В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Каково общество - таковы и силовые структуры Назад
Каково общество - таковы и силовые структуры
Интервью Алексея Волкова в рубрике "тема номера" N2-2006

- Алексей Николаевич, как вы считаете, дедовщина как социальное явление угрожает моральному здоровью и боеспособности российской армии?
- Безусловно, угрожает. Неуставные отношения подрывают морально-психологический климат в каждом отдельном подразделении. Нездоровая обстановка может поставить под угрозу срыва выполнение любого боевого задания и в критический момент обернуться пулей в спину обидчика. О какой боеспособности можно говорить, когда такое понятие, как "дух побеждает", размыто, а взамен него у солдата укоренятся чувство обиды, страха и мести. Конечно, не во всех частях дедовщина прибрела формы откровенного садизма, но вопрос борьбы с этим явлением серьезный, поскольку никто и не заметил, как дедовщина превратилась в явление федерального масштаба, негативно сказывающегося на боеспособности армии в целом.

- Как вы думаете, в чем корни дедовщины?
- Сложно однозначно ответить на этот вопрос. В те времена, когда я служил в армии, тоже была дедовщина, но в разных частях в различной степени. В принципе, нелегкие отношения старших и младших существуют везде, начиная от военного училища до школы. Так повелось от века. Но в чистом виде дедовщиной эти отношения назвать нельзя. Как я понимаю, армейская дедовщина начала принимать угрожающий характер в 1960-е годы. В то время в результате непродуманных поспешных реформ командирам стало выгоднее замалчивать негативные факты, нежели бороться с ними, а из-за поспешной подготовки сержантского состава произошло смешивание солдатской и сержантской массы в единое целое, где доминировали старшие по сроку службы, а не старшие по должности и званию.
Армия стала жить не по уставам, а по своим неписаным законам. Однако надо помнить, что армия не тюрьма, а даже и там за издевательства предусмотрена уголовная ответственность. В армии же процесс наведения порядка посредством закона и устава оказался запущенным. В принципе, армия - это слепок с общества. Если в нем все в порядке, то и в армии - порядок и дисциплина. Сейчас же ситуация, в целом, выглядит следующим образом. Родители, отправляя своих детей на военную службу, хотят, чтобы их сын честно отслужил положенное время, научился защищать Отечество. Из армии должны приходить окрепшие, здоровые мужчины, а не калеки. А все происходит наоборот. Армии стали бояться. Где корни этих страхов? Думаю, что не только в дедовщине.
Помню, как еще в последние годы Советского Союза, военные боялись везти на родину "груз 200" из Афганистана. Особенно в среднеазиатские и кавказские республики. Каждое прибытие "груза 200" вызывало там целую бурю проклятий в адрес сопровождавших цинковый гроб офицеров, в адрес армии, руководства страны. Повторю, если в обществе все в порядке, то и в армии тоже.

- Алексей Николаевич, не только армия "прославилась" издевательством над людьми. Не секрет, что в органах милиции применяются пытки и жестокое обращение с задержанными. Эксперты считают, что причиной этого являются крайне низкий образовательный и профессиональный уровень сотрудников милиции. Более того, по данным исследовательского центра "Демос", 2-3% служащих в органах милиции имеют природную склонность к издевательствам над людьми. Иными словами, являются садистами. Насколько вы согласны с этими выводами?
- Как человек, много лет прослуживший в милиции, не могу согласиться с выводами исследовательского центра "Демос" о том, что 2-3% служащих в милиции являются прирожденными садистами, которые получают удовольствие от страданий своих жертв. Сошлюсь на собственный опыт. Когда я работал рядовым оперуполномоченным уголовного розыска, мы раскрывали дикое по тем временам преступление. Преступники захватили машину с шелком. Были убиты водитель, женщина-товаровед и мальчик лет 5-6. Его закололи с особой жестокостью заточенной отверткой. Убийцы нанесли ребенку 6-13 ранений. Так вот, когда преступники были задержаны, у меня было желание их убить. Наверное, это не убедительный пример и он не оправдывает негативного взрыва эмоций, но все же согласиться с выводами "Демоса" не могу. Однако надо признать, что факты жестокого обращения с задержанными есть и немало. Особенно если учесть элемент латентности (не все случаи жестокого обращения становятся достижением гласности). Большое количество сотрудников милиции за это привлекается к различного рода ответственности, вплоть до уголовного наказания.
Согласен с тем, что образовательный и культурный уровень многих милиционеров не достаточно высок, отстает профессиональная подготовка. В результате немало сотрудников милиции предпочитают работать не головой, а руками. Особенно это касается подразделений, где ослаблен контроль руководителей всех уровней, где мало внимания обращают на работу с личным составом, где существует погоня за показателями. Там как раз и процветает рукоприкладство. Хотя надо сказать, что чаще всего "профессиональные преступления" совершаются сотрудниками милиции, пытающимися любой ценой раскрыть преступление. Я считаю, что подобные проявления надо выжигать каленым железом. Этим занимается МВД, подразделения собственной безопасности, органы прокуратуры. На таких сотрудников милиции заводятся уголовные дела, но меньше их не становится.

- Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы милицию уважали, а не боялись? Возможно, необходима чистка органов внутренних дел?
- Не ошибусь, сказав, что кадровый вопрос остается самым главным. На сегодняшний день в милицию идут в основном те, кому устроиться больше некуда. Почему их берут на службу? А кого прикажете брать? Некомплект в подразделениях огромный. Вот приходит человек устраиваться на работу в милицию (объявления о наборе в милицию везде расклеены, транслируются по радио, телевидению) и первое, что он спрашивает, сколько будет зарабатывать и поедет ли в Чечню. А поскольку зарплата в милиции маленькая, от командировки в горячую точку никто не застрахован, приходится брать тех, кто мало-мальски подходит. Не секрет, что часто приходят люди случайные. Но к ним надо относиться осторожно.
Что касается чистки рядов милиции, то она ведется постоянно. При министре Федорчуке, например, так "почистили" милицию, что из нее в прямом смысле выгнали на улицу тысячи профессионалов. А для того чтобы любимый россиянами участковый Аниськин вернулся, нужны годы. По большому счету неуставные отношения в армии и проявления жестокости в милиции - явления одного порядка и отражают состояние общества в целом. Тем более, что за последние 15 лет очень многое было упущено в вопросах воспитания молодого поколения. Потребуются годы, чтобы исправить допущенные ошибки.

- Если говорить об армии, то Президент В. В. Путин по примеру западных стран предложил в качестве инструмента для борьбы с дедовщиной учредить военную полицию. Не может ли так случиться, что сама военная полиция превратится в лишний элемент, а также в дополнительный источник насилия в армии?
- Абсолютно правильный вопрос. Недавно на совместном заседании Комитетов Госдумы по безопасности и по обороне мы рассматривали ситуацию, сложившуюся в российской армии. Естественно, обсудили и перспективы создания военной полиции. Могу сказать, что по этому вопросу были высказаны самые неоднозначные мнения. Прежде всего, без ответа остался вопрос, где найти столько специалистов для работы в военной полиции. Во-вторых, ее создание потребует огромных денег. А где их взять? Более того, в разы увеличится количество чиновников, которых надо кормить, размещать, одевать.
Не остался в стороне вопрос о контроле за действиями самой военной полиции. Что же получается: опять создавать полицию уже над военной полицией, поскольку нет гарантии, что военные полицейские сами не будут преступать законы? В результате к единому мнению, мы так и не пришли. Что касается меня, то я убежден, что военная полиция не нужна. Есть военная прокуратура, особые отделы, есть командиры всех рангов. Куда еще? Более того, существует достаточная законодательная база. Нужно добиться, чтобы законы исполнялись, тогда и в обществе, и в армии, и в милиции будет порядок.

Виктор ВОЛОДИН

http://voin-brat.ru/content/view/217/20/

Док. 622702
Перв. публик.: 19.02.06
Последн. ред.: 19.03.10
Число обращений: 0

  • Волков Алексей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``