В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Николая Бритвина в рубрике `чеченский вопрос` N4-2001 Назад
Интервью Николая Бритвина в рубрике `чеченский вопрос` N4-2001
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

Заместитель уполномоченного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Николай Бритвин считает, что все познается
в сравнении.

- Николай Николаевич, как вы оцениваете складывающуюся ситуацию в Чечне?
- Могу ответить однозначно: есть положительная динамика по многим составляющим - военной, экономической, социальной, административной. Но, прежде всего, хотелось бы отметить тот факт, что на территории Чеченской республики возникла, развивается и будет развиваться гражданская власть.
Перед нами стоит двойная задача - окончание антитеррористической операции и восстановление народного хозяйства. Процесс выстраивания отношений между военными и гражданскими властями идет нелегко. Но он идет. Вполне понятно, что задачи, стоящие перед военными отличаются от задач, стоящих перед гражданскими властями, но цель у них одна - достижение мира. Задача полпреда ЮФО - создание единой действенной системы управления, объединяющей эти интересы. Своеобразное антикризисное управление в отдельно взятом регионе.
Поэтому мы испытываем страшнейший кадровый голод. Во власть не должны проникнуть люди, связанные с боевиками, преступным миром, а с другой стороны - это должны быть высококлассные профессионалы. К сожалению, те из них, которые жили все эти годы в Чечне, отстали в профессиональном плане. Они умные, предприимчивые люди, но время ушло вперед.
Вспомните, в советские времена чеченцы были, пожалуй, одна из самых образованных наций. Но элита - инженеры, врачи, нефтяники, строите-ли - была вынуждена уехать из республики. А сейчас наша задача помочь ей вернуться на родину. Нужны люди, которые умеют руководить, налаживать дело.

- Вы говорите о том, чтобы во власть не проникли случайные люди, но господин Кадыров...
- Я знаю, как мучительно трудно Ахмад-Хаджи Кадыров пересматривал свои позиции. И он нашел в себе мужество честно и прямо порвать со своими недавними соратниками. Один пошел против многих. А это дорогого стоит. Президент России, подписывая указ о назначении Кадырова главой республики, подчеркнул тем самым высокую степень доверия. И время показало, что он не ошибся в своем выборе.
Это назначение сыграло положительную роль в консолидации чеченского общества. Многих, даже вчерашних боевиков это заставило задуматься, с кем идти, с Масхадовым и компанией - к крови и разрухе или с Кадыровым и Россией - к миру и процветанию.
Имело это назначение и внешнеполитический положительный резонанс. На Москву перестали смотреть как на инструмент, подавляющий свой протекторат, вернулось утраченное доверие к Рoccии.

- Доверие, может, и вернулось. Однако я не вижу толп иностранный инвесторов, желающих вложить деньги в экономику Чечни. Может быть, я не обладаю полнотой информации?
- А что, вы знаете субъекты федерации, где бы иностранцы в очереди давились? И потом, почему именно иностранцы делжны спасать Россию?..
Да, пока многие бизнесмены просто-напросто боятся вкладывать средства, боятся приезжать. Но вот председатель Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский не побоялся приехать. Встреча с ним была полезна и конструктивна. Приедут и другие.
Что касается безопасности, то такой, как в любом другом субъекте Российской Федерации, мы добьемся нескоро. А, с другой стороны, безопасность - вещь относительная. Уровень преступности везде достаточно высок. Хотя в Чечне, естественно, выше.

- Проводил ли кто-нибудь на территории Чечни социологические опросы? Может быть, мы тянем людей в рай, а им хочется селедки?
- Опросы, замеры общественного мнения не проводились, а если проводились, то не столь широко, как нам хотелось бы. Однако те данные, которыми мы располагаем, показывают, что степень доверия к федеральной власти растет, как и растет доверие к местной власти. В сознании людей произошел значительный перелом. Они поняли, что нынешняя власть пришла всерьез и надолго.
Те же самые опросы показывают, что резко упал рейтинг Аслана Масхадова. Зато резко повысился рейтинг председателя правительства Станислава Ильясова.
У него есть команда, есть план вывода республики из кризиса. А это в нынешних условиях уже немало.

- Думаю, что Ильясову нелегко приходится, тем более что Центр не слишком торопится ему помочь. Надо полагать, что федеральная программа восстановления Чечни в этом году будет выполнена не полностью.
- Да, этот год был стартовым. Основной упор делался на 2002 - 2003 года. Вот за них мы и поборемся.

- С удовольствием бы написала о строительстве мирной жизни в республике. Но вот не получается. Разговаривала со многими людьми, в разных районах республики. И почти все они высказывают претензии в адрес военных. Насколько они, на ваш взгляд, справедливы?
- Думаю, что в ряде случаев эти жалобы вполне обоснованны. Представители сословия структур дествительно порой ведут себя не лучшим образом. Но тому есть глубокие объективные предпосылки. Мы подходим к войне с мирной точки зрения. А война не может идти гладенько. В селах легализовались бандиты. Они не сидят тихо, и по ним приходится стрелять, а пуля порой - дура, летит не в того, кому была предназначена.
На фугасах и минах взрывается техника, гибнут люди - армия обязана адекватно отвечать.
Отмечу, что и машина дезинформации у боевиков отлажена хорошо. Вот недавний пример. Боевик ушел в лес, погиб, а его труп подбросили в расположение одной из воинских частей. Вот, мол, военные его убили. И это срабатывает. Потому что информации, кроме "сарафанного радио" люди практически не получают. Правда, удалось наладить выпуск районных и республиканской газет. Но до каждого чеченца информация все-таки не доходит.
Не отрицаю, есть документально подтвержденные факты правонарушений со стороны военных. Но они детально исследуются, и виновные несут наказание. Есть проблема без вести пропавших. Их ищут и, случается, находят. Но такова ситуация и в России. С одним лишь отличием - здесь люди исчезают по-своему.

- Это как?
- Ушел человек к боевикам, а родственники заявляют, что его федералы увели. Либо арестовали кого-то при проверке паспортного режима - близкие говорят о нем как о без вести пропавшем, а он жив-здоров, где-нибудь в СИЗО находится. Но, пока информация об этом дойдет до родственников, может и не один месяц пройти. Боевики людей крадут, выкуп требуют. Не в состоянии заплатить - убивают. Но говорят, что убили военные. Надеюсь, вы понимаете, что помимо "горячей" идет и "холодная" информационная война. У лжи длинные ноги. Вот говорят, Ассиновскую, Серноводск, школу разбомбили... Но о том, что в этой школе прятались два боевика-ваххабита, молчат.

- И все-таки почему контртеррористическая операция так затянулась?
- Почему затянулась? Все идет по плану. Военный этан операции закончен. Крупномасштабных военных операций не проводится.
Однако события развиваются очень интересно. Начинаем нажимать на криминальную экономику - так сразу в этом районе происходят вылазки бандитов. В теневой экономике Чечни крутятся более миллиарда долларов. Это огромные деньги. Вот за них, а не за "свободную Чечню" бьются бандиты. Нефть - причина кровопролития.
МВД республики изучило ситуацию в этом направлении и пришло к выводу: высок уровень коррупции в этой сфере. Создали соответствующее управление, мобильные отряды. Но репрессивными методами мало чего удалось достичь. А вот дадим людям качественное дешевое топливо, и "самоварное" производство исчезнет само по себе.

- И все-таки боевики не успокаиваются. Каждый день сводки из Чечни показывают: столько-то погибло, столько-то ранено, там - БТР подорвался, там - милиционера убили... И этой кровавой статистике не видно конца...
- И тем не менее, военно-политическая операция близка к завершению. Существенно возросла роль у подразделений УВД и структурных пордразделений спецслужб. Им и предстоит заканчивать операцию.
Успехи в этом направлении уже есть - достаточно результативно прошел ряд спецмероприятий по ликвидации главарей бандформирований. Можно захватить - Хаттаба, Басаева, определенный эффект от этого, разумеется, будет.
Арабам и их сообщникам уже не придется зимовать в Чечне. Предпосылки для этого созданы. Пройдет несколько месяцев и с ними будет покончено, раберемся мы и с их пособниками.
Естественно, армия будет уходить в казармы, а с боевиками справятся и правоохранительные органы.
Понимаете, у боевиков сейчас срабатывает психология проигравшего: до копейки проиграл, но кажется, вот еще сотня, другая и отыграюсь... Аннет, не получается и не получится!
Мы с вами сидим в прекрасном здании в центре Грозного. И так будет всегда...

Людмила КОРЧАГИНА
г.Грозный

ttp://voin-brat.ru/content/view/232/20/

Док. 622715
Перв. публик.: 19.03.01
Последн. ред.: 19.03.10
Число обращений: 0

  • Бритвин Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``