В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пора подумать о более глубокой интеграции Назад
Пора подумать о более глубокой интеграции
Интервью Николая Бордюжа в рубрике "международное сотрудничество "актуальное интервью" N3-2007



Накануне 15-летнего юбилея Организации Договора о коллективной безопасности
мы встретились с Генеральным секретарем ОДКБ Н. Н. Бордюжей. Разговор шел не только о юбилее, но и в целом о глобальных угрозах, существующих сегодня в мире...


- В мае исполняется 15 лет с момента подписания Договора о коллективной безопасности. Каковы, на ваш взгляд, наиболее значимые результаты его деятельности?
- Вначале необходимо сделать некоторое уточнение. Договор о коллективной безопасности был подписан в Ташкенте 15 мая 1992 г., а ныне действующая Организация Договора о коллективной безопасности начала свою работу в полном объеме осенью 2003 г.
Главный результат нашей деятельности, и это хотелось бы подчеркнуть, что за 15 лет удалось не только сохранить сотрудничество в сфере безопасности между странами-участницами Договора, но и стать самой динамично развивающейся структурой на всем пространстве Содружества независимых государств, решающей задачи по обеспечению национальной и региональной безопасности. В последние годы появилось и осознание необходимости углубления этого сотрудничества, особенно если рассматривать деятельность ОДКБ на фоне складывающейся сегодня ситуации в СНГ. Там возникло множество проблем во внутренних взаимоотношениях государств и с их отношением вообще к Содружеству и к участию в его работе. Например, Украина и Туркмения не признают СНГ и не подписали Устав Содружества...
На мой взгляд, создание ОДКБ - это самый серьезный итог Договора 1992 года. Это не просто механическое действие, как формирование секретариата... ОДКБ - это свидетельство совершенно нового уровня интеграционных процессов между государствами в сфере безопасности.
Еще одним принципиально важным для Организации итогом работы стало возобновление участия Республики Узбекистан в Договоре о коллективной безопасности и последовавшее за этим юридическое оформление ее полноправного членства в ОДКБ. В данном случае речь идет не только о расширении численного состава ОДКБ, но и о наращивании единого пространства безопасности, потенциала коллективных усилий в целях эффективной борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркоугрозой.
Узбекистан - крупное государство с хорошо развитой силовой составляющей. Без него решать вопросы обеспечения стабильности в Центрально-Азиатском регионе практически невозможно, а тем более - выйти на целевые совместные мероприятия по конкретному противодействию новым вызовам и угрозам. Например, без Узбекистана не решить вопросы противодействия афганскому наркотрафику, пресечения деятельности экстремистских групп, участия в мероприятиях по постконфликтному обустройству Афганистана, да и в целом проблемы политического и религиозного экстремизма в регионе. Узбекистан, учитывая его географическое положение, в какой-то степени является основой стабильности в Центральной Азии. После восстановления Узбекистаном членства в ОДКБ мы, если так можно сказать, закрыли брешь в системе нашей коллективной безопасности. Это очень важно и принципиально для будущего ОДКБ.
Сегодня деятельность Организации прежде всего направлена именно на те регионы, где есть серьезные проблемы в сфере безопасности. Центральная Азия и Кавказ - именно такие регионы, где высок уровень террористической опасности и не исключена возможность возникновения бандформирований.
Страны Центральной Азии территориально граничат или близки к Афганистану, где многие процессы оцениваются нами со знаком "минус". Мы должны быть готовы к любому развитию событий в этой стране, чтобы адекватно защитить страны региона и, следовательно, свою южную границу.
Государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности. Но при этом мы не только активно осуществляем свою деятельность в этих направлениях, но работаем в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными организациями при главенствующей роли ООН.
Есть и другие результаты работы нашей Организации, может быть и не такие значимые, но ощутимые. Например, создание парламентского измерения ОДКБ, выход на практическое взаимодействие по проблемам противодействия терроризму и незаконному наркотрафику. Есть серьезные сдвиги в формировании военной составляющей.
Кардинальное решение для будущего ОДКБ было принято на Минской (2006 г.) сессии Совета коллективной безопасности по трансформации организации из военно-политического блока в универсальную структуру безопасности. Это говорит о том, что нас сегодня интересует не только военная безопасность, но и безопасность в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации, безопасность от наркотиков, от политического и религиозного экстремизма, совместные действия по противодействию незаконной миграции. Мы расширили спектр вопросов, по которым ОДКБ сегодня может создавать соответствующие системы коллективного реагирования. Тем самым, на мой взгляд, создан инструмент, при помощи которого государства-члены ОДКБ совместными усилиями могут реагировать на любые категории вызовов.

- Россия берет на себя большую часть расходов по функционированию ОДКБ. Весомость ее голоса пропорциональная расходам? Есть ли у ОДКБ трудности финансирования?
- Бюджет Организации формируется за счет долевых взносов государств-членов ОДКБ. Они самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в совещаниях, заседаниях органов Организации и других мероприятиях, проводимых в рамках Организации, а также расходы, связанные с деятельностью Полномочных представителей.
Голос России, конечно же, весомый. Россия - системообразующее государство в рамках ОДКБ. С точки зрения безопасности, Российская Федерация практически самодостаточна. Да, мы говорим, что ни одно государство на постсоветском пространстве сегодня не может обеспечить свою безопасность собственными силами, но у России существуют достаточно мощные рычаги обеспечения собственной внутренней и внешней безопасности.
Тем не менее, исходя из уставных документов Организации, все государства имеют равный голос при принятии решений. И Россия, как Таджикистан, Казахстан и другие государства-члены ОДКБ, имеет равные права со всеми - ни у кого нет перевеса в принятии важнейших решений. Нет и быть не может. Этот аспект не зависит от финансового вклада в Организацию.

- А трудности с финансированием существуют?
- Они были в 2003 г. - в момент создания ОДКБ, но впоследствии эти вопросы были урегулированы и сейчас практически решены. Остались небольшие долги некоторых государств еще с того периода. Однако сейчас финансирование осуществляется в полном объеме и вовремя. В этом, прежде всего, заинтересованы сами государства-члены ОДКБ.

- Какие основные вопросы решались в ходе состоявшихся встреч в рамках ваших визитов в государства-члены Договора? Какие еще визиты запланированы в ближайшее время?
- Традиционно весной мы проводим плановые поездки перед заседанием Совета коллективной безопасности. Это связано с необходимостью встреч как с первыми лицами государств-членов ОДКБ, так и с членами Советов министров обороны и иностранных дел, Комитета секретарей советов безопасности. Сегодня на это накладывается необходимость встреч и с некоторыми руководителями силового блока в связи с расширением функциональности ОДКБ - с руководителями органов безопасности, органов внутренних дел, министрами по чрезвычайным ситуациям и других структур.
Я уже посетил Таджикистан, Армению, Казахстан, Белоруссию. Провел комплекс личных встреч с президентами, с министрами, выступал перед студентами университетов, военных колледжей, институтов.
Результаты поездок интересные и очень полезные. На плановых встречах мы обсуждаем не только практическую деятельность ОДКБ. Рассматриваем ситуацию, складывающуюся сегодня в мире, анализируем региональные проблемы, вопросы, связанные с постконфликтным обустройством Афганистана... Это наша обычная работа, причем данная схема действует уже давно. Однажды мои партнеры мне сказали, что я мало езжу. Для меня, учитывая, что я практически живу в самолете, было, с одной стороны, удивительно такое мнение, а с другой - приятно, потому что раз говорят, что я езжу мало, значит, мои приезды востребованы. Они полезны, прежде всего, с точки зрения выработки консолидированных подходов по конкретным проблемам.
Последняя моя поездка состоялась в Белоруссию на заседание Координационного совета по борьбе с наркотиками. Там мы приняли очень серьезные решения, связанные с повышением уровня взаимодействия отдельных структур государств-членов ОДКБ. Обсудили и утвердили целевую программу, приступили к подготовке соответствующих документов для ее реализации.

- Сказываются ли политические или экономические скандалы между государствами-членами ОДКБ на внутренней работе организации?
- Если бы я сказал, что мы этого не замечаем и на нашей работе это не сказывается, вы бы мне не поверили. Конечно, мы ощущаем возникающую остроту во взаимоотношениях некоторых государств. Но, к примеру, экономические взаимоотношения России и Белоруссии - это скорее исключение из правил. Наша работа как шла, так она и продолжается, ведь и мы ориентированы на сотрудничество. Кроме того, даже в период обострения, во время так называемой "нефтяной войны", мы проводили совместно с нашими белорусскими коллегами командно-штабное учение. Это очень серьезное мероприятие на уровне министров обороны государств, и оно прошло на высочайшем организационном уровне. Мало того, мы получили интереснейшие результаты по исследованию взаимодействий, по моделированию ситуаций. И никто в ходе этой командной игры - ни высшее руководство, ни руководство среднего звена, - не давал понять, что есть какие-то трения в экономической сфере. Наоборот, мы работали, как и раньше, результативно, слаженно и, что наиболее важно, понимая друг друга с полуслова.
Хотя я знаю, что, к примеру, некоторое обострение отношений между Таджикистаном и Узбекистаном сказывается на нашей совместной работе... Не на работе Генерального секретаря ОДКБ с этими государствами, а на совместной работе в рамках Договора. Какие-то недосказанности бывают, хотя кардинального изменения ситуации в рамках ОДКБ мы не наблюдаем.

- Какие задачи решались в ходе проведения командно-штабных учений "Рубеж-2007" на территории Таджикистана в апреле?
- Учения - это учеба, это отработка решений по совместным задачам. Мы моделируем ситуации, как правило, их обострение, связанное с деятельностью бандформирований, террористических групп, отрабатываем задачи по нейтрализации этой деятельности. Отрабатываем задачи по проведению антитеррористических войсковых операций. Это первое.
Второе. Конечно же, сама подготовка к этим учениям, а она длится месяцы, в том числе с участием военных контингентов. Они находятся в общем лагере в течение нескольких недель, что способствует сплочению воинских коллективов, достижению взаимопонимания, кстати, устранению языковых барьеров, пониманию новых традиций, сложившихся уже на постсоветском пространстве, обычаев, которые существуют в различных вооруженных силах государств-членов ОДКБ.
И третье. На этих учениях мы ничего не скрываем, демонстрируем свои возможности по нейтрализации тех или иных попыток дестабилизации на территориях государств-членов ОДКБ. С тем, чтобы те, кто планирует различные силовые террористические акции, особенно в Центральной Азии, прекрасно осознавали, что ответ будет немедленным и жестким, что у нас есть чем отвечать!

- А какой язык общения в ОДКБ?
- Рабочий язык в организации - русский.

- Возможно ли использование сил ОДКБ для решения внутренних конфликтов стран, входящих в организацию?
- Организация создана для противодействия и нейтрализации внешних угроз. Поэтому мы даже не обсуждаем и, тем более, не планируем применение каких-либо контингентов по решению внутренних проблем. Это принципиальная позиция всех членов Договора о коллективной безопасности. Как только мы начнем думать, естественно, с благими намерениями, об использовании каких-либо силовых вариантов по решению внутренних вопросов, мы превратимся в жандармскую организацию. А этого мы очень не хотим.

- Еще в 2003 году ОДКБ были сделаны предложения по сотрудничеству с НАТО, которые представляют значительный интерес как для России, так и для альянса. Как сегодня складываются взаимоотношения ОДКБ и НАТО? Какой ответ готовит ОДКБ расширению военных баз, расположенных вокруг России? Чем грозит странам ОДКБ возможное вступление Грузии в НАТО?
- Мы не рассматриваем НАТО как враждебную нам организацию. И глубоко убеждены, что все категории угроз, которые мы сегодня наблюдаем и которые ощущает все мировое сообщество, говорят о необходимости совместных действий ОДКБ и НАТО по их нейтрализации. Поэтому мы говорили и говорим о том, что рассматриваем блок НАТО как партнеров, способных оказать помощь нам, а мы им, в противодействии конкретным вызовам и угрозам в современном мире. Мы сообщили им ряд вопросов, по которым мы можем и готовы сотрудничать.
Что касается создания новой структуры и привлечения новых государств в НАТО. Все, что происходит вокруг границ Российской Федерации и других государств-членов ОДКБ, я лично рассматриваю как комплекс мер по созданию новой инфраструктуры. Это касается задействования и стран Восточной Европы, и Кавказа, и Центрально-Азиатского региона. В ряду тех мероприятий, которые сегодня проводятся НАТО, есть и установка радаров, и создание новых военных баз, и восстановление аэродромов, и начало патрулирования границ, и создание так называемых точек противоракетной обороны. Все это я рассматриваю как комплекс абсолютно сорентированных по замыслу и осознанно осмысленных действий по окружению России и государств-членов ОДКБ соответствующими новыми военными системами. Мы, конечно, спрашиваем наших партнеров: для чего это делается? Они пытаются нам говорить вещи, которые я, как человек, всю жизнь занимающийся безопасностью, просто не понимаю. И все здравомыслящие люди - политики, политологи, специалисты в области безопасности - понимают, что вложенные НАТО сотни миллионов долларов не выбрасываются на ветер. Они вкладываются очень разумно в конкретную систему. Когда она заработает, пока не известно, но она создается, и нас это не может не беспокоить. Это наша с вами безопасность!
И естественно, мы сегодня активно обсуждаем, как на все это реагировать. Мы - это все государства-члены ОДКБ. Потому что вышеназванные действия - прямая угроза безопасности нашим государствам.
В этом же ряду - форсирование принятия в НАТО некоторых государств. Кто этого не понимает? Может, те генералы, которые приезжают на Украину и говорят, что все действия НАТО абсолютно не затрагивают интересы России и других государств? Обидно, что они позволяют себе предлагать нам объяснения такого низкого уровня. Они не воспринимают нас как специалистов в сфере безопасности, считая, что наш интеллектуальный уровень развития будет удовлетворен и подобными объяснениями...
Отрезвляющим моментом для них, я думаю, стала речь Владимира Путина в Мюнхене, в которой президент России ясно сказал и объяснил, как мы смотрим на то, что происходит.

- Могут ли возможные удары по Ирану положительно повлиять на ситуацию с ядерной программой или они только усугубят напряженность во взаимоотношениях стран ОДКБ и НАТО?
- Я надеюсь, что этого не произойдет. Не думаю, что американцам сегодня выгодно открывать третий фронт. Если же это все же произойдет, то вся система безопасности в глобальном плане кардинально изменится, что повлечет за собой колоссальные последствия для всех: для США, для соседей Ирана, для всех государств мира. Я думаю, что "волны" от брошенного камня будут расходиться очень долго.

- Возможна ли в рамках ОДКБ консолидация государств в новое образование, такое, как, например, Евросоюз? Своеобразная замена СНГ? Учитывая, что с Белоруссией создание единого государства идет очень медленно, то может ли вообще возникнуть такое объединение, хотя бы в рамках Договора о коллективной безопасности?
- Совсем недавно этот вопрос поднимал Президент Казахстана - о целесообразности создания Евразийского экономического союза. И я согласен с ним в том, что наступила пора подумать о более глубокой интеграции ряда государств, но не всех, а тех, кто к этому готов.
На самом деле только несколько государств готовы выйти на более высокий уровень интеграции в экономике и безопасности. Именно по этому пути и надо идти. С точки зрения безопасности, пока, во всяком случае, я не думаю, что у нас происходит разноскоростная интеграция, потому что все государства в системе ОДКБ (я не стал бы говорить об Узбекистане, так как он только восстанавливает членство) ориентированы сегодня на очень серьезные интегрированные объединения. И в сфере безопасности мы очень интенсивно идем по наработке совместных мероприятий, наращиваем темп. Нам просто не хватает времени - это наш единственный дефицит. Для того чтобы создать полноценную организацию необходимо несколько лет. При таком, как сегодня, согласии государств на работу в сфере безопасности нам действительно не хватает только времени, чтобы согласовать все документы и наработать нормативную базу. С точки зрения отношения к этому процессу, все семь государств уже готовы к более глубокой интеграции в вопросах безопасности, но в экономике все несколько сложнее.

- Не ведутся ли переговоры со странами, входящими в ГУАМ, об их "переориентации" на ОДКБ?
- Нет, такие переговоры не ведутся. У нас организация открытая. Мы готовы принять в свои члены любую страну, которая заявит о желании участвовать в интеграционных процессах, обсужденных выше. Но эта страна должна быть готова к нашему уровню интеграции! Если нет, то лучше не вступать в ОДКБ, потому что возможностей по созданию разноскоростных объединений у нас нет. По структуре и положениям нормативной базы есть две вещи, которые обязательны для всех членов ОДКБ. Первое, это консенсус при принятии решений. И второе: обязательность выполнения этих решений. В СНГ решения носят рекомендательный характер, у нас - обязательный. Поэтому, если государство готово к такому уровню работы - милости просим. Но пока таких предложений от стран, входящих в ГУАМ, не поступало. Хотя я и не исключаю, что период романтизма, когда многие думали, что наши предки были не очень умными людьми, связывая свою безопасность с Россией, пройдет. Возможно, позже наступит период отрезвления, и кто-то из них изъявит желание вступить в ОДКБ.

- Что входит в план работы группы по содействию в постконфликтном обустройстве Афганистана?
- У нас есть четыре направления этой работы: оказание помощи в формировании законодательной базы сферы безопасности, в формировании силовой составляющей Афганистана, его Вооруженных сил, оказание помощи в формировании государственных органов власти и совместное противодействие афганскому наркотрафику. Именно в этих направлениях мы активно сотрудничаем.
Недавно группа представителей ОДКБ побывала в Афганистане, встречалась с руководством страны. Мы получили достаточно большой перечень проблем, в рамках которых Афганистан заинтересован в совместной деятельности. В ближайшее время будет проведено заседание Рабочей группы координаторов государств-членов ОДКБ по вопросам постконфликтного обустройства Афганистана, где будут отработаны конкретные практические меры, направленные на совместную реализацию этих проектов.

- Какие мероприятия пройдут в рамках празднования 15-летия ОДКБ?
- Мы отметим эту дату как определенную веху в истории Договора. По большому счету, праздновать пока нечего. Большую часть из этих 15 лет мы, к сожалению, потратили зря. И практически только за последние 4 года начали реально создавать систему безопасности. Нет, конечно, и раньше велась работа, я ни в коей мере не хочу сказать, что мои предшественники ничего не делали... Они так же старались наработать определенную правовую базу, создать основу для системы коллективной безопасности, но исходя из того, что различные причины не позволяли осознать необходимость такой, какая существует сегодня, интеграции в сфере безопасности, эта работа шла очень сложно. Многие правильные решения, принятые еще в то время, не были реализованы.
И только недавно, с образования Организации Договора о коллективной безопасности в 2003 г., реально началась реализация всех проектов в рамках ОДКБ, началась очень интенсивная деятельность государств по созданию системы коллективной безопасности. Поэтому, отмечая эту дату, мы будем говорить об уроках и, конечно, смотреть на дальнейшие перспективы развития.


Материал подготовила
Ирина ГРИШИНА

http://voin-brat.ru/content/view/236/20/

Док. 622718
Перв. публик.: 19.03.07
Последн. ред.: 19.03.10
Число обращений: 0

  • Бордюжа Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``