В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Владимира Зубрина в рубрике `наркофронт` N3-2006 Назад
Интервью Владимира Зубрина в рубрике `наркофронт` N3-2006
ТОЛЬКО СООБЩА МОЖНО ОСТАНОВИТЬ НАРКОНАШЕСТВИЕ

- Как известно, Президент России В. Путин поставил перед ФСКН задачу - подорвать экономические основы наркопреступности, в том числе противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных от продажи наркотиков. Как она решается? Насколько эффективно удается работать по "антиотмывочным" статьям Уголовного кодекса?
- Наркоторговля ежегодно приносит криминалитету многомиллиардные доходы, которые вливаются в теневую экономику. Прибыльность операций с наркотиками достигает сотен процентов. Это делает их привлекательными и для транснациональных преступных организаций, и для отдельных организованных групп преступников, цель которых - получение максимальной прибыли в короткие сроки. А спрос на наркотики, к сожалению, не уменьшается.
Надо сказать, что до 2003 г. борьбой с отмыванием наркодоходов в стране не занимались вообще, ни одного уголовного дела не было возбуждено, ни одно лицо за совершение такого преступления к уголовной ответственности не было привлечено. С принятием Федерального закона Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в стране создана система государственных контролирующих органов по противодействию отмыванию денег и незаконному финансовому обороту. К ним прежде всего относятся Федеральная служба по финансовому мониторингу, а также правоохранительные органы, в том числе ФСКН России.
Опыта по подрыву экономических основ наркопреступности у наших оперативных работников не было. Ведь чтобы обнаружить криминальные связи наркомафии в различных структурах и выявить тех, кто легализует доходы от наркоторговли, необходимы экономические знания, время, терпение, смелость, упорство. Люди, пришедшие на работу в нашу Службу, понимали - одних только репрессий в отношении наркодельцов недостаточно.
Однако задача была поставлена, и работа началась. В 2003 г. следователи наркоконтроля расследовали всего два преступления, связанные с легализаций денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. В прошлом году свыше тысячи уголовных дел по легализации наркодоходов передано в суды, и по ним есть уже сотни приговоров. И это только начало серьезной работы.
Все это говорит не столько о том, что растет криминализация общества и увеличивается объем "грязных" денег, а в большей степени о том, что система финансового мониторинга и контроля за легализацией денежных средств, полученных от продажи наркотиков, реально заработала.

- Каким образом легализуются наркодоходы? Что об этом говорит судебная статистика?
- Напомню, что под легализацией преступных доходов вообще и наркодоходов в частности понимается совершение сделок с имуществом (прежде всего с денежными средствами), полученным преступным путем.
Сегодня можно говорить о наиболее типичных способах легализации наркодоходов. На них приобретаются автомобили, недвижимость, различные товары. Ими расплачиваются за обучение, услуги мобильной связи, пополняют вклады в банках, оплачивают аренду жилых помещений и долговые обязательства.
Вот типичные примеры. Продавец наркотиков из Ивановской области деньгами, вырученными от продажи марихуаны и гашиша, хотел оплатить обучение жены в институте. Жительница Краснодарского края средствами, вырученными от торговли наркотиками, оплачивала услуги адвоката. В Брянске наркодилер, заработав на наркотиках, пытался возвратить долг.
Директор одной из крупных столичных фармацевтических компаний на вырученные от незаконной деятельности деньги покупал недвижимость. В ходе оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что он создал схему, позволявшую осуществлять незаконную фармацевтическую деятельность, в том числе с использованием наркотических средств, и легализовывать деньги, полученные преступным путем. Всю преступную деятельность руководитель компании осуществлял по подложным документам на территории одной из войсковых частей. В результате фактический доход от незаконной деятельности компании составил более 270 млн рублей.
Вкладывая наркодоходы в легальную предпринимательскую деятельность, преступники используют их и для совершения новых преступлений. "Грязные" деньги превращаются таким образом в своеобразный преступный импульс. К примеру, сотрудники Иркутского наркоконтроля взяли под стражу торговца сильнодействующими веществами, которому удалось легализовать 2 млн рублей.
Часто с продавцом наркотиков расплачиваются имуществом или предметами, которые затем либо меняются на наркотики, либо продаются за деньги. Так, в Республике Дагестан наркоторговец получил в обмен на наркотики автомашину "Нива" и собирался продать ее за 90 тыс. рублей.
Судебная практика по делам о легализации наркодоходов хотя и невелика, но можно с большой уверенностью говорить о том, что решения по уголовным делам этой категории суды выносят в полном соответствии с законом тогда, когда органы наркоконтроля собирают точные и объективные доказательства в причастности того или иного наркодельца к легализации наркодоходов. И именно об этом говорит судебная статистика.
Сотрудники наркоконтроля арестовали организованную группу, причастную к перевозке и сбыту марихуаны в особо крупном размере на территории Москвы и Московской обл. Только доказанный ежедневный доход этого преступного сообщества из семи человек составлял более 20 тыс. рублей. В ходе расследования установлены факты легализации денежных средств на сумму более 1 млн 300 тыс. рублей. Московский областной суд приговорил организатора преступного сообщества к 18 годам лишения свободы, его подельники получили от 7 до 11 лет. Имущество, нажитое преступным путем, по приговору суда обращено в доход государства.
Следственной службой управления ФСКН России по Тюменской области в сбыте героина в особо крупном размере был обвинен житель Нефтеюганска. Было установлено, что часть денег, вырученных от сбыта наркотиков, легализовывалась путем приобретения запасных частей для автомашин. Главарь ОПГ по совокупности преступлений приговорен к 14 годам лишения свободы и штрафу в размере 150 тыс. рублей. Остальным членам организованной группы придется пробыть в местах не столько отдаленных 12 и 16 лет.
В незаконном сбыте наркотических средств в особо крупном размере обвинена жительница Кемерово, которая неоднократно на вырученные от торговли наркотиками деньги покупала золотые изделия. Суд приговорил ее к 5 годам лишения свободы и к крупному денежному штрафу.

- Легко ли доказывать преступный характер полученных доходов и приобретенного имущества, последующая цель которых - легализация? Какие при этом возникают проблемы?
- Необходимо сначала раскрыть само преступление, то есть доказать факт продажи или сбыта наркотиков, а затем доказать, что наркодоходы были легализованы.
При расследовании подобных дел часто возникают трудности по сбору доказательств преступного характера полученных доходов и приобретенного имущества с целью их последующей легализации. Отмыл человек деньги или нет - выявляется лишь при расследовании уголовных дел, связанных с оборотом наркотических средств. Для этого нужно провести следственные действия: допросить свидетелей, подозреваемых или обвиняемых, произвести выемку документов или обыск. Происходит это, как правило, после совершения легализации преступных доходов. В связи с этим не всегда изымаются легализованные денежные средства или имущество.
На сбор доказательств необходимо время. В идеале нужно, чтобы оперативники наблюдали, как наркоторговец распространяет наркотическое зелье, продает его, потом на вырученные деньги что-то приобретает. И взять его надо с поличным. И только тогда его можно обвинить в легализации средств, полученных преступным путем. А по закону необходимо пресекать торговлю наркотиками. Да и при взятии с поличным на руках у наркоторговца оказывается, как правило, не такая уж большая сумма денег. Поэтому никакого "идеала" у наркополицейских не существует.
Прокуратура порой не поддерживает обвинения по статье 174 [легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем]. Чаще всего ссылки делаются на недостаточность доказательств, свидетельствующих о преступном происхождении денежных средств, а также на то, что не установлена причинно-следственная связь между легализованным имуществом и получением денежных средств за продажу наркотических веществ.
Так, в отношении жительницы Тулы, которая сбывала героин, а на доход от преступной деятельности купила однокомнатную квартиру, органы наркоконтроля возбудили уголовное дело. В ходе следствия было установлено, что она нигде не работала, не имела дохода от предпринимательской деятельности. Но государственный обвинитель посчитал представленные доказательства недостаточными, причинно-следственную связь между торговлей наркотиками и легализацией денежных средств недоказанной и обвинение по "антиотмывочной" статье не поддержал. Более того, за торговлю наркотиками суд приговорил женщину к 7 с половиной годам условно. Изъятые же в ходе следствия 160 тыс. рублей были ей возвращены.

- В средствах массовой информации сообщалось, что для подрыва экономических основ наркопреступности и противодействия легализации доходов, полученных от наркобизнеса, ФСКН России взаимодействует с Росфинмониторингом. Как это происходит? Какой реальный эффект от этого сотрудничества? Какие качественные изменения произошли в характере борьбы с наркопреступностью?
- Для эффективного противодействия легализации доходов, полученных от наркобизнеса, наша Служба активно взаимодействует с Федеральной службой по финансовому мониторингу. Как известно, за годы работы финансовой разведки ее сотрудники раскрыли сотни схем легализации преступных капиталов. Работа Росфинмониторинга носит разведывательный характер, оперативную и следственную деятельность осуществляют ФСКН и другие правоохранительные органы. Отмывать "грязные" деньги в России становится все труднее. Для установления причастности к отмыванию денег, полученных от продажи наркотиков, в прошлом году совместно с Росфинмониторингом на контроль поставлены десятки юридических и физических лиц.
Стратегия борьбы с наркопреступностью за последние два года существенно изменилась. Основные усилия теперь сосредоточены на подавлении криминальных группировок, которые организуют и контролируют поставки наркотиков, занимаются сбытом этого зелья в особо крупных размерах и легализацией незаконных доходов, полученных от наркоторговли.
Мы учитываем общемировые тенденции, позицию ООН. В частности, мы разделяем жертву и преступника. Случается, что в сферу преступной деятельности втягиваются те, кого относят к потребителям. Раньше они задерживались за хранение наркотиков без цели сбыта. Сегодня в России правоохранительная политика коренным образом изменилась, и теперь главный упор делается на борьбу со сбытчиками и производителями зелья, с теми, кто контролирует контрабандные пути доставки наркотиков в Россию, организует рынки сбыта, отмывает полученные преступным путем доходы. Это привело к тому, что в орбиту правоохранительных органов попадают не те, кто фактически страдает от наркозависимости, а те, кто формирует наркобизнес, кто является основными игроками на этом поле.
Я считаю работу ФСКН последних лет эффективной, поскольку десятки тысяч наркоторговцев оказались под следствием и были приговорены к серьезным срокам наказания. Это способ не только противодействия, но и реального наступления на организованную преступность.
В прошлом году Службой зарегистрировано почти 80 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, что почти в два раза больше, чем в 2004 г. Из незаконного оборота изъято 114 т 877 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 1 т 674 кг героина.

- В качестве уголовной санкции за преступления террористического характера и преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ предполагается ввести в Уголовный кодекс такой вид наказания как конфискация имущества. Поможет ли это ФСКН бороться с наркомафией? Сможет ли остановить распространение наркотической заразы в России данное ужесточение антинаркотического законодательства?
- Я считаю, что наказывать за отмывание денег нужно по максимуму. Ведь что получается: по нашим материалам суды выносят приговоры, люди получают длительные сроки, но при этом ничего не теряют. У некоторых есть недвижимость за границей и счета в банках. И после выхода на свободу они опять остаются при своих капиталах, нажитых криминальным путем. Разумеется, это неправильно. Поэтому я поддерживаю тех, кто выступает за возвращение в Уголовный кодекс нормы конфискации имущества как одного из способов борьбы с наркомафией.
В 2003 г. из статьи 44 УК РФ исключена конфискация имущества, и таким образом, этот вид дополнительного уголовного наказания в настоящий момент отсутствует. На мой взгляд, конфискация имущества в качестве дополнительного вида наказания должна быть возвращена в Уголовный кодекс Российской Федерации, по крайней мере, в качестве уголовной санкции за преступления террористического характера и преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Необходимы соответствующие изменения в уголовном законодательстве. Специально хочу подчеркнуть, что такой вид наказания необходим в тех случаях, когда речь идет об отмывании преступных капиталов и крупных экономических преступлениях.
За нарушение антиотмывочного законодательства кроме уголовной ответственности существуют еще и гражданская, и административная. Но я считаю, одним правоохранительным органам успеха в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма не добиться. Необходим целый комплекс мер по взаимодействию государства, гражданского общества, банковского сообщества, предпринимателей, направленных на укрепление взаимного доверия, оказание помощи и сотрудничество. Надо коренным образом изменить в общественном сознании отношение к соблюдению закона, моральному осуждению преступников, а не сочувствию, как иногда еще случается. Мы рассчитываем на помощь и содействие в борьбе с криминалом всех здоровых сил нашей страны. Нужно обеспечить действительную диктатуру закона и реализацию принципа неотвратимости наказания за его нарушение.

- Сегодня часто можно услышать: терроризм, торговля оружием и наркотики - близнецы-братья. Насколько это верно? Располагает ли ФСКН фактами и свидетельствами о том, что часть денег, вырученных за наркотики, идет на покупку оружия для бандформирований? Приобретаются ли на преступные деньги автоматы, гранатометы, автотранспорт, рации и прочая техника? Прослеживается ли связь между торговцами наркотиками и террористическими организациями?
- Наркоторговля сегодня - эффективный способ быстрого обогащения. По прибыльности она стоит на одном из первых мест. Эксперты ООН подсчитали, что мировой рынок только по четырем видам наркотиков: героину, кокаину, марихуане и "синтетике" - достигает в год более 320 млрд долларов. Если перевести это в ВВП - наркоэкономика заняла бы 18 место в мире. Это втрое превышает мясной рынок и вчетверо зерновой.
Мы все чаще сталкиваемся с фактами, свидетельствующими о взаимосвязи наркоторговли, терроризма и экстремизма. Например, в середине прошлого года наши оперативники во взаимодействии с сотрудниками ФСБ ликвидировали этническую наркогруппировку, члены которой организовали контрабандный канал поставки героина в Москву. В ходе операции задержаны один из лидеров и несколько членов террористической экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир". В ходе проведения обысков по возбужденному нами уголовному делу изъято полкило-грамма героина, а также листовки и брошюры экстремистского характера на русском и арабском языках, изданные в Ливане. Эта организация включена в список ООН как пропагандирующая терроризм, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
В 2005 г. на территории Московской обл. была задержана организованная преступная группа, специализирующаяся на поставках крупных партий наркотиков в Россию. В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий была спланирована и проведена операция по перехвату предназначавшейся этой группировке крупной партии высококачественного героина - 155 кг. Задержано четыре человека. Характерно, что в состав группы входили бывшие участники незаконных вооруженных формирований одной из стран Содружества независимых государств.
Почти ежедневно сотрудники Службы вместе с крупными партиями зелья обнаруживают взрывчатые вещества, гранаты, незарегистрированное газовое, охотничье и боевое оружие. Счет изъятого оружия и боеприпасов идет на тысячи единиц. Анализ имеющихся данных позволяет говорить, что значительная часть денег, вырученных от продажи наркотиков, тратится на приобретение оружия, поддержку террористов.
Сохранение террористической угрозы, проникновение организованной преступности практически во все сферы жизнедеятельности общества требуют повышения эффективности деятельности государственных и правоохранительных органов, которая должна быть адекватна сложившейся криминогенной ситуации на территории России.
С другой стороны, надо отметить, что финансовая подпитка террористов, несомненно, происходит, но уже совсем не так, как было раньше, - денежные ресурсы сокращаются. Эффективнее стали работать правоохранительные органы. Нехватка денежных средств у лидеров криминальных формирований и радикальных экстремистских групп делает их менее привлекательными для рядовых исполнителей, ограничивает возможности проведения акций устрашения, не позволяет расширять их географию.

Кира ЖИВОПИСЦЕВА
http://voin-brat.ru/content/view/178/20/

Док. 622576
Перв. публик.: 17.03.06
Последн. ред.: 17.03.10
Число обращений: 0

  • Зубрин Владимир Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``