Интервью Геннадия Гудкова в рубрике "слово депутату" (Спецвыпуск ФСБ-2004)
О том, что переживают сейчас российские спецслужбы, что необходимо сделать для их оздоровления, специально для журнала "Воинское братство" рассказывает член Комитета Государственной думы по безопасности, лидер Народной партии России полковник ФСБ в запасе Геннадий Гудков.
- Геннадий Владимирович, не могли бы вы рассказать немного о себе. О том, как вы стали человеком в погонах, и не просто офицером, а сотрудником госбезопасности.
- Погоны в нашей семье были почти всегда, даже женился я на дочери военного. Мой тесть был артиллеристом и преподавал в артиллерийском училище. А моя жена - офицерский ребенок - кочевала с родителями по гарнизонам, сменив за 10 лет учебы десяток школ.
Что касается меня, то почти с самого начала я избрал путь служения Родине. Однако на практике он не был прямым. Помню еще 17-летним пареньком писал письмо Ю.В. Андропову, в котором спрашивал, как можно поступить в органы безопасности. Правда, жизнь сама вела меня по выбранной стезе через гражданский вуз, службу в армии, работу в комсомоле. В конце концов я попал на работу в органы государственной безопасности и об этом до сих пор не жалею. Уверен, что та жизненная школа, которую дали мне спецслужбы, заменить практически ничем нельзя. У меня есть два сына: Владимиру - 21, Дмитрию - 24 года. Жаль, что они пока не хотят идти по моим стопам. Но думаю, что жизнь сама расставит все акценты. Сам же я благодарен Комитету государственной безопасности за мои знания, опыт. С благодарностью я вспоминаю своих начальников и учителей и низко кланяюсь им. Практика показала, что без надежной системы безопасности государство не может дать гражданам самого главного - спокойствия, надежности и безопасности, уверенности в том, что завтрашний день наступит.
- Геннадий Владимирович, в последнее время мы стали свидетелями ряда терактов на территории России. На ваш взгляд - это неизбежные последствия конфликта на Северном Кавказе, недоработанность и несогласованность действий российских спецслужб или последствия проникновения представителей международных террористических организаций на территорию России?
- На мой взгляд все это является совокупностью очень многих процессов. В основе их лежат центробежные тенденции в государстве, в результате ослабления которого на определенном этапе и возникли националистические настроения. Если честно говорить, я не очень верю в национальные идеи, разделяющие народы. Просто есть часть политической элиты, играющая на настроениях людей. Эти группы искусственно разжигают националистические настроения в массах, чтобы получить доступ к власти и деньгам. При этом терроризм я всегда считал и буду считать одной из форм завоевания власти и всего, что с ней связано. Особых идей, которые могли бы послужить оправданием террористической деятельности, у бандитов просто нет. Однако сегодня российские спецслужбы находятся в печальном состоянии. Сказался результат многих лет их планомерного развала. Исходя из этого задача общества, на мой взгляд состоит в укреплении спецслужб, поднятии их авторитета. Огромную роль в этом играет бюджет. Не секрет, что без достойной зарплаты не может быть сильных кадров. Какой разговор может идти об элитной спецслужбе, если в некоторых коммерческих структурах зарплата уборщицы превышает денежное содержание офицера-чекиста! В результате за проколы и провалы спецслужб приходится платить всей стране. Иногда плата бывает слишком страшной. Да и свои проколы и упущения работы спецслужб приходится ликвидировать самим, подчас ценой жизни сотрудников. Сказывается, к сожалению, что сегодня отсутствует координация действий, а также сил и средств. Этот вопрос особенно важен сегодня, когда спецслужб в России стало много. Например, бандитский рейд по Ингушетии показал, что не сил не хватило, а скоординированности действий. В противном случае все участники бандитского рейда были бы убиты или схвачены. Несогласованность действий привела к тому, что на сутки целая республика оказалась в руках горстки бандитов.
Конечно, определенную, хотя и далеко не ключевую роль играет проникновение международных террористических организаций. Их участие в террористической деятельности на территории России я сравнил бы чисто умозрительно с участием русских подданных в освободительной войне на Балканах. То есть не государства с нами воюют, а организации и добровольцы. Сегодня по этой схеме действуют международные террористические организации, рекрутируя наемников по всему миру, что добавляет масла в огонь террористической войны. На руку террористам играет и политика двойных стандартов, которой продолжают придерживаться некоторые страны Запада. Они продолжают заигрывать с масхадовыми, яндарбиевыми, забывая, что Беслан может завтра повториться в Испании, Германии, США, Великобритании.
- Что, на ваш взгляд, надо предпринять, чтобы не допустить повторения этих трагических событий?
- Мне кажется, что мы не понимаем, что делаем. Могу сказать, что, по мнению Комитета Госдумы по безопасности, бюджет на 2005 год заслуживает самой серьезной критики. Дело в том, что в нем отсутствует важнейший компонент, касающийся заработной платы. Ее предлагается повысить на 20-25 %, что ниже уровня реальной инфляции. Причем это повышение не учитывает грядущего повышения цен за ЖКХ, отмены определенных льгот и т.д. Таким образом, зарплата реально не увеличивается. В результате сохраняются все болячки спецслужб - низкая зарплата и как следствие низкая квалификация кадров. Одновременно сохраняется проблема коррупции. К сожалению, она успела пустить корни даже в ФСБ. Я уже не говорю об МВД, которое серьезнейшим образом поражено этой болезнью. Более того, не укрепив главных подразделений спецслужб - глубокой агентурной разведки, мы начинаем всей страной ловить вырвавшегося из бутылки джинна. У нас теперь каждый город борется с терроризмом. Даже в небольшом подмосковном городке можно увидеть бетонные тумбы-надолбы, усиленные посты сотрудников милиции. И так в каждом городе. На мой взгляд, это означает гигантские затраты на стрельбу из пушки по воробьям и так называемую антитеррористическую атрибутику. А ведь эти средства могли бы пойти на поддержку оперов - главной силы любой спецслужбы. Пока получается, что вместо того, чтобы запереть рыбу в омуте, ее выпустили в огромный водоем и теперь отлавливают широкой и рваной сетью. При этом коррупция окончательно убивает весь смысл такой, с позволения сказать, ловли. Все это до боли обидно тем, кто честно служит Родине.
Сейчас часто критикуют Государственную думу, что, мол, законов не хватает. Все это от отчаяния и глупости. Законов хватает, не хватает тех, кто способен их добросовестно исполнять! Что же теперь - писать в законе, что нельзя пропускать машину с боевиками за деньги, нельзя за взятку помогать пронести на борт самолета взрывчатку, нельзя за мзду давать бандитам чистые документы? Коррупция сегодня равна государственной измене и убийству. Думаю, что в такой ситуации надо серьезно пересмотреть бюджет. Считаю также, что от силового блока надо отсечь все несвойственные, лишние, не связанные напрямую с борьбой против преступников и террористов функции, серьезно сократить его численность и кратно повысить заработную плату. Уж после этого серьезно провести чистку рядов спецслужб, жестко удалив из них все коррумпированные элементы. Нужна коренная реформа спецслужб, и если она не начнется с заработной платы, то любые изменения будут профанацией или "косметическим ремонтом", которые не дадут серьезных результатов.
- Как повлияла реорганизация силовых ведомств в последнее десятилетие на безопасность России? Что предпринимается сейчас, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию?
- На деле реальной реформы спецслужб не было. Были конъюнктурные изменения, зачастую выливавшиеся в смену табличек. В результате непродуманной, полностью формальной реформы профессионалы покинули ряды МВД, ФСБ, ГРУ, спецназа. Даже последняя реорганизация силовых структур, по сути, не была реорганизацией. Обобщение опыта, структурирование - это всё явления второго плана. Реформы кадров, их укрепления, к сожалению, не происходит. Это страшно! Правительство, на мой взгляд, должно более ответственно подходить к работе над бюджетом. По-иному рассмотреть вопрос о распределении денег внутри бюджетных статей. Сегодня, например, 30 % бюджета идет на безопасность и оборону. Так вот, правительству надо разобраться, кому и сколько идет, сколько людей и структур на эти средства можно содержать. Надо быть реалистами. Правительство вместе с президентом должно серьезно рассмотреть пути дальнейшего внебюджетного финансирования спецслужб. У нас есть огромные золотовалютные запасы, огромный cтабилизационный фонд, существует профицит бюджета! Все есть, но при этом почему-то забывается, что зарплата военнослужащих не индексируется уже второй год. Это означает одно: правительство забыло о людях в погонах.
- Какие законодательные акты рассматриваются Госдумой в связи с событиями в Москве, Беслане, других городах России?
- Хотелось, чтобы Дума заново рассмотрела бюджет на 2005 год. К сожалению, это невозможно. Несмотря на жесткую критику и требование Комитета по безопасности увеличить бюджет на 102 млрд рублей, силовики получили увеличение, как говорится, на копейки. На выделенные средства революции в силовом блоке не произойдет.
Что же касается Госдумы, то мы в настоящее время рассматриваем вопросы, направленные на совершенствование законодательства. Рассматривается, в частности, новая редакция закона "О борьбе с терроризмом", законопроекты "Об участии граждан в обеспечении правопорядка", "О безопасности на транспорте". Однако они являются вспомогательными и не решают многих вопросов. Еще раз хочу сказать: дело, на мой взгляд не в наличии закона, а в его неисполнении. Законов, кстати, достаточно. Если их качественно исполнять, можно нанести серьезный удар и по терроризму, и по коррупции, и по преступности.
- Федеральная служба безопасности России - одно из ведомств, основная задача которого - усиление безопасности России. Какие изменения, по вашему мнению (социальные, политические, другие), могут привести к видимым результатам работы этого ведомства?
- Мне кажется, что настало время собирать камни. Могу только приветствовать укрупнение ФСБ, передачу ей Федеральной пограничной службы, части технических подразделений. Думаю, что этот процесс должен быть продолжен.
В рамках ФСБ, по моему мнению, можно было бы создать специальное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Президент, правда, принял иное решение. Хотя, считаю, что мы сегодня слишком богатая страна, чтобы содержать десятки отдельных спецслужб. Во-вторых, ФСБ должна получить большие полномочия. Она должна стать опорой президента в таких вопросах, как борьба с коррупцией, государственными преступлениями. На этом направлении ФСБ могла бы стать головным подразделением. Сформировать костяк кристально чистых, неподкупных борцов. На базе МВД это сделать сложнее. Слишком громоздкой является эта организация. Причем ФСБ надо освободить от всех несвойственных ей функций, бюрократизма. С другой стороны, ратуя за наделение ФСБ большими полномочиями, я убежден, что свою деятельность она должна осуществлять под разумным контролем со стороны президента и парламента.
- Сейчас активно поднимается вопрос о пересмотре исторических границ России, ведется активная полемика с Китаем, Японией, Финляндией и другими государствами. Ваше отношение к этому вопросу?
- Столетиями наши предки создавали Российское государство, и мы не имеем права раздавать то, что принадлежит не только нам, но и нашим потомкам. Самое последнее дело торговать собственными территориями. В этом я глубоко убежден. Передача части территории кому-либо, под каким-либо благовидным предлогом граничит с предательством национальных интересов. Что касается Курил, то надо помнить, что там живут россияне, там есть наши геополитические и экономические интересы.
- Не потребуется ли нашей стране в ближайшее время усилить границы, увеличить численность погранвойск и их обеспечение?
- Этот вопрос, по-моему, следует рассматривать в другом ключе. Мы не сможем увеличить количество погранвойск потому, что не сможем их содержать. Это очевидно. В противном случае мы расплодим коррупцию на государственной границе, которая уже давно не на замке. Да и сам замок уже изрядно проржавел и, увы, нередко легко открывается денежной отмычкой. Выход из сложившейся ситуации в создании в приграничных областях нерегулярных воинских формирований, неких резервистов, которые могли бы привлекаться для охраны границы. Думаю, что в них обретут свое место и казаки. Как лидер Народной партии могу заверить в своей готовности поддержать этот законопроект. Думаю, что это самый оптимальный путь усиления охраны границы.
- 20 декабря - День чекиста. Что вы хотели бы пожелать сотрудникам ФСБ России в этот профессиональный праздник?
- Я этот день отмечаю уже более четверти века. Для меня этот день очень важен, даже несмотря на то, что по своему первому образованию я - учитель. Хочу пожелать всем, кто служит, чтобы они всегда возвращались домой. Не теряли своих товарищей по ратной службе. Чтобы если и воевали, то только на учениях. Хотя, честно говоря, это трудно сделать , по сути, в воюющей стране, которая ведет борьбу с террористическим подпольем. Хочу пожелать, чтобы их жены, близкие всегда смогли дождаться своих мужей и сыновей. Хочу также пожелать, чтобы вера в Родину, ее народ, вера в справедливость никогда не покидала наших сотрудников, находящихся на передовом рубеже борьбы со злом. Хотелось бы пожелать, чтобы общество признало важность существования органов государственной безопасности.Чтобы боевой дух ВЧК, КГБ возродился, возродились и преумножались их традиции. Добра и счастья всем!
Записал Виктор ВОЛОДИН
http://voin-brat.ru/content/view/199/20/
Док. 622684 Перв. публик.: 19.03.04 Последн. ред.: 19.03.10 Число обращений: 0
Гудков Геннадий Владимирович
|