В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Виктора Заварзина в рубрике `социальная адаптация `пенсии`` N5-2007 Назад
Интервью Виктора Заварзина в рубрике `социальная адаптация `пенсии`` N5-2007
О ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...

Не секрет, что сегодня одной из самых наболевших для военнослужащих и военных пенсионеров тем является пенсионное обеспечение. Волна недовольства, увеличивающаяся с каждым годом, становится все опаснее. Как сейчас решается этот вопрос и что планируется сделать для улучшения пенсионного обеспечения военнослужащих? На эти и другие вопросы отвечает председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин.

- Виктор Михайлович, почему социальная защита военнослужащих и ветеранов, по вашему мнению, заслуживает особого внимания со стороны государственных органов? - Уже ни у кого не возникает сомнение в том, что социальная защита военнослужащих, военных пенсионеров и их семей является ключевым, я бы даже сказал, базовым компонентом в сфере обороны и безопасности нашей страны. Наличие значительного числа социальных проблем, неполная реализация прав и льгот военнослужащих и членов их семей отрицательно отражаются на моральном духе личного состава Вооруженных сил. Следует учесть, что социальные проблемы копились в нашем обществе не один год и были связаны не только с недостаточным финансированием, но и с отсутствием должной поддержки со стороны государственных органов. Сегодня повышение авторитета Вооруженных сил Российской Федерации и престижа военной службы стало общегосударственной задачей. Общество осознает, что оно в долгу перед своими защитниками. Признанный реформатор России Петр Струве, отмечая роль вооруженных сил, констатировал: "Возродить Россию без Армии и помимо Армии нельзя. Армия - это не те или иные генералы, как бы велики ни были их заслуги. Армия - это живое воплощение государственного бытия России". Это высказывание сегодня как никогда актуально.
- Да, если бы мысль Струве стала руководством к действию! Но, пока, видимо, до этого далеко. Виктор Михайлович, какое из направлений военно-социальной политики в настоящее время является основным? - Мне бы не хотелось так ставить вопрос. Все элементы в системе гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей важны. Материальное, медицинское обеспечение, право на жилище и право на образование, страховые гарантии военнослужащим, пенсионное обеспечение, другие права и свободы - все это является составными элементами правового статуса военнослужащих. Вместе с тем, на мой взгляд, существует проблема, которая требует особого внимания. Это проблема пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы.
- А вопросы материального обеспечения военнослужащих? - По вопросу о соотношении денежного довольствия и пенсий военных пенсионеров я скажу следующее. Проведенный Комитетом по обороне анализ свидетельствует, что существующая система исчисления военных пенсий явно несовершенна и не в полной мере соответствует современным экономическим условиям. Воинский труд связан с риском для жизни и требует повышенного напряжения моральных и физических сил, поэтому военнослужащие должны быть уверены в том, что по окончании нелегкой ратной службы у них будет обеспеченная старость. Согласимся, что недавно военные пенсионеры считались наиболее социально защищенной категорией граждан. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий государственных служащих. В настоящее же время размер пенсии граждан, уволенных с военной службы, не превышает в среднем 25% от их денежного содержания на момент увольнения. О чем это говорит? В систему денежного довольствия военнослужащих входят четыре основные составляющие - должностной оклад, оклад по званию, процентная надбавка за выслугу лет, а также стоимость продовольственного пайка. Кроме того, денежное довольствие включает в себя различные надбавки и компенсации, которые не берутся в расчет при исчислении пенсий. Таких надбавок более ста. Сегодня средний размер пенсии за выслугу лет составляет 6 162 рубля, в то время как денежное довольствие подполковника войскового звена на момент увольнения - около 18 тыс. рублей. Поэтому наша позиция остается неизменной: необходимо реформировать систему денежного содержания военнослужащих и, как следствие, уменьшить диспропорцию между денежным довольствием и пенсиями, которые будут выплачиваться военнослужащим после их увольнения. В настоящее время Минобороны и Минфин готовят соответствующие предложения, но окончательное решение по этому вопросу до сих пор не принято.
- Виктор Михайлович, какие еще проблемы в системе пенсионного обеспечения вы можете назвать? И каковы, на ваш взгляд, перспективы их решения? - Закон о военных пенсиях, назовем его так, в следующем году отметит пятнадцатилетний юбилей. И было в него внесено за эти годы более 15 изменений и дополнений. В 2002 г. были приняты законы, которые легли в основу реформирования системы пенсионного обеспечения Российской Федерации. В связи с этим созрела реальная необходимость разработки нового закона, который бы регулировал указанные вопросы в отношении военнослужащих и федеральных государственных служащих, в том числе. Но это в перспективе. Что мы имеем на сегодняшний день, с какими проблемами сталкиваемся? В статье 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." определены условия пересмотра пенсий: при повышении стоимости жизни и оплаты труда, увеличении денежного довольствия военнослужащих и повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости. В итоге получается, что пенсии военным пенсионерам фактически пересматриваются только при увеличении денежного довольствия военнослужащих, так как размер оплаты труда никакого отношения к пенсиям не имеет, а понятие минимального размера пенсии по старости в настоящее время является пережитком той пенсионной системы, которая существовала до 2002 г. Кстати, в последнем случае Правительство РФ постановлением от 22 января 2007 г. N 28 определило осуществлять индексацию размера пенсии по старости в соответствии с коэффициентом и периодичностью индексации базовой части трудовой пенсии. По состоянию на сегодняшний день минимальный размер пенсии по старости составляет не 185 руб. 32 коп., как прописано в Законе о военных пенсиях, а 336 руб. 05 коп., в то же время базовая часть трудовой пенсии составляет 1112 руб. Как говорится, почувствуйте разницу. Далее. Лицам, уволенным с военной службы, не выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, то есть если сын-военнослужащий, проходивший службу по контракту, погиб при исполнении обязанностей военной службы, то родитель права на вторую пенсию не имеет. Права на вторую пенсию по инвалидности не имеют и военные пенсионеры - участники Великой Отечественной войны, а также награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда". При этом гражданским пенсионерам такое право установлено.
- В чем причина? Разный законодательный подход? - Вы правы. Поясню более подробно. До 1 января 2002 г. пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов или по контракту - в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...". Этими законами структура надбавок к пенсиям и повышений пенсий для инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и других категорий пенсионеров, а также их размеры определялись в процентном отношении к минимальному размеру пенсии по старости и были идентичны. С 1 января 2002 г. Закон N 340-1 утратил силу, а пенсионное обеспечение военнослужащих по призыву и членов их семей стало осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом размеры пенсий по инвалидности военнослужащих и по случаю потери кормильца членам семей определены в процентном отношении к размеру базовой части трудовой пенсии по старости. К чему это привело? Пенсии инвалидов из числа военнослужащих, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом N 4468-1, оказались более чем в 2 раза ниже размеров пенсий по инвалидности, установленных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для пенсионеров из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву. В настоящее время готовится законопроект, которым минимальные размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также размеры надбавок к пенсии устанавливаются в размерах базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Надеемся, что он будет внесен в Государственную думу в осеннюю сессию.
- Виктор Михайлович, говоря о военных пенсионерах, вы затронули проблему участников Отечественной войны, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и являющихся инвалидами, их пенсий в части выплаты им пенсии за выслугу лет в увеличенном размере. Какие результаты достигнуты в этом вопросе? - Комитет по обороне внес свои предложения по решению этой проблемы. Сейчас разработанный нами законопроект находится на заключении в правительстве РФ. Надеюсь, оно будет положительным. Хотелось бы вкратце рассказать о сути вопроса, почему возникла такая проблема. Дело в том, что в 1989 г. было утверждено Положение о знаке "Жителю блокадного Ленинграда". Этот знак вручался детям до семи лет, школьникам, учащимся школ ФЗО, ремесленных училищ, техникумов, студентам, проживавшим в Ленинграде в период блокады, как дань уважения детям блокады, выжившим и пережившим эту страшную трагедию, которая стала для несовершеннолетних ленинградцев тяжелым моральным и физическим испытанием. После войны многие из них связали свою жизнь с военной службой, стали офицерами. И сейчас, выйдя на пенсию и став военными пенсионерами, эти люди столкнулись с несправедливостью. В декабре 2006 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"". Этим законом гражданам, получающим на трудовую пенсию по старости и награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", была установлена вторая пенсия по инвалидности. К сожалению, это положение не распространяется на военных пенсионеров-инвалидов, имеющих такой статус. Указанным гражданам (по данным Минобороны, их около 6 тыс. человек) все виды пенсий, предусмотренные законом о военных пенсиях, повышаются на 100% установленного минимального размера пенсии по старости, то есть на 312 руб. 05 коп., чего явно не достаточно. Разработанный нами законопроект предусматривает выплаты военным пенсионерам, являющимся инвалидами, пенсии за выслугу лет в увеличенном размере.
- Виктор Михайлович, а что вы можете сказать о выплате страховой части трудовой пенсии бывшим военнослужащим, которые продолжили трудовую деятельность? - По этому вопросу высказался Конституционный суд в Определении от 11 мая 2006 г. N 187-О, который подтвердил право на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости военным пенсионерам, которые после увольнения продолжают трудовую деятельность и уплачивают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Однако механизм реализации указанного права до сих пор не нашел свое отражение в законе.
- Кто же виноват? Государственная дума? Правительство? - Государственная дума действует в рамках представленных ей Конституцией и законами полномочий. Что касается реализации решений Конституционного суда, то в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" в случае, если из решения Конституционного суда вытекает необходимость устранения законодательного пробела, то правительство не позднее трех месяцев после опубликования такого решения должно внести в Государственную думу проект федерального закона. Принимая во внимание, что до сих пор решение Суда не исполнено, депутаты Комитета по обороне внесли свой законопроект, в котором устанавливается право на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии работающим пенсионерам.
- И в завершение нашей беседы. Виктор Михайлович, 7 июня прошли парламентские слушания по вопросу пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Каковы их итоги? - Главное, что мы подчеркнули для себя - Комитет по обороне в курсе всех проблем военных пенсионеров и пытается их решать. На слушаниях были затронуты практически все вопросы, имеющие отношения к пенсионному обеспечению. Депутаты, представители Минобороны, Минфина, судебных органов, прокуратуры, общественных организаций высказали свои позиции и мнения. По результатам парламентских слушаний мы подготовили рекомендации, которые направим во все государственные органы. Как вы видите, проблем действительно достаточно и они требуют скорейшего разрешения. К сожалению, Государственная дума и Комитет по обороне не всесильны. Однако практика показывает, что наиболее действенным механизмом в решении этих задач является централизация в организационном, функциональном, нормативном и материально-финансовом плане, а их реализация требует самой тщательной проработки и финансово-экономического обоснования, но бесспорно одно - их надо решать. Иначе мы не сможем добиться положительной динамики в решении ключевых социальных проблем военных пенсионеров. Именно фактор социального благополучия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей во многом определяет их отношение к выполнению воинского долга.

Беседовали Денис Корсаков Яна Гордиевская

http://voin-brat.ru/content/view/189/20/

Док. 622669
Перв. публик.: 19.05.07
Последн. ред.: 19.03.10
Число обращений: 0

  • Заварзин Виктор Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``