В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На вопросы главного редактора журнала `Воинское братство` отвечает. Назад
На вопросы главного редактора журнала `Воинское братство` отвечает.
Интервью Исакова Владимира Ильича N3-4 - 2003



Исаков Владимир Ильич родился 21 июля 1950 года в селе Воскресенское Калужской области. В 1970 году окончил Московское военное училище гражданской обороны. Командовал взводом и ротой в войсках гражданской обороны.
После окончания в 1977 году Военной академии тыла
и транспорта проходил службу в Группе советских войск
в Германии на должностях: заместитель командира полка по тылу, заместитель начальника штаба тыла армии.
В 1982 - 1984 гг. - заместитель командира дивизии
по тылу в Сибирском военном округе. С ноября 1984 года по июль 1986 года - заместитель начальника тыла 40-й армии в Афганистане (там получил тяжелые ранения).
В 1988 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил и был назначен начальником тыла - заместителем командующего армией по тылу
в Киевском военном округе. С 1989 года - в Западной группе войск: начальник штаба тыла - первый заместитель начальника тыла группы, а затем - заместитель главнокомандующего по тылу - начальник тыла ЗГВ.
В 1994 году назначен начальником кафедры тыла и технического обеспечения Военной академии Генерального штабаВооруженных Сил.
С ноября 1996 года - начальник штаба - первый заместитель начальника Тыла Вооруженных Сил РФ.
Указом Президента РФ от 30 июня 1997 года назначен начальником Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителем министра обороны Российской Федерации.
Награжден орденами "За военные заслуги", Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, Афганским орденом "За храбрость" и многими медалями.

- Владимир Ильич, тыл в военных формированиях на Руси существовал задолго до 1700 года. Почему же в этом году празднуется только его 303 годовщина?
- Изначально понятие "тыл" распространялось на органы управления, части и учреждения, размещавшиеся в тылу и выполнявшие, как правило, снабженческие и иные вспомогательные функции. О 300-летии Тыла Вооруженных Сил мы говорим, исходя из понимания его как системы сил и средств, предназначенных для тылового обеспечения войск. То есть вкладываем в понятие "тыл" не пространственно-территориальное, а структурно-функциональное содержание.
Именно исходя из этих соображений за точку отсчета истории Тыла Вооруженных Сил принят 1700 год. Тогда 18 февраля Петр I подписал Указ
"О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом". Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган - Провиантский приказ, ведавший поставками для армии хлеба, крупы и зернофуража. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск.
В тот же день "во вторую половину светлого дни" своим указом самодержец также учредил еще один приказ - Особый, впоследствии получивший название Военного (иногда его называют еще Комиссариатским). Этот приказ ведал ассигнованиями, направляемыми на вооружение войск, денежным довольствием армии, снабжением ее обмундированием и лошадьми.
Созданные царем-преобразователем регулярные армия и флот требовали дальнейших шагов по централизации их обеспечения, и в 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В ее полевом управлении был создан комиссариат, ведавший всеми видами снабжения, в том числе и продфуражем. В дивизиях организация снабжением была возложена на обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров, а в полках, соответственно, на комиссаров и провиантмейстеров. Причем полки обзаводились собственным войсковым хозяйством.
Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство ее снабжением - на генерал-кригс-комиссара,
в обязанности которого, в частности, входило снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Медицинское обеспечение осуществляли: в армии - доктор при высших генералах, в дивизиях - доктор и штаб-лекарь, в полках - лекарь, в роте -
цирюльник (фельдшер).
Любопытно оценить статус генерал-кригс-комиссара по нынешним меркам. С одной стороны, заведование финансами делало его наиглавнейшей фигурой. Но, с другой, - он видится послабее современного начальника тыла с точки зрения имеющихся возможностей по организации обеспечения. Главное, что в его руках не находились транспортные средства. Обоз в армии подчинялся генерал-вагенмейстеру. Над тем начальствовал генерал-квартирмейстер. Наряду с подвозом генерал-квартирмейстер также руководил размещением войск и госпиталей. То есть фактически именно он созидал тыловую инфраструктуру полевой армии, хотя в то же время и не являлся организатором материального обеспечения.
Разделение снабженческих и транспортных полномочий между должностными лицами имело
в то время свои резоны. В частности, за острой надобностью обоз мог превратиться в подобие фортификационного сооружения и использоваться как оборонительный рубеж. Но ситуация, когда один начальник определяет тыловую "диспозицию",
а другой - ее снабженческое содержание, внутренне противоречива. Поначалу это едва заметно. Тылы петровских армий украшала спартанская скромность. Однако по мере развития военного дела и усложнения тыловой организации "червь" противоречий становился опасным. Забегая вперед, отмечу, что "тыловая раздробленность" достигла своего критического уровня в начале Великой Отечественной войны.

- По каким нормам довольствия кормили воинов в петровские времена, и как в целом осуществлялось снабжение войск?
- В общей системе снабжения наибольший удельный вес имело продовольствие. Провиантом армия обеспечивалась полностью из запасов государства. К 1705 году во многих городах были открыты продовольственные склады. Продукты доставлялись на подводах или по рекам на стругах (больших лодках). Кроме постоянных (стационарных), организовывались также временные и подвижные склады. Временные развертывались войсками при остановках на непродолжительное время. В подвижных складах, именуемых магазинами, предписывалось иметь постоянные запасы продовольствия в размере месячной потребности.
Составить представление об этих прототипах современных бригад материального обеспечения можно, например, из донесения адмирала Апраксина от 11 марта 1711 года. Он докладывал Петру I об организации походного магазина на 2609 подводах, возившего 4160 четвертей сухарей, 384 четверти круп, 1200 четвертей овса и 22713 пудов сена. Если подсчитать, то это около 1300 тонн! Вполне сопоставимо с грузоподъемностью бортового транспорта отдельного батальона материального обеспечения современной дивизии.
Поскольку дело снабжения армии всецело становилось заботой государства, неизбежно требовалось нормирование. 18 февраля 1705 года указом был определен точный размер хлебного "жалования" всем без исключения нижним чинам. "Прапрадедушка" нашего продовольственного пайка состоял из полуосьмины муки (около 24 кг) и малого четверика круп (около 3,5 кг) в месяц. На приобретение остальных "приварочных" продуктов выдавались деньги.
Войскам за пределами России предусматривалась выдача дополнительных порционов: двух фунтов хлеба (820 г), одного фунта мяса (410 г), двух чарок вина (250 г) и одного гарнца пива (3,28 л) на человека в день. Кроме того, на месяц полагалось два фунта соли и полтора гарнца круп. Как правило, порционы выдавались не натурой, а деньгами. Воины могли купить продукты по своему усмотрению. Современники утверждали, что "довольствие было отличным, и царь сам испытывал на себе в продолжение месяца солдатский паек раньше, чем утвердить его".
Следует заметить: многие аспекты современной тыловой проблематики уходят корнями в историю. К примеру, в петровскую эпоху провиантмейстеры и комиссары подчинялись только вышестоящим начальникам по своей специальности, не были в подчинении командиров полков
и дивизий и состояли при войсках как уполномоченные от армии, иногда - от губернии. Командиров, чтобы надежнее уберечь казну от хищений, отстраняли от непосредственного распоряжения материальными средствами. Уж больно был живуч образ "воеводы на кормлении".
А взять войсковое хозяйство. После смерти Петра I в 1730 году Временная воинская комиссия констатировала недостаточную обеспеченность войск. Последовали решения, дававшие полкам право накопления отпущенных казной средств. На "экономические суммы" (сэкономленные деньги) можно было покупать все необходимое - вплоть до лошадей. Известная автономность войскового хозяйства была выгодна государству: собственное имущество сберегается лучше казенного.
В середине XVIII века за мундир, выданный для носки, с военнослужащего вычиталось до 49% жалованья. Так государство улучшало сбережение вещевого имущества. Кстати, то, что долгое время жалование и вещевое имущество курировало одно должностное лицо - комиссар, обусловливалось именно этой их тесной взаимосвязью. В современной концепции вещевого обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту, - метаморфоза той же идеи. За предусмотренное нормами снабжения, но неполученное, полагается компенсация.

- Проводимые в нынешнее время конкурсные торги уже у всех на слуху. А какие формы заготовки сельскохозяйственной продукции, обмундирования
и других видов довольствия войск использовались в Русской армии?
- С середины XIX века были узаконены пять способов заготовки материальных средств: подряд
с торгов, коммерческий, комиссионный, наличной покупкой, а также отпуском денег полкам на заготовку "собственным попечением".
Подряд с торгов считался наиболее выгодным. Причем, официально признавалась двоякость цели всякого казенного подряда. Она заключалась:
"1) в приобретении необходимых для заготовления предметов по ценам, не отяготительным для казны и безобидным для частных лиц и 2) в развитии всех отраслей частной промышленности, открытием ей пути к сбыту своих произведений на довольствие
и снабжение войск".
Вместе с условиями (кондициями) торгов интендантское управление устанавливало "крайнюю цену". Платить больше было нельзя. Определялась и минимальная цена, покупать дешевле которой также запрещалось. В инструкциях заготовителям указывалось, что казна не должна гнаться за как можно меньшей ценой подряда, а всегда сопоставлять ее с минимумом, за которым неизбежны убытки подрядчика или недобросовестное исполнение обязательств (подкуп приемщиков и прочее). В том и другом усматривался вред казенному интересу,
а посему конкуренция при подрядах должна была иметь определенные пределы.

- Владимир Ильич, управленческий аппарат тыла в Русской армии прошел много этапов в своем формировании. Какие из них были наиболее значимые?
- Значительное развитие тыл Русской армии получил в начале XIX века. В 1802 году в России образуется Военное министерство, первоначально названное Министерством военно-сухопутных сил. Первым военным министром стал генерал от инфантерии С.К. Вязмитинов, который ранее некоторое время возглавлял Комиссариатский департамент. Именно при нем в 1805 году Комиссариатский и Провиантский департаменты были объединены
в одно Интендантское ведомство. ("Интендант" - слово французского происхождения, означающее "управляющий, заведующий". Сегодня же на слуху его английский эквивалент - "менеджер".)
Интендантское ведомство тогда просуществовало недолго. Современники не смогли по достоинству оценить важность наличия органа централизованного управления тыловым обеспечением войск. На интендантство была возложена основная вина за неудачи в войнах 1807 года с Францией и 1808 - 1809 годов со Швецией, хотя тогда "буксовал" весь военный механизм государства. Возникла не лучшая традиция видеть в тыловиках "козла отпущения". Правда, в армиях, корпусах и дивизиях интенданты все же были сохранены.
С 1812 года Военное министерство включало
7 самостоятельных департаментов, в том числе Провиантский, Комиссариатский и Медицинский. Произошла существенная подвижка в полевом управлении войск. Согласно новому Положению "Учреждение для управления большой действующей армией", управление тылом возлагалось на штаб армии. Он был обязан при участии соответствующих начальников разрабатывать планы по обеспечению армии оружием, боеприпасами, продовольствием, инженерным и вещевым имуществом, жалованием, планировать подвоз снабженческих грузов, оборудовать военные дороги и управлять движением по ним, организовывать медицинское обеспечение, размещать и перемещать магазины, артпарки, госпитали. Штаб как орган управления, планируя одновременно и боевые действия войск и их снабжение, подчинил интересам снабжения всю организацию тыла. Оперативность работы тыла была поднята на более высокую ступень.
И все же вопросы устройства тыла и организации снабжения по-прежнему дробились - теперь между генерал-интендантом и начальником главного штаба, которые на равных подчинялись главнокомандующему. Но важным моментом стало введение должности дежурного генерала, подчинявшегося начальнику главного штаба армии. Это должностное лицо объединяло, с одной стороны, руководство транспортным обеспечением: ему подчинялся директор военных сообщений (тоже новая должность) и - через генерал-вагенмейстера - армейский обоз. А, с другой - он отвечал также за организацию эвакуации раненых и больных и оказание им медицинской помощи.
Через полвека идею теснейшей консолидации снабженческих органов подхватил выдающийся российский военный реформатор Д.А. Милютин.
В 1864 году Комиссариатский и Провиантский департаменты вновь были объединены в одном ведомстве - Главном интендантском управлении Военного министерства. В 1868 году учреждается Комитет по передвижению войск по железным дорогам, получившим к тому времени достаточное распространение. На смену обозу приходит понятие "интендантский транспорт".
Поистине переворотом в теории и практике военного искусства (можно считать открытием
Д.А. Милютина и его соратников) стала организация тыла действующей армии в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Дороги Бессарабии, Румынии и Северной Болгарии, в том числе железные, оказались значительно перегруженными. Изменения в способах ведения войны и увеличение численности армии делали невозможной эффективную организацию снабжения без "тылового" единоначалия.
Тогда был предпринят неординарный шаг - введена должность "начальника военных сообщений действующей армии и командующего войсками, в тылу ее находящимися". На нее назначили командующего Киевским военным округом. Ему подчинялись штаб, интендантское, артиллерийское и военно-медицинское управления в тыле армии. Права и обязанности нового должностного лица были изложены во "Временном положении об управлении военными сообщениями действующей армии и находящимися в ее тылу войсками". Это был первый опыт действительной централизации руководства тылом. Территория, на которой размещались войска "в тылу находящиеся", получила статус военного округа. Командующий округом, по сути, являлся начальником тыла действующей армии. Согласно Положению 1890 года "О полевом управлении войск" каждая действующая армия должна была обеспечиваться "своим военным округом", то есть своим тылом.

- Исторически "тыл" как специальный термин пополнил военный лексикон лишь в русско-японскую войну 1904 - 1905 годов. Стали различать "общий"
и "ближайший" тыл. Как это сказалось на совершенствовании обеспечения войск?
- По сути, "общий" тыл - это не что иное, как тыл фронта, а "ближайший" - тыл армии. Общий тыл получил своего рода автономию - независимость от других должностных лиц. Главный начальник тыла Маньчжурских армий подчинялся только главнокомандующему. В его ведении находилось тыловое управление, которое, размещаясь в Харбине, имело в распоряжении различные части и учреждения, выполнявшие функции снабжения
и эвакуации.
Заострим внимание на приоритете: тыл, в понимании, близком нынешнему, сложился в оперативно-стратегическом звене. Возросшие количество служб, частей и учреждений тыла, объем обеспеченческих задач, перемещаемого личного состава и грузов, раненых и больных повлекло качественное изменение системы управления. Штаб оперативно-стратегического объединения не мог переварить тыловую информацию. В лице начальника тыла и его аппарата состоялся новый самостоятельный управленческий орган. Тыловое обеспечение, можно сказать, самоопределилось.
Строительство войскового и оперативного тыла по образу и подобию обретенной для фронта модели не могло проходить гладко. Хотя бы в силу многовариантности возможных решений. Например, совокупность армий, решающих общую оперативно-стратегическую задачу, стала официально именоваться фронтом в Первую мировую войну. Руководство его снабжением осуществлял главный начальник снабжения армий фронта. Подчиняясь непосредственно командующему, он, по существу, являлся начальником самостоятельного тыла фронта. Но назвать его так мешала оглядка на прошлое, а, вернее, отставание теории военного искусства. Когда понятие расплывчато, подыскать наилучшую форму выражения его содержания, в том числе организационную, как правило, не удается. Не говоря уже об интерполяции этой формы на другие уровни.
Первая мировая война - яркое тому подтверждение. Прочие звенья тыла еще не обрели самостоятельности. Руководство тылом и снабжением армии сосредоточивалось в этапно-хозяйственном отделе ее штаба, что само по себе беспрецедентно! Хотя штабы периодически и ведали транспортными средствами, вопросами санитарной службы, давали отдельные указания по тылу, но службы снабжения непосредственно штабам никогда ранее не подчинялись. Также в подчинении начальника штаба оказался главный полевой интендант при ставке Верховного главнокомандования на театре военных действий, созданной уже в ходе войны.
К сожалению, этому звену не было суждено наладить надежную снабженческую связь центра
и фронтов, где царила полнейшая разобщенность довольствующих ведомств.
В войсковом звене действовала другая схема: ни в штабе, ни в тыле - соответствующие тыловые службы не объединялись вовсе. Их начальники автономно замыкались непосредственно на командира.
Да и в самом фронтовом звене произошло отступление от устройства тыла, выстраданного несколькими войнами и закрепленного Положением "О полевом управлении войск в военное время", на котором 16 июля 1914 года император Николай II начертал: "Быть по сему". Из Управления главного начальника снабжения фронта были выведены и переподчинены непосредственно главнокомандующему начальник управления ВОСО и начальник санитарной части фронта.
Таким образом, преимущества и эффективность объединения служб снабжения, военных сообщений и санитарной в едином самостоятельном тыле в 1914 - 1918 годах осознаны не были. Необходимо отметить, что после октябрьской революции 1917 года органы тыла многократно подвергались реорганизации. Однако первая и вторая части Устава тыла Красной Армии (войсковой и армейский тыл) и наметки относительно фронтового тыла также существенно расходились с опытом Первой мировой войны. Организация тыла и подвоз возлагались на штаб фронта, в составе которого предполагалось иметь отдел военных сообщений (3-й) и отдел тыла (5-й). Снабженческие службы подчинялись непосредственно командующему фронтом. В центре координация их действий была еще меньше.

- Владимир Ильич, прообраз сегодняшнего Тыла Вооруженных Сил был создан в первые месяцы Великой Отечественной войны. Чем была вызвана тогда необходимость создания мощной тыловой структуры?
30 июня 1941 года генерал-лейтенант А.В. Хрулев письменно доложил начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову: "Дело организации служб тыла действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я как Главный интендант, ни Управление тыла и снабжения Генерального штаба на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов... Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить".
Управление обеспечением войск действительно было потеряно, как впрочем, и руководство собственно войсками. Возникла транспортная коллизия: на запад шли оперативные и снабженческие перевозки, а с запада - эвакуационные. Зачастую войскам направлялось то, что ими же и эвакуировалось. Встречные грузопотоки держали в огромном напряжении железные
и автомобильные дороги. К середине июля 1941 года бесплановость и бессистемность отправки снабженческих транспортов, несвоевременность их разгрузки парализовали многие коммуникации.
Требовалось срочно что-то предпринимать. Лучшие умы интендантства во главе с Андреем Васильевичем Хрулевым, изучив и проанализировав опыт организации снабжения русской армии в Первой мировой войне, Красной Армии - в годы гражданской войны и в последующих боевых действиях, подготовили предложения по реорганизации тыла Красной Армии.
Совместно с представителями Генерального штаба уже в конце июля был разработан проект постановления ГКО, который Верховный Главнокомандующий сразу же подписал.
1 августа 1941 года он же подписал приказ Народного комиссара обороны СССР N0257 "Об организации Главного управления Тыла Красной Армии...", объединившего в своем составе штаб начальника Тыла, Управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника Тыла КА.
Была введена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла КА "во всех отношениях" были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Начальником Тыла Красной Армии был назначен заместитель Народного Комиссара Обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев, начальником его штаба - генерал-майор интендантской службы П.В. Уткин. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.
Именно данный исторический факт был положен в основу подготовки приказа министра обороны N225, которым, "учитывая заслуги личного состава Тыла Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны, эффективную деятельность по тыловому обеспечению боевой учебы войск и сил флота в мирное время", 7 мая 1998 года учрежден День Тыла Вооруженных Сил. Теперь он ежегодно отмечается
1 августа. Выбор даты, полагаю, не нуждается в пояснениях: 1 августа 1941 года произошло фактическое самоопределение Тыла Вооруженных Сил. Он предстал как самостоятельный вид или род Вооруженных Сил. Пятилетию этого события, в частности, был посвящен приказ министра ВС СССР от 25 августа 1946 года N38, подписанный И.В. Сталиным.
Сегодня Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию, представляет собой слаженный, эффективно действующий механизм. В его состав входят штаб Тыла, 9 главных и центральных управлений, 3 службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей.
Если "оглянуться" на несколько лет назад, можно сказать, что в прошедшие годы Тыл работал устойчиво. Выполняются в срок все мероприятия, предусмотренные Планом строительства и развития Тыла ВС РФ на 2001 - 2005 годы, другими нормативными документами.

- Каковы сегодня основные задачи, решаемые Тылом ВС РФ?
- Тыл Вооруженных Сил в интересах войск решает целый комплекс задач, основными из которых являются:
- прием от экономического комплекса страны запасов материальных средств и техники тыла, хранение и обеспечение ими войск (сил);
- планирование и организация, совместно
с транспортными министерствами и ведомствами, подготовки, эксплуатации, технического прикрытия, восстановления путей сообщения и транспортных средств;
- подвоз всех видов материальных средств;
- осуществление оперативных, снабженческих и других видов воинских перевозок;
- техническое обеспечение войск (сил) по службам тыла;
- организация и проведение лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинской защиты личного состава от оружия массового поражения и неблагоприятных экологических факторов, ветеринарно-санитарных мероприятий;
- осуществление контроля за организацией
и состоянием противопожарной защиты и местной обороны войск (сил), оценка экологической обстановки в местах дислокации войск (сил), прогноз ее развития и контроль за проведением мероприятий по защите личного состава от экологически вредных воздействий природного и техногенного характера;
- торгово-бытовое обслуживание личного состава; обеспечение работ по эксгумации, идентификации, захоронению и перезахоронению военнослужащих и другие задачи.
Что касается повседневной деятельности, то
в текущем году основные усилия Тыла Вооруженных Сил направлены на:
- обеспечение боевой и мобилизационной готовности, повседневной жизнедеятельности войск (сил), а также мероприятий военной реформы ВС РФ, в том числе перехода на комплектование войск военнослужащими, проходящими службу по контракту;
- выполнение мероприятий Плана перехода
к межведомственной унифицированной (сопряженной) системе тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
- выполнение мероприятий по реализации концепции военного строительства Тыла ВС РФ;
- тыловое обеспечение ОГВ (С) в Северо-Кавказском регионе, а также соединений и частей постоянной готовности и миротворческих сил;
- накопление и завоз материальных средств
в гарнизоны Крайнего Севера, в том числе воинским частям и организациям федеральных органов исполнительной власти;
- проведение мероприятий по обеспечению сохранности материальных средств.
Немалое внимание уделяется и качественному обслуживанию семейного отдыха военнослужащих на имеющейся материальной базе военного туризма.
Для решения стоящих задач Тыл Вооруженных Сил в настоящее время имеет в своем составе специальные войска (автомобильные, дорожные, трубопроводные), соединения и части материального обеспечения, медицинские соединения, части и учреждения, стационарные базы и склады с соответствующими запасами материальных средств, транспортные комендатуры, ветеринарно-санитарные, ремонтные, сельскохозяйственные, торгово-бытовые и другие учреждения.
От того, насколько тыловые службы готовы четко выполнять свои функции, зависит и общий результат боевых действий, и повседневная жизнедеятельность войск в мирное время. Условных задач у служб тыла не бывает.

- Ежегодное проведение выставки поставщиков продукции для нужд Вооруженных Сил - это дань моде на подобные мероприятия или действительно показатель отбора лучших отечественных товаров для Вооруженных Сил? Когда образцы с выставок будут поставляться в войска?
- Безусловно, опыт таких выставок весьма полезен и показателен для внедрения новых форм взаимодействия органов Тыла ВС РФ с поставщиками продукции и услуг для военных потребителей.
В ноябре 2002 года в соответствии с решением министра обороны РФ Тылом Вооруженных Сил, совместно с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и Правительством Москвы была проведена уже 2-я ежегодная Всероссийская выставка "Российские производители и снабжение Вооруженных Сил".
Свою продукцию на выставке представили 300 предприятий и фирм - производителей товаров и услуг из 45 регионов Российской Федерации, а также Республики Беларусь и Латвийской Республики. Кстати, 60% предприятий участвовали в работе выставки второй год подряд.
В соответствии с программой проведения выставки была организована работа секций ("служба горючего", "продовольственная служба", "вещевая служба", "медицинская служба"). Участники выставки представили свою продукцию и предложили пути решения проблемных вопросов по ее продвижению на рынок товаров и услуг для нужд Вооруженных Сил РФ, других силовых министерств и ведомств. В свою очередь, до всех участников были доведены требования, предъявляемые к продукции, основные направления совершенствования ее качества и эксплуатационных свойств.
Изучение продукции предприятий, в том числе тех, с которыми ранее не поддерживались договорные отношения, позволило определить непосредственных товаропроизводителей, способных обеспечить потребности Вооруженных Сил высококачественной продукцией без привлечения посредников. Каждому участнику вручен диплом "Участника выставки", наличие которого по рекомендации Минэкономразвития России учитывается в ходе квалификационного отбора поставщиков для силовых министерств и ведомств.
Выставка сыграла важную роль в привлечении внимания отечественных производителей к проблемам снабжения Вооруженных Сил и социальной защиты военнослужащих. В то же время она стала еще одним действенным шагом на пути реальной поддержки государством отечественных производителей, гарантированно обеспечивающих силовые структуры своей продукцией и услугами, помогла выявить пути совершенствования действующего законодательства и решений на уровне Правительства Российской Федерации по основным направлениям организации и проведения конкурсных торгов на поставку продукции.
Могу с уверенностью сказать, что основные цели выставки, заключавшиеся в продвижении товаров и услуг для нужд силовых структур, развитии и совершенствовании взаимовыгодного сотрудничества отечественных производителей и служб Тыла Вооруженных Сил, были достигнуты. Главным же результатом выставки стала организация непосредственного общения заказчиков и производителей продукции, что позволило выработать перспективные направления повышения качества снабжения армии и флота.
В этом году Вы можете стать гостями 3-ей выставки, об участии в которой уже сегодня известили и подали заявки более 100 предприятий, акционерных обществ и НИИ.

- Вы упомянули о переходе всех силовых структур к единой системе тылового обеспечения войск. Каковы предпосылки возникновения этой системы?
И что она даст современной армии?
- Поиски решений по всестороннему обеспечению войск в новых условиях функционирования Российской армии, конечно, не обходятся без трудностей. Главные из них, прежде всего, состояли в утрате огромных материальных ресурсов, накопленных в мирное время и оставленных в бывших союзных республиках, а также - в неподготовленности страны и армии к переходу на рыночные формы обеспечения войск.
Поэтому сложившаяся автономность снабженческого процесса силовых структур обернулась нерациональными расходами на оборонные нужды и правоохранительную деятельность. Разве допустимо, например, в условиях бюджетного дефицита силовых ведомств деление больных и раненых военнослужащих на "своих" и "чужих"? Или взять подготовку военных специалистов служб тыла. Ныне они готовятся в ведомственных академиях и институтах, что ведет к нерациональной трате средств. А ведь учебно-материальная база вузов Министерства обороны вполне позволяет обучать всех специалистов.
О необходимости объединения усилий тыловых структур различных ведомств было заявлено уже в ходе первой Чеченской кампании (1994 - 1996 гг.). Наметившаяся тенденция к устойчивому ухудшению снабжения военнослужащих, несогласованность в действиях органов управления - все это побудило тогдашнего Руководителя Администрации Президента Российской Федерации доложить об этих проблемах Президенту России. В ходе оперативной проработки соответствующих материалов Правительством Российской Федерации был подготовлен согласованный со всеми силовыми структурами доклад Президенту РФ, в котором предлагалось создать единую систему тылового обеспечения. Глава государства с предложением согласился,
и 18 июля 1996 года было издано соответствующее распоряжение об организации работы по переходу к единой системе тылового обеспечения.
В ходе проработки вопроса перехода
к единой системе тылового обеспечения
и ввиду наличия определенных проблем, связанных с этим, было принято решение
о целесообразности замены понятия "единой" на "межведомственную (сопряженную) унифицированную" систему. Такая трактовка позволяет силовым структурам иметь более гибкую организацию своего тыла, при которой часть функций тылового обеспечения характерных для всех "силовиков", передается под единое руководство, оставляя за собой узко специфические вопросы тылового обеспечения.
На основании принятых на государственном уровне решений Министерством обороны РФ совместно с заинтересованными силовыми министерствами и ведомствами был подготовлен "План основных мероприятий по переходу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового (в т.ч. медицинского) обеспечения (МУСТО)". В феврале 2002 года указанный План был одобрен Президентом России и 5 февраля 2002 года утвержден распоряжением Правительства РФ NПр-186. В развитии системы тылового обеспечения военной организации государства начался новый этап.
Переход к МУСТО полностью вписывается
в рамки, установленные "Основами государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года", утвержденными Президентом Российской Федерации.

- Какие же изменения могут ожидать Российскую армию в ходе реализации данной реформы?
- Результаты реализации Плана по переходу к МУСТО можно рассматривать с разных позиций.
С юридической точки зрения План позволит нормативно определить статус межведомственной (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения, создать правовые основы ее функционирования и определить функции органов управления, входящих в состав.
В экономическом плане должны оптимизироваться расходы финансовых средств, выделяемых Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам на организацию тылового обеспечения, проведение закупок материальных средств и заказов техники тыла, подготовку кадров тыла и др.
И, наконец, с точки зрения оперативности должна повыситься боевая и мобилизационная готовность Вооруженных Сил Российской Федерации.
Реализация таких мероприятий Плана, как, например: сокращение управленческого аппарата, занятого однотипной снабженческой деятельностью; оптимизация материально-технической базы и совместного использования единых госпиталей, складов, баз и других обеспечивающих структур; упорядочение системы подготовки кадров тыла в единых военно-учебных заведениях - позволит получить, на наш взгляд, явный экономический эффект.
Таким образом, на основе детальной совместной научной проработки, определения конечной цели и оценки результатов интеграции, работа по созданию единой системы тылового обеспечения перешла в плоскость принятия конкретных решений. Уверен, у этой системы есть будущее.

- Благодарю Вас, Владимир Ильич, за интервью. И разрешите поздравить Вас и в Вашем лице всех военнослужащих, гражданских специалистов и ветеранов Тыла Вооруженных Сил с профессиональным праздником и пожелать здоровья, счастья, оптимизма и новых успехов в службе на благо нашего Отечества!
- И Вам большое спасибо и журналистской удачи.

Интервью подготовлено
пресс-службой Тыла ВС РФ

Док. 622568
Перв. публик.: 17.03.03
Последн. ред.: 17.03.10
Число обращений: 0

  • Исаков Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``