В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нужен порядок и строгое исполнение законов Назад
Нужен порядок и строгое исполнение законов
Интервью Алексея Волкова в рубрике "слово депутату" N1-2006
    

- Алексей Николаевич, выступление на первом пленарном заседании Государственной Думы заместителя председателя Правительства Российской Федерации министра обороны Российской Федерации С. Иванова, министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева и министра финансов Российской Федерации А. Кудрина с докладами на тему "О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" вызвало противоречивую реакцию среди военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Как вы оцениваете выступления министров не только с позиции депутата Госдумы, но и как генерал-майор МВД России, которому близки социальные проблемы военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов?
- Вопрос достаточно сложный, и ответить на него однозначно по ряду причин невозможно. Министры С. Иванов и Р. Нургалиев - не берусь судить, кто из них прав, - заявляют, что, несмотря на все финансовые вливания, подчиненные им ведомства самые бедные. Но если отбросить крайние точки зрения и быть объективным, то могу констатировать, что руководители Министерства обороны и МВД обозначили в своих выступлениях конкретные шаги. Причем сделали это весьма своевременно.
Не секрет, что совсем недавно мало что делалось в отношении Минобороны и МВД. Зарплата повышалась сотрудникам прокуратуры, ФСБ, а МО и МВД были как бы забыты. Ни Правительство, ни Госдума прошлого созыва не были особенно озабочены нуждами военнослужащих и милиции. В итоге сложилась странная ситуация. Я, например, будучи генерал-майором МВД России, начальником УВД по Курской области, получал меньшую зарплату, чем следователь прокуратуры или оперуполномоченный Федеральной службы безопасности. Но речь не обо мне. А вот сотруднику МВД, недавно поступившему на службу, приходится действительно туго. Зарплата 4 тыс. руб., на которую и прожить-то сложно. Квартиры своей нет, приходится снимать. А если жена, маленький ребенок? Особых перспектив нет. Вот и не идут люди в армию, милицию. Или идут служить те, кто ничего не может, учиться не хочет и, по большому счету, в армии и в милиции не нужен. Такие, как у нас говорят, быстро "переходят на подножный корм". Иными словами, начинают заниматься поборами с населения.
Если судить по выступлениям министров на "правительственном часе", то можно сделать вывод, что определенные подвижки в улучшении финансового обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов есть.
Однако если говорить об армии, то это не только зарплата, но и оборонная промышленность, новые технологии, вооружение. На все нужны деньги, и, как мне кажется, государство начало это понимать. Но пока на материально-техническое обеспечение армии и особенно милиции средств выделяется недостаточно.
Более того, в подчинении Министерства обороны и Министерства внутренних дел служат и работают (вместе с гражданским персоналом) более 4 млн человек. В органах прокуратуры, например, всего 55 тыс. Чувствуете разницу?! Но дело даже не в законе больших чисел, а в конкретных деньгах, которые необходимы, чтобы на практике воплотить все сказанное министрами.
Сегодня в государстве сложилась парадоксальная ситуация. Казна полна нефтедолларов, но в реальности денег как бы нет. Поэтому и повышение денежного содержания будет проводиться в несколько этапов при условии, что уровень инфляции сохранится на прогнозируемом уровне. Но также понятно, что если повышать заработную плату военнослужащим и работникам правоохранительных органов, то ее придется повышать всем остальным работникам бюджетной сферы: учителям, врачам, ученым, работникам культуры, поднимать пенсии. А как показало выступление министра финансов А. Кудрина, российское Правительство очень боится инфляции.

- Как вы расцениваете слова министров о решении жилищной проблемы в Вооруженных силах и милиции?
- Если слова министров обороны и внутренних дел об обеспечении жильем военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов будут воплощены в жизнь, то будет прекрасно. Свыше 130 тыс. семей бесквартирных военнослужащих и 31 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, лучше всего свидетельствуют о том, что до решения этой наболевшей проблемы еще далеко. Однако следует отметить, что шаги в этом направлении уже делаются. Положительную роль в решении пресловутого квартирного вопроса для лиц, увольняемых с военной службы, играет и программа "Государственные жилищные сертификаты". Начала работать система ипотечного кредитования военнослужащих. Это обнадеживает. Может быть, удастся наконец разгрести этот воз проблем и сделать армию более привлекательной для молодежи. Что касается милиции, то тут ситуация выглядит несколько иначе. Необходимо учитывать, что в отличие от армии органы МВД, так сказать, более стационарны.
Согласно быстро устаревающему законодательству, финансирование территориальных органов МВД возложено на органы местного самоуправления. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев у них просто нет денег на жилищное строительство. Если средства на строительство жилья и выделяются, то, как правило, это касается только сотрудников аппарата УВД. Им кое-что перепадает. А вот городские и районные отделы внутренних дел выживают как могут. На них, правда, распространяется действие подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" и программы по ипотечному кредитованию, но только на тех сотрудников, которые работают на федеральных должностях. В этой ситуации участковые милиционеры остаются в положении неприкаянных.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, надо внести изменения и дополнения в действующее законодательство. Прежде всего, расширить зону действия законов, касающихся статуса милиции. Я говорю это не потому, что всю жизнь носил милицейские погоны. Сотрудники милиции подчас с риском для жизни выполняют свой долг по защите правопорядка. Многие сотрудники МВД не по разу побывали в командировках в Чечне. Поэтому и социальные гарантии у них должны быть соответствующие.

- Проблема выплаты военнослужащим и военным пенсионерам денежной компенсации за продовольственный паек стала своего рода притчей во языцех. По этому вопросу граждане уже обратились в Международный суд по правам человека. Демонстрации военных пенсионеров прошли в прошлом году в Калининграде, у здания Правительства Российской Федерации в г. Москве. В выступлении заместителя председателя Правительства министра обороны С. Иванова прозвучало предложение отказаться от выплаты денежной компенсации за продовольственный паек за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих. Как вы оцениваете эту новацию?
- Полагаю, что в словах С. Иванова есть определенный смысл. Чаще всего натуральный продовольственный паек и пайковые представляют собой рудимент старой системы, тем более что в выступлении министра не шла речь об отмене натурального пайка полностью. Пайки предлагается сохранить для военнослужащих, которые находятся на боевом задании, где нет кухонь, казарм, несут службу в горах, отдаленных гарнизонах. В остальных случаях компенсация выплаты денежного пайкового довольствия увеличением денежного содержания представляется целесообразной. Безусловно, это должны быть не 20 и не 60 руб., которые военнослужащие и военные пенсионеры получают сейчас. Что можно сделать на 20 руб.? Ничего. Сумму следует увеличить рублей до 100 как минимум и в качестве компенсации внести в должностной оклад, размеры которого влияют на все остальные выплаты. В реальном исполнении и общая сумма выйдет больше, что позволит избавиться от унизительного продовольственного пайка.

- Алексей Николаевич, вы наверняка встречались со своими избирателями. Как они отреагировали на выступление в Госдуме министров Правительства?
- Да, была встреча. Как депутат и бывший начальник УВД я участвовал в итоговом заседании коллегии УВД Курской области, на котором проинформировал коллег о содержании выступления силовых министров и министра финансов в Госдуме. Замечу, что доклады министров, мягко говоря, ни у кого не вызвали особого энтузиазма. Люди умеют считать. Что такое постепенное повышение денежного содержания в течение трех лет при нынешнем низком уровне зарплаты и темпе инфляции? Кто будет использовать деньги Стабилизационного фонда на повышение денежного содержания? А. Кудрин опасается, что такой шаг раскрутит виток инфляции и вызовет рост цен. Министра финансов понять, конечно, можно. Но как все это объяснить людям, простым сотрудникам милиции, ежедневно сталкивающимся с житейскими проблемами?! К тому же расслоение общества на нищих и очень богатых, сделавших состояние за счет некогда общенародной собственности, происходит на их глазах. Все это вызывает у них вопросы, на которые трудно ответить.

- Реальные темпы инфляции опережают официальные. Нет ли опасения, что все предложенные правительством увеличения денежного содержания представляют собой попытку сохранить доходы военнослужащих и работников правоохранительных органов на нынешнем уровне, так как все надбавки будут просто-напросто "съедены" инфляцией?
- Действительно, такие опасения есть и у депутатов, и у министров. Думаю, что эти же страхи вызывают у военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов чувство безнадежности. Немного успокаивает обещание А. Кудрина, что Минфин в случае резкого скачка инфляции предпримет определенные меры. Однако ни для кого не секрет, что реальные темпы инфляции выше заявленных официально. Люди это ощущают на собственном опыте. Они видят, что реальный сектор экономики практически не работает. Мне искренне хотелось бы, чтобы каждый милиционер зарабатывал 20-25 тыс. руб. Проанализируйте цены на жилье, продукты питания, лекарства, одежду. Меньше этой суммы не получается. Однако ясно, что, пока не заработает реальный сектор экономики, все это, увы, невозможно. Вы видели российский сотовый телефон? Я - нет. Отечественный автопром на грани умирания. Основные валютные поступления Россия получает от экспорта сырья. А случись, что мировые цены на нефть и природный газ упадут! Для России это будет иметь катастрофические последствия.

- Что же, по-вашему, надо сделать, чтобы коренным образом изменить сложившуюся ситуацию, вселить чувство уверенности в россиян?
- Вопрос сложный и каверзный, особенно если говорить, как это сделать. Прежде всего необходимо навести порядок в стране. Когда-то в 1991 г. писатель Александр Зиновьев, отвечая на вопрос, когда Россия достигнет уровня экономически развитых капиталистических государств, сказал, что при идеальных условиях для этого потребуется 30-40 лет. Мол, "не тот человеческий материал".
С тех пор прошло немало лет, однако в России по-прежнему хромает производственная дисциплина, процветают такие социальные пороки, как пьянство и наркомания. Народ в основной своей массе пассивен. Нет инициативы снизу. Нужно поддержать шаги Президента и Правительства, направленные на развитие реального сектора экономики, соответствующими законами, в которых не должно быть ничего лишнего и личного. Однако, как это ни прискорбно, лоббирование личных интересов, коррупционная составляющая присущи и исполнительной, и законодательной властям. Не секрет, что некоторые законы принимаются под кого-то. А этого не должно быть. Нужен порядок и строгое исполнение законов. Надо всем - от простого труженика до члена правительства - много и упорно работать, а не мечтать. Так делается во всем мире. Другого выхода просто не существует.

Виктор ВОЛОДИН

http://voin-brat.ru/content/view/218/20/

Док. 622703
Перв. публик.: 19.01.06
Последн. ред.: 19.03.10
Число обращений: 0

  • Волков Алексей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``