянутой рукой на всемирную паперть к заокеанским толстосумам?
- Почему вы думаете, что бюджет "разлетится"? Во-первых, изначально было запланировано определенное сокращение Вооруженных Сил примерно на 90 тысяч человек за этот год и на это выделены соответствующие деньги. Эти суммы включены в бюджет, и они будут выплачены увольняемым в запас военнослужащим. Другой вопрос. Я, например, считаю, что стоимость обеспечения жильем увольняемых военных (тех, кто не имеет его или, увольняясь, обязан освободить служебную площадь) подсчитана неправильно. И я подавал соответствующие поправки. Они, к великому сожалению, не прошли.
Вот вы говорите, что содержание стоит дешевле сокращения. Оно верно. Если бы мы рассчитывали потребности по содержанию нашей армии на 2 или 2,5 года, тогда ничего сокращать не надо. Но мы-то рассчитываем содержать наши Вооруженные Силы еще десятилетия. Даже обозримый период, на который сейчас работают представители Министерства обороны, Государственной Думы, все специалисты, которые занимаются этим вопросом, - 15 лет! И совершенно ясно, что если мы эту проблему будем от себя отталкивать, "задвигать в долгий ящик", утешая себя тем, что "содержать легче, чем сокращать", то в результате ситуация с военной реформой будет только усугубляться. Ведь те военные, которые сейчас служат, в большинстве своем находятся в нищенском положении. 90 тысяч военнослужащих в армии не обеспечены жильем! У офицера денежное содержание в 2,5 раза меньше содержания государственного служащего. Вы только вдумайтесь в эти цифры. Это нормальное положение? Якобы мы не сокращаем армию и деньги экономятся. Но это заблуждение. Экономим по сути на этих же офицерах. Если бы государство обеспечивало своих защитников на человеческом уровне, то нам сокращение численности Вооруженных Сил не было бы дороже, чем их содержание.
Не устану повторять, что все увольняемые в запас военнослужащие должны быть обеспечены по закону всем, что им положено, включая жилье. На что должны выделяться деньги не в военном бюджете, а отдельной статьей. Мы, депутаты, в частности и я - ваш покорный слуга, добились того, что в этом году статья "Военная реформа" была выделена из бюджета Министерства обороны и стала совершенно отдельным разделом. Это нужно для того, чтобы увольняющихся в запас офицеров обеспечивать всем необходимым не за счет тех, кто остается служить, а за счет федерального бюджета. Над принятием положительного решения по данному вопросу пришлось Комитету по обороне Государственной Думы РФ потрудиться основательно.
Я знаю, что любое сокращение в войсках - это крайне непопулярная мера, но мы вынуждены на нее идти. Даже если мы увеличим военный бюджет до 3,5% валового внутреннего продукта - на 70 миллиардов рублей больше, чем сейчас (в настоящее время цифра ВВП составляет 2,5% - прим. автора), то все равно офицеры обречены жить в нищенских условиях, а оборонный заказ будет поставлять в действующие войска вооружение и технику штучными экземплярами (армия будет детехнизироваться).
Постепенно развалятся Стратегические ядерные силы и Силы общего назначения. Поэтому, мы вынуждены идти по двум параллельным дорогам: с одной стороны - сокращать численность Вооруженных Сил, обеспечивая увольняемых в запас всем тем, что положено им по закону, с другой стороны - увеличивать военный бюджет, создавая таким образом возможность для улучшения качества всех сторон, начиная от обеспечения жильем тех, кто служит и заканчивая поставкой новых видов техники и вооружений в различные силовые ведомства.

- В течение последнего времени Совет безопасности Российской Федерации несколько раз обращался к теме грядущей (и уже начавшейся) военной реформы. Почему же до сих пор не поставлена твердая и окончательная точка в этом поистине важнейшем для нашей страны вопросе? Что этому мешает? Не считаете ли вы, что некоторым, достаточно высокопоставленным военным чиновникам тяжело расставаться с генеральскими должностями и терять жизненные блага и привилегии, и поэтому, они, используя свои связи в Кремле, пытаются "тянуть волынку"?
- Я бы сформулировал ваш вопрос в общем плане. Любая организация, тем более такая мощная, как, к примеру, Министерство обороны, будет противодействовать своему сокращению. Это Закон Панкирсона. Вооруженные Силы сокращаться не хотят, они хотят, наоборот, расширяться и увеличиваться. Эти реалии военной реформы совершенно неизбежны. Поэтому полагаться, что то же Министерство обороны само предложит план своего реформирования, было бы наивно. Реформирование военной машины должно происходить "сверху", но при этом "нельзя рубить направо и налево топором", как делал в свое время с военными, скажем, Никита Сергеевич Хрущев. Нужно максимально учитывать мнения тех, кого эта реформа затрагивает, имея при этом свою главную цель - приведение Вооруженных Сил в соответствие с новыми потребностями и изменившимися ресурсами. Реформированием "сверху" должны заниматься Совет безопасности и сам Президент. Почему же до сих пор, как вы говорите, не поставлена точка? Наша новая администрация, новый Президент стоят еще на распутье. С другой стороны, Владимир Путин "вывел" реформирование изнутри военной системы. Это положительный момент. Внутри Вооруженные Силы себя реформировать не могут и не будут. Но пока, наверное, еще не хватает для решительных шагов достаточного опыта и политической воли... Необходимо, чтобы Президент "вышел к народу" и сказал: "Я утвердил данный вариант военной реформы, я за него отвечаю и беру ответственность на себя!". Этого пока нет.

- По словам вице-премьера правительства Валентины Матвиенко, в ближайшее время на рассмотрение Совета безопасности РФ должна быть внесена Программа социиальной защиты военнослужащих, увольняемых в запас. Алексей Георгиевич, можете ли вы назвать некоторые концептуальные положения этой Программы?
- Я принимал непосредственное участие в заседаниях правительства по этому вопросу. Главная тема - это, конечно, обеспечение военнослужащих жильем. У нас по этому вопросу национальный кризис! Более двух миллионов военнослужащих и сотрудников силовых министерств не имеют на данный момент жилья. Это целая армия абсолютно нищих защитников Родины. Государство должно решать этот вопрос, используя все ресурсы, "не размазывая" деньги по различным ведомствам.

- За последние несколько лет в России появились десятки различных организаций, занимающихся обучением и трудоустройством уволенных в запас военнослужащих и членов их семей. И не секрет, что некоторые "особо предприимчивые" фирмы делают на бывших защитниках Отечества неплохой бизнес. Как вы считаете, какими принципами должен руководствоваться бывший офицер при выборе организации по его адаптации к мирной жизни?
- Вопрос очень злободневный. Периодически в наш Комитет по обороне поступает такая информация... Решать это можно одним единственным способом. Необходимо предусмотреть поправку к "Закону о статусе военнослужащих", в соответствии с которой помимо выходного пособия и предоставления жилья еще какая-то сумма должна идти офицеру, к примеру, на персональный счет в одном из отделений Сберегательного банка, для того, чтобы человек смог сам оплатить свою переквалификацию и трудоустройство. Эти деньги должны быть подсчитаны специалистами-финансистами. Я в этой части экстремист и считаю, что даже в деле получения жилья мы должны людям совать не бумажные сертификаты, а переводить на персональный счет военнослужащего соответствующую "живую" денежную массу для приобретения жилья. Эти деньги должны рассчитываться с учетом семейного положения офицера, его воинской выслуги, звания, должности и его статуса. Если он участник боевых действий, - один подход, если военнослужащий получил контузию или ранение, - другой. Все должно быть
дифференцировано, и мы не можем относиться к военным, как
к крепостным.
А при выборе "гражданского" пути я бы посоветовал офицеру, прежде всего, решить, кем он хочет быть в мирной жизни исходя из своей профессиональной подготовки и возможностей. Затем он должен узнать, где готовят соответствующих специалистов. В-третьих, выяснить, какая репутация у этой фирмы, навести о ней всевозможные справки, узнать, не "шарашкина ли эта контора", не обманывает ли она людей. Желательно познакомиться и пообщаться с теми бывшими военными, кто уже прошел в этой организации переквалификацию. И только после этого сделать свой выбор.

- Алексей Георгиевич, как вы считаете, возможно ли в законотворческом порядке внести на рассмотрение Государственной Думы введение налоговых льгот для тех российских предприятий, которые имеют уже своеобразные бизнес-школы и обучают в них бывших военнослужащих - будущих своих менеджеров и кадровых сотрудников?
- Очень интересный и необычный вопрос. Вы фактически стали инициатором того, что наш Комитет по обороне может внести это на рассмотрение депутатов Государственной Думы. Нужно только поработать над налоговым законодательством. Сформулируйте и напишите, пожалуйста, свои предложения, а мы их обсудим и постараемся обратить в юридически правильную форму.

- Что для вас, Алексей Георгиевич, означает словосочетание "воинское братство"?
- Взаимопомощь!

Беседу вел
капитан Александр КИРИЛЕНКО

http://voin-brat.ru/content/view/20/20/

Док. 622723
Перв. публик.: 19.03.01
Последн. ред.: 19.03.10
Число обращений: 0

  • Арбатов Алексей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``