В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аспекты терроризма Назад
Аспекты терроризма
Интервью Валентина Никитина в рубрике "слово депутату" N3-4 - 2003
    

ТЕРРОРИЗМ ИСПОЛЬЗУЕТ ЭТНОКОНФЕС-СИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
В Государственной Думе прошли парламентские слушания по вопросам
законодательного обеспечения предупреждения терроризма на этноконфессиональной основе.
Специально для журнала "Воинское братство" на вопросы, посвященные
обсуждавшейся проблеме, отвечает один из организаторов парламентских слушаний, председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Валентин Никитин.

- Валентин Иванович! В чем, на Ваш взгляд, причина того, что терроризм превратился из проблемы внутригосударственной, региональной в проблему международного значения? Почему терроризм расползается по всему свету?
- Прежде всего, отмечу, что тема парламентских слушаний выбрана не случайно. Проблема терроризма сегодня является одной из самых актуальных не только для России, но и для всего мирового сообщества в целом. Дело в том, что в современном мире происходят глобальные экономические, социальные и политические изменения, выражающиеся в создании мирового социально-экономического комплекса и соответствующей ему политической организации. Перестают действовать четкие государственные границы, разрушаются государственные
и национальные сообщества с прежними присущими им социально-экономическими, политическими
и национально-религиозными укладами, происходит взаимопроникновение национальных и религиозных культур.

- Сегодня нет единого взгляда на глобализацию как на процесс формирования в мировом масштабе единого экономического и финансово-информационного пространства на основе новых, преимущественно, компьютерных технологий при различных политических системах. Как процесс глобализации влияет на политические системы, национальную, региональную и международную безопасность?
- Естественно, процессы глобализации болезненно отражаются на состоянии всех общественных отношений и вызывают ответную, не всегда адекватную, реакцию народов и отдельных групп людей, относительно сохранения своей этнической самобытности. Террористы - одиночки или группы - путем применения угроз морального, материального или физического насилия в отношении лиц или организаций пытаются спекулировать этими далеко не простыми чувствами во имя достижения своих целей.
Террористическая деятельность переходит границы отдельных государств и становится международным явлением, создает угрозу не только той или иной стране, но и всему международному сообществу. Терроризм стал трансграничной проблемой,
а его масштабы сделали необходимым совершенствование международной системы противодействия ему и координацию усилий различных государств на долгосрочной основе.
Международное сообщество рассматривает борьбу с терроризмом как приоритетную стратегическую задачу, направленную на предупреждение
и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за преступление и защиту права каждого человека на личную безопасность. Для ее решения расширяется сотрудничество, совершенствуется механизм взаимодействия по укреплению международно-правовых основ.
Таким образом, выход терроризма из региональных рамок на международный уровень объективно обязывает мировое сообщество объединить свои усилия по борьбе с этой "чумой ХХI века".

- Существует ли какое-либо определение терроризма, в том числе государственного? Какое место
в террористической деятельности занимает конфессиональный аспект?
- В общем плане терроризм можно определить как целенаправленное применение насилия для достижения политических, национальных, религиозных или идеологических целей путем посягательства на жизнь и здоровье людей или совершения других общественно опасных деяний, а также угрозу применения насилия для этих же целей.
Терроризм может выражаться в различных видах и формах: от террористических акций одиночек до
деятельности целых преступных сообществ. Более
того, в настоящее время терроризм вошел в практику некоторых государств и даже поднялся до уровня международного терроризма. Как же иначе определить, например, бомбардировки государствами -
членами НАТО территории Югославии или развязанную США и Великобританией войну против Ирака.
В последнее время террористы активно стали использовать в своей "деятельности" национальный и религиозный (конфессиональный) факторы. При этом они апеллируют к национальным (националистическим) и религиозным догмам, якобы во имя защиты прав человека, народов (этносов) и религиозных ценностей от принудительного навязывания "западного образа жизни".
При этом на первое место по значимости выступает террористическая деятельность в форме религиозного экстремизма. Проявление религиозной нетерпимости, фанатизма, вооруженные столкновения на религиозной почве зафиксированы во многих странах мира: между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между христианами и мусульманами в Косово, между буддистами и мусульманами в Пакистане, в некоторых странах Юго-Восточной Азии и в Африке. В тоги защитников ислама пытались рядиться и главари чеченских бандформирований на Северном Кавказе. Более того, наблюдаются попытки реализации идеи "террористического (в частности, исламского) интернационала".

- В чем, на ваш взгляд, причины роста конфессионального экстремизма и терроризма? Ведь только процессом глобализации его объяснить весьма трудно.
- Причина тому видится в нестабильном политическом и социально-экономическом положении в указанных странах и регионах. Хотя и делаются попытки прикрыть этноконфессиональный характер экстремизма религиозными догмами. Например, идеологи ваххабизма считают, что все беды мусульман заключаются в том, что они отступили от первоначальных норм ислама, и что необходимо вернуться к ним. В чем на деле заключается этот возврат, мы могли видеть на примере двухлетнего правления правительства Аслана Масхадова в Чеченской Республике, то есть в восстановлении
в полном объеме средневековых норм религиозного государства.
Отрадно, что этнический и религиозный экстремизм стал осознаваться мировой общественно-
стью, правящими кругами за рубежом. Не случайно ООН признала три организации чеченских боевиков и их членов экстремистскими организациями. На деле это означает лишение этих организаций
и их членов материальной и моральной поддержки мирового сообщества.

- Известно, что Государственная Дума вслед за ООН также признала ряд мусульманских российских и международных организаций экстремистскими. Какие это организации?
- Госдума действительно недавно поддержала действия Генеральной прокуратуры, предпринимаемые с целью признания террористическими целую группу организаций, действующих на территории России и за ее пределами, наносящих наибольший ущерб безопасности России. Это "Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа" (руководитель Ш. Басаев), "Аль-Каида" (руководитель Усама бен Ладен), "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана" (руководят им Ш. Басаев и
М. Удугов), "Асбат аль-Ансар" (Ливан), "Священная война" (Аль-Джихад, Египет), "Исламская группа" ("Аль-Гамаа аль-Исламия", Египет), "Братья-мусульмане" ("Аль-Ихван аль Муслиммун", международная группа), "Партия исламского освобождения" ("Хизб ут Тахрир аль Ислами", международная организация), "Лашкар-И-Тайба" (Пакистан), "Исламская группа" ("Джамаат-и-Ислами", Пакистан), "Движение Талибан" (Афганистан), "Исламская партия Туркестана" (бывшее Исламское движение Узбекистана), "Общество социальных реформ" ("Джамият ал-Ислах аль Иджтимаи", Кувейт), "Общество возрождения исламского наследия" ("Джамият Ихъя ат-Тураз аль-Ислами", Кувейт), "Дом двух святынь" ("Аль-Харамейн", Саудовская Аравия).

- Россия является многонациональной страной. В ней проживает 176 народов. Как в ней обстоят дела на этносоциальном и конфессиональном "фронтах"?
- К сожалению, поликультурная и разноконфессиональная Россия переживает сейчас не самые легкие времена. Остро стоят проблемы проведения социально-экономических реформ, совершенствования федеральных, в особенности, бюджетных
и межбюджетных, отношений, поиска путей межнационального согласия, дальнейшей демократизации общества, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. В этих условиях проявления национального и религиозного экстремизма, будь то антисемитизм, русофобия, фашизм или мусульманский фундаментализм, усиливают напряженность как в этноконфессиональных отношениях, так и
в обществе в целом.
Вызывают озабоченность участившиеся проявления национального и религиозного экстремизма: осквернение святых для всех народов России символов - мемориалов и могил павших в Великой Отечественной войне, убийства мирных жителей, в том числе представителей разных конфессий в Чечне и других субъектах Федерации на Северном Кавказе, осквернение кладбищ и синагог в некоторых российских городах, погромы на рынках, взрывы жилых
домов в Москве, Каспийске, Волгодонске, захват
заложников в Театральном центре на Дубровке.

- Развязав войну против Ирака, США и Англия установили жесткие цензурные ограничения для работы журналистов. Не кажется ли Вам, что иные СМИ своими материалами способствуют разжиганию экстремизма и национализма, а иногда и невольно участвуют в психологической войне на стороне противника?
- Действительно, сохранению межнационального мира и согласия не способствуют появляющиеся в печатных изданиях и иных СМИ различные материалы антирусского, антисемитского, фашистского и другого подобного содержания. Воинствующий национализм, к сожалению, становится нашей реальностью. При этом совершенно очевидно, что его истоки следует искать в непоследовательной
государственной национальной политике, проводимой как в центре, так и на местах.
Распад СССР, последующие события высветили многие слабости нашего общества, проявившиеся, в том числе и в этноконфессиональном вопросе. В частности, они наглядно показали, что, опираясь лишь на чувство этнической общности, без продуманной, согласованной с субъектами Федерации и последовательно осуществляемой государственной политики нельзя успешно строить российскую государственность.
К счастью, говорить о том, что уже сегодня положение стало угрожающим, не приходится. Однако тревожные тенденции, к сожалению, здесь налицо и если не противостоять им, то мы в ближайшем будущем столкнемся с проявлениями терроризма на этноконфессиональной основе, как говорится, в полный рост.

- Что делается для предотвращения нарастания этноконфессиональной розни в законодательном плане?
- Дело в том, что формирование правовой базы национальной политики имеет свою специфику. Подчас на разработку того или иного закона уходят годы, что отражает сложность понимания потребностей и сути такой тонкой материи, как межэтнические отношения, вопросы национально-культурного развития этнических сообществ. Именно этим объясняется сравнительно небольшое количество принятых законов по национальным вопросам.
Более того, они чрезвычайно сложно проходят через Государственную Думу. Сказывается игнорирование того позитивного, что уже накоплено, идет насаждение стереотипа о надуманности национальной проблемы (нет национальной политики, нет национального вопроса - значит, нет и проблемы). Однако законы законами, но без их финансирования очень сложно объяснить нашим гражданам, что независимо от национальной и религиозной принадлежности удовлетворение национально-культурных потребностей россиян - это дело их самих. Единственная Федеральная целевая программа "Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001 - 2005 годы при выделенных 25 миллионах рублей, согласитесь, проблему не решит.

- Но ведь существует Концепция государственной национальной политики?
- Концепция и есть концепция. Документ, содержащий вполне трезвые мысли. Однако ее главный недостаток состоит в том, что она не является нормативным документом. Необходимо ускорить перевод положений Концепции на язык закона. Возвращаясь к вопросу о том, что делает Госдума, хочу сообщить, что нами недавно был подготовлен проект федерального закона "Основы государственной национальной политики Российской Федерации". Предполагается, что закон будет рамочным
с тем, чтобы субъекты Федерации могли по нему принимать свои соответствующие направлению региональные законы. Надеюсь, что нынешний состав Думы сможет принять его хотя бы в первом чтении.
Необходимо использовать многонациональную составляющую нашей государственности. Конечно, тут неприменимы унитаризм, унификация культуры, языков. В то же время неприменим
и резкий отход от общего национально-культурного богатства, которое накоплено до настоящего времени российскими народами.

- Раньше говорили: "Мы - советский народ". Вместе с СССР "homo soveticus" благополучно почил в бозе, уступив место неким лицам без конкретно выраженной национальности - "россиянам". Не кажется ли Вам, что в результате очередного эксперимента, начавшегося с попыток Горбачева "перестроиться и ускориться" до ельцинского "берите суверенитета столько, сколько сумеете переварить", пострадал больше всего русский народ?
- Историческая уникальность России в том, что в ее государственном обустройстве принимали внимание все проживающие в ней народы. Но надо признать, что во многом межнациональные отношения в России определяются национальным самочувствием русского народа - создателя союза российских народов, опоры российской государственности, С сожалением приходится констатировать, что к началу ХХI века русский этнос пришел утратившим свою целостность, находящимся в условиях катастрофического сокращения численности, рассеченным на части государственными границами, ущемленным в правах в иноэтнической среде ближнего зарубежья.
Более того, в общественном сознании стали проявляться тенденции умаления значимости русского народа - как великого народа, народа-творца. И в Конституции 1993 года не нашли своего отражения такие понятия, как место и роль русской нации в сохранении единства и целостности российского государства.
Такое положение, наряду с "суверенизацией", происходящей в национально-государственных
и национально-культурных образованиях России, привело к тому, что начались процессы, если можно так выразиться, "деэтнизации" русского народа, то есть "вымывания" русского национально-культурного потенциала из этих образований. Появились высказывания о том, что национально-государственные и национально-территориальные образования не являются историческими ареалами расселения и проживания русского этноса.
На фоне огромного числа русских беженцев из Чечни и бывших советских республик начинает зарождаться идея русской государственности, согласно которой Россия должна быть унитарным государством русского народа с ликвидацией федерализма. Реализация такой явно неприемлемой для многонациональной России идеи может привести к росту экстремизма и терроризма.

- Что же нужно сделать, чтобы предотвратить вполне реальный дрейф России в сторону государства, раздираемого межэтническими и межрелигиозными противоречиями, которые являются лучшей питательной средой для террористов разных мастей?
- В российском законодательстве определение терроризма не имеет национальности. Это явление рассматривается как международное. Между тем, необходимо, чтобы российское законодательство
о борьбе с терроризмом учитывало этноконфессиональную составляющую. В этой связи следует ускорить подготовку проекта федерального закона
о внесении изменений и дополнений в статью 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации в части усиления уголовной ответственности за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, так как террористы часто используют эти факторы для подготовки
и проведения террористических акций.
В Уголовном Кодексе РФ отсутствуют также понятие и ответственность за создание террористической организации и террористического сообщества. События в мире показывают, что терроризм перестает быть уделом одиночек. Происходит интенсивный процесс создания не только отдельных организаций террористического толка, но и формирование целых сообществ. Поэтому нужно ввести в УК РФ отдельную статью, предусматривающую наказание за подобные действия.
В российском законодательстве необходимо рассматривать террористическую деятельность как действия, направленные на причинение вреда жизни, здоровью, имуществу лиц, если эти действия исходили также и из понимания национальной или религиозной принадлежности потерпевшего.
Более того, Россия является светским государством, но вместе с тем Конституция обязывает уважать права верующих. Между тем, многие вопросы отправления и соблюдения религиозных обрядов не урегулированы.
Особое место в деятельности государства по предупреждению и пресечению терроризма и иных экстремистских проявлений должно отводиться мониторингу политической и социально-экономической ситуации, а также состоянию межнациональных и межконфессиональных отношений на территории РФ.
Было бы разумным отражать основные направления деятельности органов государственной власти
в борьбе с терроризмом и его предупреждением в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию. Необходимо эффективнее использовать возможности двусторонних межпарламентских связей
с государствами СНГ в целях сближения и гармонизации национальных законодательств в сфере борьбы
с терроризмом и экстремистской деятельностью.

Беседу вел Виктор Володин

http://voin-brat.ru/content/view/119/20/

Док. 622513
Перв. публик.: 16.03.03
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Никитин Валентин Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``