В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Леонида Сергеевича Золотова в рубрике `выпускники` N5-2002 Назад
Интервью Леонида Сергеевича Золотова в рубрике `выпускники` N5-2002
ПОРУЧЕНО АКАДЕМИИ...

О том, как осуществляется процесс подготовки высококвалифицированных командных и инженерных кадров, рассказывает начальник Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник Леонид Сергеевич ЗОЛОТОВ.

Золотов Леонид Сергеевич родился 1 ноября 1941 года в городе Житомире. Окончил Киевское танкотехническое училище, Военную академию бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского, Военную академию Генерального штаба.
Прошел должности от заместителя командира танковой роты по технической части до начальника Главного оперативного управления - первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. 15 августа 1997 года указом Президента Российской Федерации назначен на должность начальника Военной академии им. М.В. Фрунзе, с 1998 года - начальник Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации.
Награжден орденами "За военные заслуги", "За личное мужество", "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" II и III степени, многими медалями. Кандидат исторических наук, профессор.

- Леонид Сергеевич, в каком году и при каких обстоятельствах вы приступили к руководству академией?
- В начале августа 1997 года меня, тогда начальника Главного оперативного управления - первого заместителя начальника Генштаба ВС РФ, пригласил к себе начальник Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Васильевич Квашнин:

- Как вы, Леонид Сергеевич, смотрите на то, чтобы возглавить коллектив Военной академии имени Фрунзе?
Честно говоря, я не ожидал такого вопроса. Дела во вверенном мне управлении шли, на мой взгляд, неплохо. Мы справлялись с решением большого объема задач, работали инициативно, творчески, дружно. И вдруг - такое предложение?
Заметив мое удивление, начальник Генерального штаба продолжил:
- Вы, Леонид Сергеевич, имеете богатый войсковой опыт, поскольку командовали танковым полком, мотострелковой дивизией, танковой армией, были начальником штаба Московского военного округа, находились на других ответственных должностях. Этот опыт необходимо передавать молодому поколению офицерского корпуса, готовить офицерские кадры XXI века...
Словом, я дал согласие стать начальником Военной академии имени М.В. Фрунзе, которая, как известно, в течение многих десятилетий успешно готовила высококвалифицированных общевойсковых командиров. Кстати, из числа выпускников этой академии выросло немало талантливых полководцев и военачальников. Среди них Маршалы Советского Союза И.Х. Баграмян, С.М. Буденный, Л.А. Говоров, А.А. Гречко, Г.К. Жуков, М.В. Захаров, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко, В.И. Чуйков. Более 700 питомцев академии за умелое руководство войсками на полях сражений, мужество и героизм, проявленные при защите Родины, удостоены высоких званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. Поэтому руководить таким коллективом я посчитал за большую честь и в августе 1997 года вступил в должность начальника академии.

- А что было потом?
- Потом произошел процесс объединения трех высших военно-учебных заведений: Военной академии имени М.В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского и Высших офицерских курсов "Выстрел" имени Маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова. На их базе была создана Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации. Это произошло
1 ноября 1998 года на основе постановления Правительства Российской Федерации NN1009 "О военных образовательных учреждениях профес-
сионального образования Министерства обороны Российской Федерации".

- Чем, на ваш взгляд, была вызвана необходимость объединения "под одной крышей" трех высших военно-учебных заведений, имеющих славные боевые традиции и свою специфику?
- Это непростой вопрос. Его часто задают выпускники тех вузов, на базе которых создана Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации. Дело в том, что эти военные вузы решали, по сути дела, одни и те же задачи. Военная академия имени М.В. Фрунзе готовила для Вооруженных Сил высококвалифицированных общевойсковых командиров. Военная академия бронетанковых войск осуществляла подготовку командиров-танкистов и заместителей командиров частей и соединений по вооружению. Высшие офицерские курсы "Выстрел", являясь многоплановым учебным заведением широкого профиля, выполняли большой комплекс задач по обучению и воспитанию командиров, офицеров штабов, преподавателей военно-учебных заведений и других специалистов. Словом, все эти высшие военно-учебные заведения занимались подготовкой военных специалистов для Сухопутных войск.
В их подготовке было много общего. Поэтому в учебных планах и программах трех вузов имелись одноименные учебные дисциплины, курсы и темы. Это касалось, например, гуманитарных и социально-экономических наук (философия, экономика, политология, история Отечества, социология и психология военного управления), ряда общенаучных дисциплин (математика, физика, механика), многих военных дисциплин (оперативное искусство, тактика, управление повседневной деятельностью войск, техническое обеспечение, история военного искусства, уставы Вооруженных Сил). Во всех этих военно-учебных заведениях применялись аналогичные методы и приемы учебно-воспитательной работы.
У военных специалистов, обучавшихся в Военной академии им. М.В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск и на Высших офицерских курсах "Выстрел", формировались многочисленные идентичные знания, навыки и умения. Для любого офицера, независимо от профиля подготовки, очень важно обладать качествами воспитателя. Это требование находило реализацию в изучении курса воспитательной работы, военной педагогики и военной психологии во всех трех вузах, а также в том, что выпускники каждого вуза получали навыки работы по воинскому воспитанию личного состава.
Таким образом, все эти факторы обусловили процесс объединения "под одной крышей" трех высших военно-учебных заведений и создания на их базе государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования - Общевойсковой академии.

- Каковы особенности и задачи вновь созданного высшего военно-учебного заведения?
- Важнейшей особенностью нашей академии является то, что она предназначена для подготовки военных специалистов Сухопутных войск - комплексного вида Вооруженных Сил. Он включает в себя органы военного управления, мотострелковые и танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска ПВО, армейскую авиацию, а также специальные войска, воинские части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации.
Кстати, доля Сухопутных войск составляет около 40% от общей численности Вооруженных Сил. Этот факт убедительно говорит о важной роли Общевойсковой академии как государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования как в общей системе военного образования страны, так - это следует особо подчеркнуть - и в системе военного образования Сухопутных войск.
Что касается задач, возложенных на академию, то их немало. Мне хотелось бы выделить лишь основные из них.
Во-первых, подготовка командиров и инженеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации.
Во-вторых, профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров командного и инженерного профилей, а также научно-педагогического состава военных академий, университетов, институтов и научно-исследовательских учреждений.
В-третьих, организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение проблем обеспечения военной безопасности страны и совершенствование профессионального образования военнослужащих.
Российской Федерации сегодня нужны мощные Сухопутные войска, способные эффективно выполнять задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных войнах и вооруженных конфликтах. В связи с этим возрастает роль академии как ведущего научного центра Сухопутных войск. Она проводит исследования по актуальным проблемам строительства и применения этих войск в бою и операции, совершенствования вооружения и военной техники, повышения эффективности их применения, а также развития системы военного образования. С помощью адъюнктуры и докторантуры мы готовим научно-педагогические кадры и для академии, и для других военно-учебных заведений, и для армий зарубежных государств. В настоящее время в адъюнктуре и докторантуре академии обучается около 100 офицеров.

- Изменилось ли что-нибудь в методике преподавания, самих учебных дисциплинах и подготовке слушателей за последние годы и с чем это связано?
- В последние годы произошли существенные изменения в подготовке слушателей. Главным нововведением с точки зрения качества подготовки командиров и инженеров высшей квалификации стало сокращение срока обучения с трех до двух лет. Предполагалось, что все это пойдет во благо подготовки высококвалифицированных военных специалистов, однако на деле оказалось совсем наоборот.
Сегодня в академию наряду с офицерами, имеющими высокую профессиональную подготовку, общую и военно-техническую культуру, поступают учиться (а вернее сказать, их направляет на учебу командование военных округов) офицеры, которые не имеют настоящей войсковой закалки, поскольку командовали сокращенными подразделениями, из-за слабого финансирования не занимались, как положено, боевой подготовкой и т.д. Да и в академии, необходимо заметить, полевые занятия сокращены до минимума. Все это ведет, как показала работа государственной аттестационной комиссии 2002 года, к негативной тенденции снижения профессионального уровня подготовки офицеров-выпускников.
Одной из основных причин снижения профессиональной подготовки командиров и инженеров является, на наш взгляд, неоправданное сокращение срока обучения слушателей в академии с трех до двух лет. Это привело к тому, что количество учебных дисциплин в академии осталось прежним, и требования к качеству обучения практически не изменились, но зато резко сократилось количество учебных часов. Например, по тактике - одной из основных дисциплин академии - вместо 810 часов осталось 420. Это оказало отрицательное влияние на методику преподавания и привело к дисбалансу между двумя составляющими: теоретической и практической. В результате сокращения учебного времени мы были вынуждены "свернуть" ряд тем, важных для выработки твердых практических навыков по управлению частями и подразделениями.
Сильный удар по авторитету академии как кузницы высококвалифицированных командных и инженерных кадров был нанесен в результате снижения планки должностей военных педагогов с полковника до подполковника. Это вызвало отток из академии немалого количества высококвалифицированных военных специалистов, в том числе офицеров, имеющих ученые степени и звания. На некоторых кафедрах создалась такая критическая ситуация, что подчас занятия со слушателями проводить некому.
Что касается методики преподавания учебных дисциплин, то коллективы кафедр, несмотря на трудности переживаемого периода, проводят большую и многогранную методическую работу. Главное внимание они сосредоточивают на дальнейшем повышении теоретического уровня лекций, семинаров, индивидуальных собеседований, других видов учебных занятий, на усилении воспитательного воздействия учебных дисциплин, оказании практической помощи слушателям в ходе их самостоятельной работы над изучением учебной литературы.

- Есть ли социальные проблемы у слушателей, какие и как они решаются?
- Социальные проблемы у слушателей академии, безусловно, есть. Одна из них - обеспечение слушателей служебной жилой площадью. Дело в том, что ежегодно академию заканчивают сотни выпускников, из которых часть для дальнейшего прохождения службы остается в Москве и в ближайшем Подмосковье.
Конечно, они не сдают занимаемые ими комнаты или квартиры, поскольку в воинских частях их не могут обеспечить жильем по причине его отсутствия. В результате на академической служебной жилой площади продолжают проживать офицеры, которые потеряли связь с академией. Поэтому мы не в состоянии предоставить всем слушателям, только что поступившим в академию и имеющим семьи, служебное жилье в виде отдельной квартиры. По мере освобождения служебной жилой площади выпускниками предыдущих лет мы предоставляем ее в первую очередь тем слушателям, которые имеют детей.
Говоря о проблеме обеспечения слушателей академии служебным жильем, хотел бы особо подчеркнуть, что, несмотря на трудности, у нас все слушатели обеспечены жильем. Одни живут в отдельных квартирах, другие - в отдельных комнатах, третьи - в общежитиях. Словом, у всех обучаемых есть, что называется, угол.

- С какими сложностями в трудоустройстве сталкиваются слушатели академии, прибывая к новому месту службы?
- Приятно отметить, что после окончания академии все слушатели получают назначения и разъезжаются по воинским частям. Я не помню такого случая, чтобы кто-либо из офицеров, окончивших академию, сразу же уволился из армии. Сложностей в трудоустройстве, как вы говорите, у слушателей нет, так как они назначаются приказом министра обороны Российской Федерации на вакантные должности. Есть сложности в трудоустройстве жен выпускников, но это уже другая проблема...

- Леонид Сергеевич, поддерживает ли академия контакты со своими выпускниками? Участвует ли она как-то в их дальнейшей судьбе?
- Да, конечно. Наши преподаватели бывают на различных учениях, встречаются там с выпускниками академии, изучают их деятельность, положительный опыт работы командиров и их заместителей по вооружению.
Недавно, например, вернулся из служебной командировки начальник кафедры тактики кандидат военных наук генерал-майор Ю.К. Чупраков. Он принимал участие в двустороннем командно-штабном учении, которое проводилось под руководством начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии А.В. Квашнина с Сибирским и Дальневосточным военными округами. Отрабатывались вопросы участия войск (сил) в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях противодействия вооруженным экстремистским и криминогенным группировкам.
В ходе командно-штабного учения Юрий Константинович встречался со многими выпускниками, видел их, что называется, в деле. По его словам, питомцы академии с чувством высокой ответственности отнеслись к выполнению своих служебных обязанностей в ходе КШУ, качественно отработали все документы. Они внесли ряд предложений, которые направлены на улучшение преподавания в академии тактики, управления войсками и службы штабов, управления повседневной деятельностью войск, технического обеспечения, эксплуатации вооружения и военной техники, других учебных дисциплин. Такие предложения обогащают образовательный процесс академии.
Хочу подчеркнуть, что важным направлением поддержания контактов академии с ее бывшими выпускниками является их учеба на академических курсах. Проходит определенное время после выпуска, и многие выпускники академии вновь появляются в ее стенах, но уже в новом качестве. Обучение на курсах является одним из важнейшим видов подготовки офицерского состава.
В ходе учебы питомцы академии повышают уровень теоретических знаний и совершенствуют свои практические навыки. Кроме того, академия занимается переподготовкой офицеров при изменении их профессии. Академические курсы ведут активную работу по подготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Кстати, только в этом году 27 офицерам, успешно окончившим академические курсы по программе переподготовки преподавателей высших военно-учебных заведений, в торжественной обстановке были вручены дипломы государственного образца с квалификацией "Преподаватель высшей школы". Среди них - полковники Николай Баев, Александр Ильченков, Анатолий Кузьмичев, подполковник Владимир Синдюков, майор Дмитрий Дмитриев. Многие из них раньше учились в академии.
Обучаясь на академических курсах, командиры воинских частей, заместители командиров частей по вооружению, преподаватели оперативно-тактических и военно-технических кафедр военных академий, университетов и институтов, другие должностные лица часто выступают перед преподавателями, слушателями и курсантами нашей академии, делятся передовым опытом обучения и воспитания личного состава, поддержания боевой готовности частей и подразделений. Подобные выступления обогащают образовательный процесс, помогают слушателям и курсантам глубже осмысливать передовой опыт, активнее готовить себя к практической деятельности в войсках.
Не могу не сказать еще об одном направлении поддержания контактов академии с ее бывшими питомцами. Речь идет об адъюнктуре и докторантуре. Гордостью академии являются те выпускники, которые окончили ее с отличием и золотой медалью. Они не только профессионалы высшей пробы, но и носители высоких нравственных качеств.
В свое время, например, с отличием окончил нашу академию офицер Павел Дульнев. Служил в войсках, затем учился в адъюнктуре, потом занимался научно-педагогической деятельностью в Московском военном институте. Все эти годы кафедра тактики поддерживала с ним тесный контакт. В настоящее время полковник Дульнев, успешно закончив докторантуру академии, защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора военных наук и исполняет обязанности начальника научно-исследовательского центра.
Добрые отзывы идут о деятельности преподавателя кафедры тактики полковника Павла Буданцева. Несколько лет тому назад этот офицер успешно окончил академию, проходил службу в "горячих точках", стал заместителем командира мотострелкового полка. Академические педагоги поддерживали с ним связь, рекомендовали собирать материал для диссертации. Академия предоставила ему возможность для учебы в адъюнктуре. Сейчас кандидат военных наук полковник Буданцев умело проводит все виды занятий со слушателями по тактике, старательно выполняет свои служебные обязанности.
Недавно мы рассматривали вопрос о зачислении в адъюнктуру академии подполковника Сергея Сидорова. За его плечами не только учеба в Общевойсковой академии (ее он окончил с отличием), но и ряд лет службы в "горячих точках". В адъюнктуру он поступил с должности заместителя командира одного из полков 201-й мотострелковой дивизии, которая, как известно, дислоцируется в Таджикистане. На груди офицера - три боевых ордена. Думается, что богатый боевой опыт, приобретенный за годы службы в армии, он успешно реализует в своей дальнейшей научно-педагогической деятельности.
Вот так академия поддерживает контакты со своими бывшими питомцами и участвует в их дальнейшей судьбе. Этот перечень можно было бы продолжить. Он убедительно говорит о том, что академии, ее руководящему и профессорско-преподавательскому составу далеко не безразлична судьба выпускников. Как заботливая мать, академия любовно следит за их первыми шагами, помогает увереннее идти вперед, продолжает оказывать им помощь и поддержку.
Наша помощь могла быть более эффективной, если бы академия получала отзывы из войск, как это было несколько лет тому назад. К сожалению, сейчас этого нет, как нет и войсковой стажировки, в ходе которой слушатели изучали деятельность войск, их передовой опыт, вооружение и военную технику, организацию обучения и воспитания личного состава, мероприятия по поддержанию боевой готовности соединений, частей и подразделений, сами приобретали некоторый опыт деятельности по специальности. Это было чрезвычайно важно и для поддержания контактов академии с войсками, в том числе с ее выпускниками. К сожалению, в связи с сокращением срока обучения в академии с трех до двух лет и весьма скудным финансированием от войсковой стажировки пришлось отказаться...

- Интересен ли вам проект: совместно с журналом "Воинское братство" проследить в течение года судьбы выпускников академии?
- Мне представляется, что это предложение заслуживает внимания. Конечно, судьбы всех выпускников проследить весьма непросто. На мой взгляд, целесообразно взять, например, пять выпускников академии этого года, назначенных на должности командиров полков, и показать на страницах вашего журнала, как будет проходить процесс их становления. Показать ярко, интересно, содержательно. Думается, что такие материалы будут полезны всем офицерам, которые занимаются обучением и воспитанием защитников Отечества.

- Какой смысл вы лично вкладываете в понятие "воинское братство"?
- Воинское братство, на мой взгляд, есть не что иное, как содружество, общность, братский союз защитников Отечества, людей, объединенных общими идеалами и целями служения делу защиты народов, их культуры, государственности и жизни людей от внешних происков. Это содружество людей, свято берегущих такие принципы, как верность военной присяге, воинскому долгу, Отечеству и народу, населяющему эту землю. Это братство по оружию, союз мужественных и благородных людей.

Беседу вела Ирина ГРИШИНА

http://voin-brat.ru/content/view/179/20/

Док. 622577
Перв. публик.: 17.03.02
Последн. ред.: 17.03.10
Число обращений: 0

  • Золотов Леонид Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``