В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Выборы - это большое государственное дело` Назад
`Выборы - это большое государственное дело`
Интервью Эльвиры Ермаковой в рубрике "актуальная тема "все на выборы!"" N7-2007
    
Кто бы и как сегодня ни относился к выборам, они давно уже стали неотъемлемой частью нашей жизни и институтом непосредственного участия граждан в формировании высших органов государственной власти. В настоящее время Россия вступила в очередной предвыборный этап. Поэтому не случайно в качестве своего собеседника мы выбрали члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эльвиру Ермакову

- В чем принципиальное отличие деятельности ЦИК России на завершающем этапе подготовки к нынешним выборам в Госдуму РФ от прошлых кампаний? И на чем в первую очередь приходится акцентировать свое внимание членам Комиссии? - Впервые в истории постсоветской России выборы будут проходить по пропорциональной системе. Если раньше одна половина депутатов избиралась по одномандатным округам, другая - от политических партий (действовал мажоритарно-пропорциональный принцип), то нынешний - пятый - созыв Госдумы будет формироваться по партийным спискам. В связи с этим у Центральной избирательной комиссии существенно увеличился объем работы. Прежде половину работы (регистрация кандидатов в депутаты по округам, проверка объективности представляемых ими сведений и т.п.) выполняли окружные комиссии. Теперь же - таково законодательство - все политические партии представят документы в ЦИК. Партия имеет право включить в список для выдвижения 600 человек. Если у нас в выборной кампании будут участвовать до 10 партий, представьте, какой это получится объем работ. При этом количественный состав Центризберкома остался прежним. Но мы не сомневаемся, что с поставленной перед нами задачей справимся. Очень непросто на этапе подготовки к выборам продвигалась работа по формированию избирательных комиссий субъектов РФ. Получилось так, что в период с мая по август этого года истекли полномочия 64-х комиссий в субъектах Федерации. Согласно действующему законодательству, ЦИК России обладает правом назначать двух человек в состав региональной избирательной комиссии, а также рекомендовать свою кандидатуру на должность председателя. Поэтому не принять участие в первом организационном заседании избирательной комиссии в каждом субъекте было нельзя. Членам ЦИК, включая и руководство, приходилось буквально пересаживаться с самолета на самолет, чтобы везде успеть. Слишком велик был интерес к тому, чтобы попасть в состав субъектовой комиссии, поэтому на этапе подготовки приходилось неоднократно вмешиваться в этот процесс.
- Вы - человек искушенный: в и делах выборных, и законотворческих. Как вы считаете, выборы без одномандатников - лучше или хуже? - К вопросу нового принципа формирования высшего законодательного органа страны ЦИК подходил очень серьезно. И все пришли к выводу, что нельзя проводить бесконечные выборы. Кто-то переходит на другую работу, кого-то избирают губернатором - и каждый раз нужно назначать выборы, чтобы избрать на освободившееся место другого человека. Сегодня можно со всей уверенностью говорить, что политические партии встали на ноги. Пропорциональная система создает дополнительные условия для их дальнейшего развития, повышения роли и ответственности в жизни общества. Решение обходиться без одномандатников позволяет со всей уверенностью говорить, что на сегодняшний день формировать Госдуму лучше, а вернее - честнее перед избирателем, исходя из партийного принципа. Посмотрите к чему пришла Дума 4-го созыва. Где наши 225 одномандатников? Их остались единицы, подавляющее большинство же влились в одну из фракций и стали претворять в жизнь идеи какой-то партии. Я не осуждаю за это нынешних депутатов, потому что решать проблемы и нужды региона в одиночку практически невозможно. Разговоры о том, что депутат-одномандатник более приближен к народу, нежели партия, полностью несостоятельны. Законодатель установил, что политические партии обязаны выдвигать депутатов через региональные группы. Я знаю массу действующих сегодня депутатов-одномандатников, которые войдут в региональные группы своих политических партий. А партии, в свою очередь, заинтересованы включать в списки достойных, честных и уже зарекомендовавших себя депутатов. Чем больше партия наберет таких людей, тем больше за нее будет голосовать избирателей.
- Каков количественный состав членов ЦИК, и как на этапе подготовки к выборам вы успеваете охватить всю страну? - ЦИК России, как и ранее, состоит из 15 членов. Принцип формирования также остался без изменения: 5 членов назначается Президентом РФ, 5 - Государственной думой и 5 - Советом Федерации. Хочу отметить значительное представительство женщин в составе ЦИК. Ни один из государственных органов нашей стране не имеет в своем составе 33% женщин. И это при том, что статус члена ЦИК приравнивается к министерской должности. Не только в период подготовки к выборам, но и постоянно у членов ЦИК существуют четко определенные обязанности. За каждым закреплено конкретное направление. Я, например, отвечаю за работу с политическими партиями, избирательными комиссиями Центрального федерального округа и за весь финансовый блок вопросов...
- Извините, что перебиваю, а какое отношение ЦИК имеет к финансам? - С прошлого года - отношение самое прямое. Дело в том, что несколько изменился принцип финансовой партийной отчетности. Как самостоятельное юридическое лицо, политические партии по всем финансовым вопросам остались подотчетны налоговой инспекции, а как потенциальные участники предстоящих выборов, они ежеквартально отчитываются перед ЦИК России. Раньше налоговики представляли в ЦИК отчет о финансовой деятельности политических партий раз в четыре года, и деятельность партии для избирателя оставалась фактически закрытой. В период нынешней выборной кампании каждой партии будут открыты специальные счета для формирования избирательных фондов. Каждая может истратить до 1,8 млрд руб. После проверки отчетов мы размещаем их на своем сайте, через средства массовой информации доводим сведения, сколько партия получила средств, сколько израсходовала на политическую деятельность, благотворительность, свое содержание и т.д. То есть, избиратель, если пожелает, легко может проанализировать, чем занимается та или иная партия.
- Не секрет, что "вход" в списки депутатов Госдумы сегодня решают порой не деловые качества претендента, а сумма вступительного взноса. Как относится к этому ЦИК и как вы можете влиять на данную ситуацию? - ЦИК России не наделен полномочиями по контролю в этой сфере. Это - исключительная прерогатива правоохранительных органов.
- Известно, что и в 2005 г., и в нынешнем в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" внесены некоторые изменения. О каких из них, на ваш взгляд, следовало бы знать рядовому избирателю? - Прежде всего, любой гражданин России, обладающий избирательным правом, имеет право выдвинуть свою кандидатуру для включения в федеральный список кандидатов политической партии. То есть, он может не позднее, чем через три дня после объявления даты начала выборов, придти в штаб-квартиру избранной им политической партии и заявить об этом своем желании. Его обязаны зарегистрировать и определить срок, чтобы он заручился поддержкой десяти членов этой политической партии. В случае выполнения данного условия, вопрос о его кандидатуре выносится на конференцию. Конференции начнут свою работу в регионах после объявления даты начала выборов. В случае положительного решения вопроса его кандидатура будет вынесена для обсуждения на съезд партии. Необходимо иметь в виду, что в бюллетенях избиратель уже не найдет графу "против всех". Кроме того, каждый избиратель должен знать, что понятия минимального порога явки теперь нет (раньше выборы считались не состоявшимися, если в них приняло участие меньше 25% избирателей), поэтому принимать участие в выборах нужно обязательно.
- Вы забыли сказать еще об одном новшестве. Декабрьские выборы в Госдуму пройдут под руководством нового председателя ЦИК России Владимира Чурова. Возможны ли в связи с этим какие-то нюансы в проведении выборов? - Принципиальных изменений в связи со сменой председателя ЦИК России процесс выборов не претерпит. Зато перед всеми избирательными комиссиями поставлена задача: повысить явку избирателей и минимизировать количество технических ошибок, которые неминуемо возникают во время каждой предвыборной кампании. Речь здесь в первую очередь идет о некачественной работе органов исполнительной власти на местах. Например, кто-то умер, а все еще находится в списках избирателей; кому-то исполнилось 18 лет, но он как избиратель не включен в списки участковой комиссии и т.д. Казалось бы, в масштабах страны это мелочь, но человеку, будь он из самого центра или из отдаленной глубинки, одинаково приятно осознавать, что он - маленькая частичка того самого электората, который делает большое государственное дело. При этом каждый прекрасно понимает, что выборы в Государственную думу - своего рода генеральная репетиция перед выборами президента страны, которые состоятся в марте 2008 г. К сожалению, органы ЗАГСов на местах все еще плохо компьютеризированы, часто информация о людях содержится на бумажных носителях, что существенно затрудняет работу со списками избирателей. Очень многое в этом отношении Центризберкому приходится дорабатывать. Чего стоит только одна наша база данных по избирателям всей страны и сверка ее с теми списками, которые представляются с мест. На эти выборы поставлена задача - изготовить по два приглашения каждому избирателю. Первое - предварительное, чтобы гражданин убедился, что он действительно внесен в список избирателей; второе - непосредственно для участия в процедуре голосования на участке. Также новым председателем поставлена задача проявить максимальную заботу об инвалидах и пожилых людях, которые испытывают физические затруднения или не могут придти на избирательные участки. В настоящее время активно продолжаются консультации на местах с органами соцзащиты, с пенсионным фондом, чтобы узнать фактическое состояние здоровья данной категории людей и где они проживают, чтобы сделать специальные стоянки и кабины для голосования. Для слабовидящих и слепых будут изготовлены централизованно и направлены в регионы бюллетени по азбуке Брайля. Разумеется, не будет забыта практика, когда к избирателю-инвалиду, если он заранее об этом уведомит избирательную комиссию, приедут с урной для голосования. Практика показывает, что если для человека с физическими недостатками будут созданы все условия, он, чтобы доказать свою дееспособность (прежде всего - самому себе) придет или приедет на избирательный участок и обязательно проявит свою гражданскую позицию.

Виктор СИРЫК

http://voin-brat.ru/content/view/190/20/

Док. 622670
Перв. публик.: 19.07.07
Последн. ред.: 19.03.10
Число обращений: 0

  • Ермакова Эльвира Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``