В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политическая элита России Назад
Политическая элита России
Интервью С. И. Илларионова в рубрике "актуальная тема "презентация"" N7-2007

26 сентября 2007 г. информационное агентство "Росбалт" провело презентацию книги Юрия Дроздова и Сергея Илларионова "Политическая элита России", посвященной исследованию ее роли, социального значения и деятельности. На фоне панорамы мировой политики с учетом широкого комплекса социально-экономических факторов показана история возникновения и эволюции российской элиты, дан анализ ее ключевых решений. По итогам пресс-конференции мы взяли интервью у одного из авторов нашумевшего издания С. И. Илларионова

- Что представляет собой ваша работа по жанру: научно-публицистическое эссе, научное исследование? - Скажу так. Мой дипломатический ранг - чрезвычайный и полномочный посол. По роду своей деятельности я должен был заниматься политическим анализом. Эта книга написана в жанре политического анализа.
- Каким образом США как сверхдержава влияют на формирование специфики российской политической элиты? - Во-первых, это средства массовой информации - зарубежные и отечественные. Наши СМИ нередко охотно транслируют положения американской пропаганды. Второе - это наша оппозиция, которая представляет не столько свои политические интересы, сколько идейно-политические подходы, популярные в группах политической элиты США.
- Иными словами, вы считаете, что оппозиция в России является сторонницей идеи прогрессирующего ограничения суверенитета государства, то есть - некоторой десуверенизации? - Можно сказать и так. Но я бы выразил это иначе. Идет процесс глобализации, стирания границ, и это - объективный процесс. Развитие производительных сил ведет к обобществлению на международном уровне. Эта ситуация распространяется и на политическую сферу. Происходит интернационализация сферы производства, а это создает условия для возникновения новой реальности: экономической, политической, общественной, культурной, научной. Такой процесс чреват конфликтами. Посмотрите, например, что устроили мигранты во Франции...
- Вы считаете, что у процесса глобализации нет исторического предела? - Предела нет ничему на свете... Действительно, сейчас идет формирование глобального мирового сообщества. Об этом свидетельствует и процесс объединения Европы, и создание международных организаций в Северной Америке и в Южной Америке. Хотя формально существует понятие "суверенитет", "суверенное государство", фактически же происходят серьезные перемещения трудовых ресурсов, происходит взаимопроникновение одних народов в другие. Идет очень интенсивное, очень глубокое и серьезное развитие международных связей.
- Вы апеллируете к марксизму. Как вы считаете, каково с марксистских позиций главное противоречие нашей эпохи? С этого положения начинались когда-то доклады Брежнева съездам КПСС... - К сожалению, доклады Брежнева были далеки от применения научного марксизма... Я отвечу вам так: главное противоречие сохраняется, это противоречие между ростом производительных сил и производственными отношениями. Оно никуда не делось, сохраняется, но выступает в совершенно новых формах, продиктованных историческим развитием. Если раньше эти противоречия материализовались в рамках каких-то отдельных государств, то сейчас эксплуатация осуществляется именно в глобальном плане и приобретает глобальные масштабы. Сейчас эксплуататором является не только хозяин предприятия, который эксплуатирует своих рабочих, но и элиты государств, возглавляющих процесс глобализации. В первую очередь, это США, которые являются глобальным эксплуататором остальных народов, в первую очередь, в Азии и Африке.
- Вы считаете США сверхдержавой? - Да. С одной стороны, это их собственное определение своей идентичности в международном плане. С другой, США обладают такими материальными ресурсами, и отсюда - рычагами давления на другие страны, что это понятие используется многими и широко.
- А что или кто противостоит этому? - Страны, ранее считавшиеся отсталыми, бывшие когда-то в колониальной зависимости, выходят в качестве субъектов на международную арену, естественно, и в качестве субъектов международных экономических отношений. Это вступает в противоречие с интересами США, которые хотят быть единственным сувереном (вместе с "восьмеркой") и занимать господствующее положение и в политике, и в экономике. Именно эти страны становятся главным фактором, противодействующим диктату США. Кстати, искаженной основой противостояния является и современный терроризм, природа которого до сих пор до конца не понята.
- Вернемся к непосредственной проблематике вашей книги. Как вы считаете: усилится ли борьба элитных групп после ухода В. Путина с поста президента? Извините, вопрос несколько провокационный. - Ничего. Моя специальность обязывает меня строить политические прогнозы. Мне представляется, что борьба элитных групп, несомненно, останется. Но я думаю, что мудрость Путина заключается в том, что он старается укрепить российскую государственность такими людьми, которые смогут наиболее до-стойно противостоять этим попыткам.
- В заголовке вашей книги использован термин "элита". Какова смысловая нагрузка, которую несет на себе этот удобный и нейтральный термин? Понимаете ли вы "элиту", следуя марксистским принципам, как составляющую правящего класса? Если да, то как понять ту реальность, которая образовалась после Октябрьской революции? - Я считаю, что дежурный термин "элита" удобен. Но если свести понятие "правящего класса" к элите, то поле зрения исследователя будет сильно ограничено. Исчезнет возможность видения перспективы исторического процесса. Да, в реальности происходили парадоксальные вещи. Вот, кстати, в том, что касается интеллектуальной элиты, в частности, относительно духовных ее достоинств, следует отметить способность к научному описанию действительности. Маркс и Энгельс не были рабочими. Именно ученые, интеллигенция могут осознать объективные законы развития. При этом основная часть правящего класса неспособна к такому пониманию, но она заинтересована в нем стихийно. В практическом плане она заинтересована в максимизации социальной ориентированности государства. Коммунистическую идею можно трактовать упрощенно или слишком буквально. Я верю в возможности ее развития и обновления. Более того, скажу вам, что к этой идее могут вести разные пути. После революции многие шли к ней через патриотизм и доверие к волевым способностям новой власти, сумевшей при немалых потерях сохранить целостность и независимость государства. К коммунизму можно прийти и через религию. Это очень интересная тема. Я сам вступил в коммунистическую партию в 1942 г. во время битвы под Сталинградом и никогда не относился к этой системе взглядов формально. Скажу, возможно, самое удивительное: я еще больше поверил в коммунистическую идею, когда рухнул Советский Союз. Для меня это стало доказательством "от противного", или, как говорят богословы, - апофатическим доказательством. Я понял, что Брежнев подорвал развитие коммунистических идей. Удивительно, но в капиталистическом мире верное понимание их было свойственно Франклину Делано Рузвельту, который, адекватно оценивая их, сумел преобразовать социальную и экономическую жизнь США так, чтобы избежать социальных потрясений и революции. Он использовал это понимание для того, чтобы спасти капитализм.
- Считаете ли вы, что в нашей стране есть национальная элита, или она еще не сформировалась? - Сегодня в общем плане мы можем говорить, к сожалению, о псевдоэлите...
- ...или квазиэлите. - Пусть так. В этой книге мы с Ю. И. Дроздовым попытались показать, выражаясь самыми простыми словами, а кто все же в нашем обществе главнее всех? Кто руководит жизнью общества, кто направляет его развитие? Да, идет борьба между элитными группами. Тем не менее, я считаю, что Путин достиг немалых успехов в смысле привлечения к власти людей, обладающих чертами самой настоящей элиты, которая необходима нашему Отечеству.
- Позвольте обратиться и к иным темам, которых вы касаетесь в своей книге. Какова сегодня на Западе роль и специфика активности тех, кого вы присчисляете к суперэлите на примере британского принца Чарльза? - Она предпринимает сверхусилия для того, чтобы сохранить свою сверхэлитарную роль, что у нее получается все хуже и хуже, и что свидетельствует о том, что она движется по нисходящей. Посмотрите, что происходит в США. Грызня между республиканцами и демократами, провал в Ираке, провал в Афганистане. Но представителям суперэлиты на Западе удается удерживаться, в основном, за счет того, что за прошедший исторический период они скопили огромные материальные богатства.
- Можно ли считать советскую номенклатуру брежневского периода национально ориентированной политической элитой? - Я далек от однозначных оценок. Андропов, я считаю, был настоящим представителем элиты, а Черненко я отношу к псевдоэлите. Настоящие элитарии и псевдоэлитарии работали и в аппарате ЦК КПСС, и в других советских ведомствах. Были люди и просто опасные. Недавно один человек из окружения Суслова издал книгу, в которой вообще описывает подрывную деятельность внутри КПСС (Байгушев, "Русский орден внутри КПСС" - прим.авт.)
- Каковы причины событий 1991 г. с вашей точки зрения как исследователя российской политической элиты? - Произошло резонирование двух процессов. Внутреннего идейного кризиса, приведшего к власти псевдокоммунистическую псевдоэлиту, и умелого использования этой нашей слабости со стороны внешних сил.

Каринэ Геворгян

http://voin-brat.ru/content/view/173/20/

viperson.ru

Док. 622573
Перв. публик.: 17.03.07
Последн. ред.: 13.04.12
Число обращений: 0

  • Андропов Юрий Владимирович
  • Дроздов Юрий Иванович
  • Илларионов Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``