В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Николая Бордюжи в рубрике `международное сотрудничество` N2-2006 Назад
Интервью Николая Бордюжи в рубрике `международное сотрудничество` N2-2006
ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОДКБ - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВНЕШНИМ ВОЕННЫМ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ

Сегодня СМИ все чаще рассказывают о деятельности Организации Договора о коллективной безопасности, говорят о значительном укреплении авторитета этой структуры на мировой политической арене. В приветствии участникам Второго международного антитеррористического медиафорума, проходившего в декабре 2005 г. под эгидой ОДКБ, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что "за последние годы ОДКБ... превратилась в серьезный фактор мира и стабильности на евразийском пространстве".
На вопросы журнала "Воинское братство" об Организации, ее работе и перспективах отвечает Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа.

- Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, об основных вехах становления Организации Договора о коллективной безопасности, ее структуре и направлениях работы.
- Договор о коллективной безопасности был подписан в 1992 г. в Ташкенте девятью государствами - бывшими советскими республиками и до 2000 г. носил военно-политический характер. Но с каждым днем появлялись и становились все более отчетливыми новые угрозы, такие как терроризм, незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция. Суровые жизненные реалии подстегнули осознание того, что из достаточно узкой военно-политической сферы необходимо было переходить к комплексному обеспечению безопасности государств. Исходя из этого, в 2003 г. была создана Организация Договора о коллективной безопасности, в нее вошли шесть государств: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, - руководство которых взяло на себя обязательства и дальше решать вопросы безопасности сообща. Основной задачей ОДКБ является формирование универсальной системы коллективной безопасности государств-членов. Главным руководящим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), в состав которого входят главы шести государств - членов Организации. Президенты собираются на сессию раз в год.
Кроме того, действуют Совет министров иностранных дел, занимающийся внешнеполитической координацией в сфере безопасности и глобальных угроз, Совет министров обороны, рассматривающий, формирующий и совершенствующий силовую компоненту ОДКБ, в первую очередь, связанную с совместными военными группировками. Существует также Комитет секретарей советов безопасности, который фактически полностью взял на себя функцию выработки предложений и практических мер по противодействию или минимизации существующих угроз для всех государств - членов ОДКБ. В период между сессиями СКБ координацию деятельности Организации осуществляет Постоянный Совет полномочных представителей государств-членов, который заседает в Москве, как правило, не менее двух раз в месяц и рассматривает текущие вопросы.
Сегодня мы работаем в нескольких основных направлениях. Во-первых, это координация внешнеполитической деятельности, подразумевающая выработку единой позиции по конкретным проблемам региональной и международной безопасности, совместное отстаивание интересов на международной арене, в том числе в системе ООН, ОБСЕ, других структурах.
Во-вторых, формирование военной составляющей. На сегодняшний день у нас есть две региональные военные группировки: российско-белорусская в Восточной Европе и российско-армянская в Закавказье. Имеются также Коллективные силы быстрого развертывания, которые находятся в Центральной Азии. Активно ведется работа в области военно-технического сотрудничества, подготовки военных кадров, по выходу на единые стандарты, созданию интеграционных систем разведки, управления, связи, а также целому комплексу других необходимых мер для успешного функционирования военной компоненты.
И, в-третьих, одно из основных направлений деятельности ОДКБ - противодействие новым вызовам и угрозам: терроризму, наркотрафику, нелегальной миграции...

- Как вы оцениваете прочность взаимоотношений между государствами в рамках Договора?
- После многочисленных встреч с высшим политическим руководством государств - членов Организации, у меня сложилось однозначное мнение: все президенты, главы правительств, руководители министерств силового блока ориентированы на сотрудничество в рамках Договора, заинтересованы в нем. Достаточно инициативно и плодотворно работают все ведомства, задействованные в решении вопросов Организации. Отмечу, что сейчас в формате Организации Договора о коллективной безопасности вступили в силу 75 процентов соглашений, подписанных главами государств и правительств - членов ОДКБ. Особенно активно процесс формирования системы коллективной безопасности идет в течение последних двух с половиной лет. На 2003-2005 гг. приходится две трети всех ратифицированных документов в формате ОДКБ. В эти же годы вступил в силу каждый второй документ, действующий сегодня в рамках системы коллективной безопасности.
Государства - члены ОДКБ являются участниками многих международных организаций: ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС... Но только в рамках нашего Договора есть соглашение, позволяющее на льготных условиях заниматься военно-техническим сотрудничеством. Согласитесь, когда государство имеет возможность закупать военную или специальную технику, вооружение непосредственно на заводе-изготовителе по внутренним ценам, то есть без коммерческих накруток, это серьезнейшие преференции. Более того, в 2003 г. была достигнута договоренность, что льготы распространяются не только на подразделения и части, входящие в состав региональных группировок войск ОДКБ, но и на все вооруженные силы государств - членов Организации. Год назад Правительство РФ создало механизм деятельности всех организаций, причастных к военно-техническому сотрудничеству со странами - членами ОДКБ. Фактически соглашение реально заработало около года назад. Объемы этого сотрудничества контролирует Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Минобороны РФ во главе с Михаилом Дмитриевым.
Продолжением военно-технического сотрудничества станет военно-экономическое сотрудничество. 23 июня 2005 г. президенты государств - членов ОДКБ подписали решение о создании в рамках нашей Организации Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству. В сфере ее деятельности, в частности, будет решение вопросов совместного производства вооружений и военной техники. Это значит, что кроме России, основного производителя ВВТ, в этом процессе примут участие и другие страны.
Кроме того, только между членами ОДКБ имеется договоренность о бесплатной подготовке офицерских кадров. Отмечу, что государства - члены Организации весьма активно используют эту форму. Например, от Республики Казахстан в вузах Минобороны России по квоте ОДКБ в 2005 г. обучались 388 военнослужащих, от Армении - 142, от Таджикистана - 101. Это позволяет не только ежегодно экономить значительные средства, но и обеспечивать совершенно иной уровень интеграции.

- Когда планируется развернуть третью (вслед за российско-белорусской и российско-армянской) группировку войск ОДКБ - Центрально-Азиатскую?
- В соответствии с планом коалиционного военного строительства, который утвердили главы государств - членов Организации, предполагается создание такой группировки. Она будет четырехсторонней, с участием Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и России. Одним из элементов этой группировки станут уже имеющиеся в ЦАР Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Новая группировка будет создана в ближайшие несколько лет, во всяком случае, план рассчитан до 2010 г. Я считаю, что это своевременная и правильная мера, особенно если учесть, что сегодня тенденции к обострению ситуации в ЦАР налицо.

- На какой стадии сегодня создание объединенных систем ОДКБ: разведки, связи, управления, ПВО, создании единой системы обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания?
- По противовоздушной обороне в июне 2005 г., президентами было принято решение: из общей системы ПВО СНГ выделяется подгруппа государств - членов ОДКБ, чьи формирования будут иметь более высокий уровень интеграции: единая система боевого дежурства, управление действиями дежурных сил, единое воздушное пространство. По другим интегрированным системам идут консультации, как задуманное реализовать на практике. Думаю, на создание систем разведки, связи и управления уйдет лет пять. Уже есть документ, предусматривающий совершенствование КСБР с точки зрения экипировки, вооружения, создания сопрягаемых средств связи. На базе КСБР мы пытаемся создать действительно образцовые подразделения, которые демонстрировали бы, что такое военная составляющая ОДКБ.

- Имеют ли возможность законные власти той или иной страны, подписавшей Договор, обратиться к руководству ОДКБ за помощью для решения внутренних проблем?
- Главы государств могут обратиться в ОДКБ за помощью по решению любой ситуации, связанной с безопасностью, будь то внутренняя или внешняя угроза. Но все подобные обращения рассматриваются на уровне Совета коллективной безопасности, который принимает окончательное решение о применении или неприменении силы. Такой механизм, на мой взгляд, гарантирует, что потенциал Договора не будет задействован в качестве "третьей силы" при нейтрализации каких-либо процессов политической борьбы внутри государства, между партиями или иными силами. Подобных вмешательств быть не должно. Мы призваны, прежде всего, обеспечивать безопасность от внешних угроз, ограждать от возможного ущерба для суверенитета государства и безопасности населения.

- Реакции ОДКБ на цветные революции, например, в Киргизии, не было заметно...
- Я бы не стал связывать ОДКБ напрямую с цветными революциями. Организация сформирована под внешние угрозы военного и террористического характера. Цветные революции - это зачастую продолжение политической борьбы, которая ведется внутри государства. ОДКБ, на мой взгляд, не должно в нее вмешиваться. Другое дело, если будет попытка внешнего воздействия. Конечно, ни одному государству не безразлично, какова ситуация у соседей. Руководство ОДКБ будет способствовать обеспечению стабильности в регионе. Но если вы подразумеваете нашу готовность использовать в таких ситуациях войска, то я скажу: не готовы. И не рассматривали никогда такой возможности, не отрабатывали пакета документов, например, для того, чтобы направить КСБР для стабилизации ситуации в Киргизии. Мы готовы использовать колоссальный политический потенциал лидеров государств, национальные элиты для воздействия на эмиссаров различных группировок, политических лидеров, чтобы борьба не выплескивалась на улицы. Политические элиты делают выводы из прошедших цветных революций, и думаю, если случится подобное, их действия будут более активными.

- Ведутся какие-либо переговоры о вхождении в ОДКБ новых членов?
- У нас, конечно же, имеется пакет документов, регламентирующий порядок как вступления, так и выхода из Организации. Но на сегодняшний день подобные переговоры не ведутся. По многим причинам ни одно государство пока не заявляло о своем желании присоединиться к Договору. И лично я этим обстоятельством вполне удовлетворен. Объясню почему. Шесть государств, входящие в ОДКБ, нарабатывают огромное количество нормативных документов. Приход нового члена, который, например, не ориентирован на активное сотрудничество, приведет только к потере темпа работы. Главный принцип принятия решения в Организации - консенсус. Если одно из государств-членов высказывается против, то решение не принимается. Почему СНГ сегодня практически не развивается? Потому что имеется ряд государств, которые декларируют идеи сотрудничества, но в нем абсолютно не заинтересованы. Многие очень хорошие, даже отработанные на бумаге решения там попросту умирают. Я бы очень не хотел повторения подобного в рамках ОДКБ. Нам нужно реальное взаимодействие, интеграция, а не пустая говорильня.

- В рамках Договора о коллективной безопасности регулярно проводятся совместные военные учения. Расскажите об этой стороне деятельности Организации.
- Учения проводятся один раз в год. Вообще надо сказать, что дело это дорогостоящее и достаточно трудоемкое. Приходится решать вопросы, которые никогда не возникают в ходе военных учений в пределах одного государства: переброска войск и техники из одного государства в другое, пересечение границ иностранными военнослужащими с оружием, т. е. существует масса проблем именно технического характера. Но учения проводятся, причем весьма успешно. Мы стараемся разыгрывать типичные ситуации, которые вполне могут возникнуть в реальной жизни.
Например, в 2005 г. в Таджикистане отрабатывались действия Коллективных сил быстрого развертывания, основу которых составляют воздушно-десантные, горнострелковые и прочие спецподразделения, по нейтрализации вторгнувшихся через границу террористов. За основу сценария учений были взяты реальные события в Киргизии в 1999 г., когда отряды исламского движения Узбекистана проникли на территорию государства с целью дестабилизации обстановки. Задача заключалась в локализации и уничтожении бандгрупп, а также освобождении "заложников", т. е. мы отработали схему наиболее вероятных действий антитеррористического характера. Такие учения очень полезны. Причем, наиболее ценно для Организации даже не то действо, что разворачивается на "полях сражений", а первичная внутренняя работа по решению чисто технических, юридических вопросов. Вплоть до того, что на первых этапах учений мы отрабатываем весь пакет документов - начиная решением Совета министров обороны, Комитета секретарей Советов безопасности, и заканчивая решением глав государств, входящих в Совет коллективной безопасности, на применение военной силы. За несколькими часами активного этапа учений со стрельбой стоит огромнейшая кропотливая работа штабов, государственных органов исполнительной власти. Также у нас имеются типовые документы, в пакет которых входят специально разработанные постановления правительства, решения президента, различные протоколы...
В случае обострения ситуации, когда счет времени идет на часы, все это позволит незамедлительно оказать помощь подвергнувшемуся агрессии члену ОДКБ.

- В формате ОДКБ все большее внимание уделяется информационному противодействию вызовам и угрозам. Насколько эффективна такого рода деятельность?
- Понимание важности политического противодействия сегодняшним вызовам и угрозам выдвигает на первый план информационное направление нашей работы. Его роль будет возрастать. Я обращу внимание лишь на принципиальные моменты информационного взаимодействия в рамках Организации. Во-первых, чтобы выстроить эффективную систему коллективной безопасности, информационная политика наших государств должна иметь благоприятную по отношению друг к другу направленность, я бы сказал теплую атмосферу, с пониманием особенностей друг друга и заботой о том, чтобы союзнические связи крепли. Во-вторых, в информационных структурах основных государственных институтов, в том числе, обороны, правопорядка, безопасности, если мы говорим о коллективной безопасности, должны быть заложены определенные принципы взаимодействия, скоординированные, понятные и принятые всеми. И это касается не только периодов проведения учений или антинаркотических операций.
И еще один аспект - совместные проекты в рамках Организации. Секретариат ОДКБ, ряд ведомств наших государств и организаций гражданского общества совместно начали и уже осуществляют некоторые проекты на информационном направлении. Прежде всего, это Международный антитеррористический медиафорум "СМИ против терроризма и наркоугрозы", который уже дважды прошел под эгидой нашей Организации. Медиафорум дал импульс осмыслению вопроса, как организовать реальное информационное противодействие экстремизму, терроризму, наркотрафику и другим угрозам. И он сыграл свою роль: многие СМИ повернулись лицом к освещению вопросов коллективной безопасности.
Позитивный опыт Медиафорума заключается и в том, что под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности сегодня создается и набирает силу международная журналистская организация. Ее президентом является известный журналист Виталий Третьяков, почетным президентом - писатель и общественный деятель Чингиз Айтматов. Организация укрепляет международные связи, находит сторонников и союзников в наиболее влиятельных СМИ, привлекает к сотрудничеству писателей, ученых, деятелей культуры, организует работу так, чтобы на экранах и печатных полосах появлялись правдивые и глубокие материалы контртеррористической, антинаркотической тематики, против экстремизма и идеологии насилия.
Для поддержки усилий Медиафорума Секретариат ОДКБ разработал и через министерства иностранных дел представил в государства - члены Организации проект Межгосударственной целевой Программы информационного противодействия современным угрозам и вызовам, где заложены основные принципы и представлены основные направления такой информационной работы. Идея такой Программы была изначально поддержана президентами наших государств.
И еще один аспект проблемы: уровень готовности СМИ к работе в современных условиях, их компетентности в вопросах безопасности вообще и коллективной безопасности в частности. Чтобы заранее снять эти вопросы, во взаимодействии с Международным центром подготовки специалистов по борьбе с экстремизмом и терроризмом МВД России Секретариат ОДКБ и Медиафорум проводят обучение журналистов, специализирующихся на освещении конртеррористической тематики. Это вызвало значительный интерес.

- Известно, что Республика Беларусь предлагает срочно усилить меры для борьбы с нелегальной миграцией. По мнению Минска в этой сфере не в полной мере урегулированы международно-правовые обязательства сторон. Например, не везде предусмотрено наказание за организацию нелегальной миграции, нет сети учреждений для временного содержания нелегалов...
- Они правы. Попытки решить проблему внешней, трудовой миграции в рамках СНГ пока не увенчались успехом. Мы тоже попытались провести одну практическую акцию в 2005 г., но не отработали до конца все детали, и результат получили лишь частичный.
В 2006 г. планируем еще ряд мероприятий. Уже подготовили несколько предложений для председателя Совета коллективной безопасности Президента России, каким образом повысить эффективность наших рабочих органов по противодействию незаконной миграции.

- В 2005 г. одним из перспективных направлений деятельности ОДКБ было названо "активное участие в многонациональных и региональных миротворческих операциях, осуществляемых по решениям Совета Безопасности ООН в соответствии с его Уставом". Когда реально возможно такое участие?
- Пока в Организации нет миротворческого потенциала, но есть наработанный пакет документов, который мы должны согласовать и утвердить, после чего начнется создание таких формирований. Работа сложная. В формате СНГ, например, такой потенциал так и не сформировался.

- Больше года назад ОДКБ предложила НАТО сотрудничать. Но ответить вам натовцы постоянно "забывали". Как развивается ситуация сегодня?
- Они "ответили". Но если говорить по существу, то им сложнее, чем нам психологически сломать себя и понять, что мир сегодня совершенно другой. Государства ОДКБ раньше были противниками НАТО. Но мы уже более 15 лет живем в другом государстве и совсем по-другому смотрим на проблемы безопасности. Изменились вызовы. Теперь они у нас с НАТО общие.

- То есть вы считаете, что сейчас интересы стран НАТО в СНГ полностью идентичны с нашими?
- Даже интересы государств-союзников не могут совпадать полностью. Иногда эти интересы даже бывают прямо противоположными. Но, с точки зрения обеспечения безопасности своих обществ, интересы государств НАТО и ОДКБ, действительно, совпадают.

- В каких сферах возможно сотрудничество с НАТО?
- В пресечении афганского наркотрафика в Центральной Азии, совместной ликвидации чрезвычайных ситуаций. А дальше - посмотрим.

Ольга ПОСПЕЛОВА
http://voin-brat.ru/content/view/237/20/

Док. 622717
Перв. публик.: 19.03.06
Последн. ред.: 19.03.10
Число обращений: 0

  • Бордюжа Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``