В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борьбы с нарастанием наркоагрессии Назад
Борьбы с нарастанием наркоагрессии
Интервью Н. Н. Бордюжи и В. В. Черкесова в рубрике "безопасность" N1-2006
    
Анализ наркоситуации в государствах - членах Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) свидетельствует о том, что структуры транснациональной преступности продолжают активно использовать территории этих стран как для сбыта и распространения наркотиков, так и для переброски их в другие регионы мира. Огромные масштабы производства наркотиков в Афганистане, слабая защищенность границ способствуют разрастанию наркоагрессии, крупным очагом которой является производство опиатов в этой стране. В сложившихся условиях одним из методов противодействия наркоугрозе стало проведение международных оперативно-профилактических операций "Канал", направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков. При активном участии Секретариата ОДКБ операции "Канал" с 2003 г. проводятся регулярно на совместной основе с компетентными органами государств - членов ОДКБ - Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В 2004 г. создан координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному оборону наркотиков (КСОПН) государств - членов ОДКБ. Председателем КСОПН избран директор ФСКН России В. В. Черкесов.
Пресс-конференция с участием Генерального секретаря ОДКБ Н. Н. Бордюжи и Директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков В. В. Черкесова, состоявшаяся недавно в г. Москве, в очередной раз подтвердила эффективность взаимодействия государств - членов ОДКБ по вопросам противодействия современным вызовам и угрозам: международному терроризму, наркоугрозе, транснациональной преступности.

Мы предлагаем читателям материалы мероприятия с комментариями руководителей ОДКБ и ФСКН итогов работы в 2005 г. На вопросы нашего корреспондента отвечают Н. Н. Бордюжа и В. В. Черкесов.

- Подводя итоги работы ОДКБ в 2005 г., можете ли вы назвать основные достижения и охарактеризовать направления работы организации?

Н. Н. Бордюжа:
- 2005 г., на мой взгляд, был очень удачным с точки зрения результатов работы по координации внешнеполитической деятельности государств - членов ОДКБ, в том числе в свете противодействия общим вызовам и угрозам. Мы провели несколько совместных акций, заявленных в ООН и ОБСЕ, по ряду проблем глобальной безопасности. Важными достижениями являются успешная деятельность по формированию военного совета и положительные результаты учений "Рубеж-2005". На территории Армении прошли совместные российско-армянские учения. Мы предприняли ряд шагов для создания нормативной базы по формированию и централизации, совершенствованию деятельности региональной военной группировки, других военных систем, в том числе Коллективных сил быстрого развертывания. Много сделано в области антитеррора, организации совместных усилий по противодействию вызовам и угрозам. Наиболее успешно идет работа по проблеме борьбы с наркотиками. Этот успех, прежде всего, следствие активной, заинтересованной позиции руководителей антинаркотических ведомств государств - членов ОДКБ, президентов этих стран и, конечно, председателя Координационного совета по борьбе с наркотиками в рамках ОДКБ В. В. Черкесова.
Именно активная позиция всей службы позволяет нам успешно проводить мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков. Мы пытаемся решать проблему комплексно. Помимо силовых действий пограничников, правоохранительных органов, антинаркотических сил, предпринимаются меры по оказанию помощи государству Афганистан в его постконфликтном устройстве. Есть соответствующий план, утверженный президентами государств - членов ОДКБ, по участию этих стран в оказании помощи Афганистану по вопросам формирования государственной власти, силовых структур, правоохранительной системы, в том числе антинаркотических ведомств. Очень важная часть деятельности организации - практические шаги, направленные на противодействие, воспрепятствование транзиту наркотиков из Афганистана. В этой области явно наметилась положительная тенденция. Одним из основных инструментов данного вида деятельности является проведение операции "Канал". Если в 2003 г. в ней принимали участие правоохранительные системы всех шести государств - членов ОДКБ, то сегодня к нам присоединились еще пять стран: Китай, Пакистан, Иран, Узбекистан и Азербайджан. Пример подобных совместных мероприятий на одиннадцатисторонней основе уникален и не имеет аналогов в мировой практике. Именно поэтому значимость этой операции состоит не только в полученных нами высоких показателях, а прежде всего, во взаимодействии всех правоохранительных служб в области противодействия наркотрафику.
Вторым направлением работы можно считать информационное противодействие современным вызовам и угрозам. В течение 2005 года под эгидой ОДКБ с участием государств - членов организации прошло несколько медиафорумов: "СМИ против террора и наркотиков" и другие.

В. В. Черкесов:
- Активизация деятельности транснациональной преступности опасна не только в национальном формате, она одновременно представляет собой угрозу для многих государств. Результаты, достигнутые в течение последнего времени в направлении борьбы с наркобизнесом странами, входящими в ОДКБ, безусловно, могли быть достигнуты только в условиях политического согласия, политической воли, проявленной руководителями этих стран. Задачи при этом ставились не только перед всеми службами, которые непосредственно ведут борьбу с наркопреступностью, но и перед всеми правоохранительными системами государств, участвующих в операции "Канал".
Не случайно именно на базе ОДКБ была выстроена подобная современная система противодействия наркоагрессии. Большая часть стран ОДКБ входит в регион, непосредственно граничащий с Афганистаном, по территории которого проходят трафики контрабанды афганских опиатов. Ни одна из этих стран, независимо от величины территории и количества населения, экономических и иных ресурсов, пока не имеет возможности своими силами противостоять натиску наркосистемы. Только сотрудничество, объединение наших усилий способны сначала остановить, а затем и более активно пресекать распространение наркотиков. Тот факт, что ядро международной системы противодействия вышеназванным угрозам создано в рамках ОДКБ, для нас принципиально важен. Мы анализируем наши ресурсы, рассчитывая на помощь и политическую поддержку со стороны глав государств - членов Договора о коллективной безопасности, которая позволяет не просто проводить профильные операции, а использовать в полном объеме все возможности правоохранительных органов, специальных служб, которые существуют в странах, участвующих в операциях подобного рода. Работая со своими коллегами в таком "боевом" режиме, мы тем самым создаем прочную основу для регулярного, систематического, практического взаимодействия с ними. Информационное взаимодействие осуществляется путем передачи сведений, которые могут быть реализованы в отношении криминальных структур и их деятельности на территории стран, связанных общей работой на разных этапах проведения операции "Канал".
Необходимо отметить, что сотрудничество государств - членов ОДКБ не ограничивается рамками проведения только этой операции, оно обозначено и другими международными мероприятиями. Отдельные кампании - это одна из граней деятельности, которая должна вестись в формате международного взаимодействия в сфере борьбы с новыми угрозами.
С 25 по 31 октября и с 5 по 12 декабря 2005 г. в соответствии с решением глав государств - членов ОДКБ проведена очередная двухэтапная международная оперативно-профилактическая операция "Канал-2005". Основной ее целью стало выявление и пресечение контрабанды наркотиков, а также работа по созданию антинаркотических "поясов безопасности" вокруг Афганистана. Решались задачи по совершенствованию механизмов взаимодействия правоохранительных органов, таможенных и пограничных служб и органов безопасности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Усилия участников операции были направлены на выявление и блокирование каналов нелегальной транспортировки наркотиков и их прекурсоров по "Северному маршруту" части "Балканского маршрута". Оперативно-розыскными мероприятиями охватывались регионы, непосредственно примыкающие к Афганистану. Пристальное внимание во время проведения операции уделялось выявлению и пресечению незаконного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таджикско-афганский, таджикско-киргизский, туркмено-казахстанский, российско-казахстанский, белорусско-литовский, белорусско-польский, армяно-иранский участки границ.

- Могли бы вы прокомментировать роль стран, не являющихся членами ОДКБ, в проведении операции "Канал"? Возможно ли, что США примут непосредственное участие в ее следующих этапах не только на словах, но и на деле?

В. В. Черкесов:
- В операции, кроме государств - членов ОДКБ, в качестве наблюдателей участвовали представители компетентных органов Республики Азербайджан, Исламской Республики Иран, Китайской Народной Республики, Исламской Республики Пакистан, Республик Узбекистан и Украины. Что касается участия наших коллег из федеральных ведомств США в следующих этапах операции "Канал", борьбе с производством наркотиков и контрабандой опиатов из Афганистана, осенью 2005 г. между Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков России и профильным ведомством США, ведущим борьбу с наркобизнесом, заключено соглашение, в рамках которого предусмотрены не только обмен информацией и опытом, но и участие представителей США в крупных совместных операциях. Более того, у нас есть вполне реальные договоренности о том, что в 2006 г. США будут участвовать в очередных этапах операции "Канал" в качестве наблюдателей. В этой сфере у нас есть предложения и со стороны Индии, Монголии, многих других стран, испытывающих давление, связанное с распространением афганских опиатов. В 2006 г. они планируют присоединиться к участию в операции "Канал".

- С чем, по вашему мнению, связана неготовность НАТО к более тесному взаимодействию с ОДКБ?

Н. Н. Бордюжа:
- Мы действительно могли бы более активно действовать в области борьбы с наркотиками при участии представителей НАТО, тем более что они присутствуют в центральноазиатском регионе. Но контакты с НАТО для нас не самоцель, поскольку мы сотрудничаем с большим количеством международных структур (ОБСЕ, СНГ, ШОС и др.) по многим вопросам внешнеполитической деятельности в военной сфере и в том числе решаем проблемы, связанные с противодействием незаконному обороту наркотиков, борьбой с терроризмом.
У нас есть некоторые контакты с региональным антитеррористическим центром ШОС, планируется дальнейшее сотрудничество с этой организацией, тем более что она становится все более влиятельной. Совместных практических дел пока немного, хотя ОДКБ непосредственно работает с государствами, входящими в ШОС. Например, при активном участии Китая в операции "Канал" мы добились неплохих результатов.

В. В. Черкесов:
- В 2004 г. ФСКН РФ заключило соглашение о сотрудничестве с Министерством общественной безопасности Китая, в рамках которого мы работаем не только на уровне взаимодействия центральных структур и ведомств наших стран, но и в приграничном формате. Наши территориальные управления на Дальнем Востоке эффективно контактируют с китайскими коллегами. С учетом реально существующей проблемы контрабанды наркотиков в вышеназванном регионе (особенно из Китая на территорию России) китайские коллеги активно используют сложившиеся формы взаимодействия: обращаются со своими информационными запросами и предложениями, участвуют в совместных операциях регионального характера, результатами которых вполне удовлетворены обе стороны. Принимая во внимание тот факт, что в 2005 г. КНР присоединилась и к участию в операции "Канал", мы считаем, что в отношении этой страны у нас наметились очень серьезные перспективы совместной работы.

- Какие наиболее значимые военные учения как пример силовой составляющей государств - членов ОДКБ проводились в 2005 г.?

Н. Н. Бордюжа:
- В 2005 году прошли двусторонние учения военных группировок в Беларуси и Армении, имели место крупные учения Коллективных сил быстрого развертывания в Центральной Азии (конкретно на территории Таджикистана). Отрабатывались антитеррористические задачи по ликвидации вторжения крупных бандформирований террористической направленности на территорию Таджикистана и уничтожению этих групп. При этом учитывались все элементы, в том числе военная операция, действия по освобождению заложников, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, которые могли явиться фактором, сопутствующим терактам. На наш взгляд, все учения прошли успешно.

- Каковы планы по расширению структуры ОДКБ, количества стран - участников операции "Канал" и активизации работы по созданию антинаркотических "поясов безопасности" вокруг Афганистана?

В. В. Черкесов:
- Расширение количества стран - участников операции "Канал" с шести до одиннадцати произошло по инициативе ОДКБ. Во время проведения крупных операций 1-1,5 года назад нам стало очевидно, что без участия стран, не входящих пока в ОДКБ, но по географическому положению и по сути являющихся плацдармом для наркобизнеса, нам будет трудно. Уже стало привычным понятие антинаркотические "пояса безопасности" вокруг Афганистана. На самом деле - это механизм взаимодействия стран, связанных общими проблемами и угрозами, а кроме того - общими возможностями им противостоять.
Однажды поняв необходимость участия других государств в совместных мероприятиях, мы довели до их сведения суть наших операций, сообщили о том, как они проводятся, проинформировали о результатах. Затем ОДКБ предложила им принять участие пока в качестве наблюдателей. Наблюдатель - это ведь страна, которая практически берет на себя обязательства активизировать борьбу с наркобизнесом в своей стране в период проведения операции. Особенно высокие результаты такая практика приносит в районах, непосредственно граничащих с Афганистаном. Речь в данном случае идет о подавлении афганского наркотрафика. Функционирование международного механизма борьбы с контрабандой афганских опиатов в рамках операции "Канал" сегодня является фактически единственным реальным воплощением замысла по созданию антинаркотических "поясов безопасности". Сегодня афганский героин продается и потребляется фактически во всей Европе, попадает в Америку. В Афганистане производится доминирующая на мировом рынке доля опиатов - около 400 т ежегодно (небольшой процент мирового наркорынка занимают некоторые страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки). Это означает только одно: проблема распространения наркотического зелья, давно перешагнув рамки региональной, превратилась в глобальную. Кроме реального ущерба, который мы терпим от болезней и смертей людей, потребляющих наркотики, это проблема расширения криминализации наркобизнеса, расцвета коррупции, международного терроризма, которые в значительной степени "питаются" за счет прибыли, получаемой от продажи наркотиков. Мы просто обязаны рассматривать ее комплексно, не только в аспекте пограничных, таможенных и иных решений. Мы должны думать, как действовать в отношении оказания помощи государству Афганистан в стабилизации обстановки в этой стране. Если там не появится альтернативной промышленной, сельскохозяйственной инфраструктуры, которая позволит миллионам афганцев зарабатывать не только на выращивании опийного мака, проблема распространения наркотиков в приграничных странах и во многих частях мира никогда не будет решена.
Что касается нашей страны, то проблема распространения наркотиков в России - это проблема внешней угрозы, так мы и должны ее понимать, хотя и внутри государства у нас есть определенные условия для активного функционирования наркосистемы. Прежде всего, к числу последних можно отнести отсутствие стойкого неприятия обществом той системы ценностей, которая позволяет огромному числу молодых людей утонуть в наркотическом омуте. Проблема многогранна, включает в себя медицинские, информационные, культурные аспекты. Необходимо хотя бы на 10-15% увеличить эффективность работы соответствующих систем, активно проводить профилактическую работу, навести порядок в социальной сфере, сделать более жесткой позицию по этому вопросу региональных властей. Именно тогда мы сделаем население нашей страну более здоровым, отбросим на несколько позиций назад криминалитет, заработавший огромные прибыли на торговле наркотиками, обладающий сегодня немалыми ресурсами в этой сфере.

Ольга ПОСПЕЛОВА
http://voin-brat.ru/content/view/253/20/

Док. 622674
Перв. публик.: 19.01.06
Последн. ред.: 19.03.10
Число обращений: 0

  • Бордюжа Николай Николаевич
  • Черкесов Виктор Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``