В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Миграция должна быть цивилизованной Назад
Миграция должна быть цивилизованной
Интервью Константина Ромодановского в рубрике "актуальная тема" N6-2006


Вопросы миграции и все, что с ними связано, как-то незаметно в последнее время перешли в число одних из самых злободневных. Кто-то объясняет это тем, что Россия уверенно занимает второе после США место в мире по миграционной привлекательности. Кто-то убежден, что это связано с самой крупной диаспорой наших соотечественников, проживающих за рубежом, и общим изменением отношения к ним со стороны государства... Эти вопросы мы адресовали директору Федеральной миграционной службы Константину Ромодановскому.

- Константин Олегович, есть мнение, что вопросами миграционной политики не должно заниматься ведомство, на которое возложены полицейские функции. Каково ваше мнение на этот счет?
- Независимо от того, кто занимается миграционными вопросами, конечная цель должна быть та, которую сформулировал президент страны - нам нужно налаживать цивилизованную миграцию. Вне всякого сомнения, во главу этой работы должны ставиться вопросы экономики: государству нужно помогать зарабатывать деньги. Но наряду с этим необходимо решать и вопросы социального характера, направленные на устранение причин нелегальной миграции. И я вижу назначение своего ведомства не как репрессивного аппарата, а как четко выстроенной организационной системы. А в чьем непосредственном подчинении оно будет находиться и в каком виде, значения не имеет.

- Сегодня широко обсуждается новый закон о миграционном учете и обновленный - о правовом положении иностранных граждан в России. Они вступят в силу в январе 2007 г. и предполагается, что после этого наше миграционное законодательство станет значительно либеральнее. В чем конкретно это проявится?
- В данном случае мы говорим об упорядочении ситуации в миграционной области. И оба закона направлены на уменьшение бюрократических проволочек, на противодействие коррупции и решают многие другие злободневные проблемы, которые на данном этапе мешают мигрантам чувствовать себя комфортно на территории Российской Федерации. При этом законы призваны разрешить многие сложности и непонятные моменты, возникающие сегодня в работе у сотрудников ФМС.
Будут существенно сокращены сроки оформления документов и максимально "отодвинут" контакт посетитель-сотрудник. С этой целью сейчас разрабатывается регламент "одного окна", и мы надеемся, что когда он заработает, нам удастся минимизировать и сроки, и контакты, и снять коррупционные моменты. Учитывая сроки вступления законов в силу, мы должны до этого момента выпустить весь пакет регламентирующих документов. В декабре, когда основные из них будут подготовлены, мы проведем совещание с представителями паспортных подразделений и подразделений, занимающихся внешней трудовой миграцией, на котором подробно разъясним, как нужно себя вести и что делать, чтобы эксцессов, с которыми мы постоянно сталкиваемся сегодня, не возникало.

- А в отношении работодателей, которые умышленно не легализуют своих рабочих, создавая тем самым все условия для их незаконного проживания здесь, и одновременно уходят от налогов, закон тоже предусматривает санкции?
- Обязательно. Закон ужесточает административную ответственность за миграционные нарушения. И в первую очередь речь идет о существенном увеличении денежных штрафов, которые уже приняты Государственной думой. Следующим этапом станут изменения и в уголовном кодексе. То есть к самому нарушителю подход останется административным, а к лицу, которое незаконную миграцию организовывает - и административный, и через призму уголовных статей. Подход этот, разумеется, будет очень дифференцированным. Потому что одно дело, когда для строительства собственной дачи кто-то нанимает трех гастарбайтеров, и совсем другое, когда речь идет о массовом строительстве, где к работам привлекаются тысячи человек.

- А как обстоит дело с выдворением незаконных мигрантов за пределы нашей страны? Как часто это приходится делать, и предусмотрена ли в бюджете такая статья расходов?
- Чтобы не вводить читателя в заблуждение, давайте сначала разберемся в дефинициях. Депортация и выдворение - это два разных механизма. В первом случае решение принимается миграционными властями, во втором - судом. Для нас решение суда обязательно, и мы являемся его исполнителями. На обе эти процедуры деньги в бюджете страны закладываются каждый год. Кстати, решение суда может быть вынесено не только на выдворение в принудительном порядке, что требует финансовых затрат со стороны государства. Нередко суд принимает решение, по которому гражданин сам должен покинуть территорию Российской Федерации. В таком случае он покупает билет на свои деньги.
Что касается периодичности выдворения, либо депортации, то, на мой взгляд, более наглядным показателем является общее количество таких людей: за 9 месяцев 2006 г. около 60 тыс. человек. География самая разнообразная, в числе лидеров - Узбекистан и Таджикистан. Что касается Грузии (больная сегодня тема), то ее представителей - порядка 5 тыс. человек. Китайцы, о которых тоже достаточно часто задают вопросы, далеко не лидеры выдворения и депортации, зато они лидируют в другом. Китайцы - самая законопослушная категория мигрантов, которая больше других заботится о своем правовом статусе. В прошлом году лучшими в этом отношении были украинцы.

- В настоящее время в нашей стране количество нелегальных мигрантов колеблется в пределах от 5 до 15 млн. Принятые законы направлены на то, чтобы это количество сократить. Достаточно ли в Федеральной миграционной службе людей для проведения подобной работы, и какой, по-вашему?
- Насчет недостаточности людей, работающих в ФМС, - вопрос очень острый. У нас сегодня порядка 30 тыс. сотрудников, но для полноценной работы этого количества явно недостаточно. Мы проводим большую кадровую работу, довели общий недокомплект до 6%, но дефицит в людях все равно остается. Причем не в тех, которыми можно просто закрыть пустующую клетку в штатном расписании, а в профессионалах.
Есть, к сожалению, в решении этого вопроса проблемы объективного характера. У нас, например, нет специализированных вузов, а те учебные заведения, которые ввели у себя обучение абитуриентов по специальностям, востребованным в миграционной службе, первый их выпуск произведут лишь через 2 года. Для Федеральной миграционной службы даже этих выпускников уже недостаточно.
Кроме кадрового вопроса, очень остро стоит проблема технической оснащенности службы. В следующем году мы планируем запустить автомобили с надписью "Федеральная Миграционная Служба" по типу "скорой помощи", только с бордовой полосой. Эти мобильные комплексы миграционного контроля будут выезжать на объекты и проверять людей на предмет законности пребывания на территории нашей страны. В более чем половине субъектов Российской Федерации электронные базы данных подразделений ФМС заведены на центральный сервер; работа в этом направлении не пре-кращается ни днем, ни ночью. До конца нынешнего года это - задача номер один, и пока она не будет выполнена, ни о каком нормальном миграционном учете и контроле не может быть и речи.

- Вы затронули актуальный вопрос. Совсем недавно у нас в стране попытались наладить единый контроль и учет вино-водочных изделий. И вышло так, что 5 служб и министерств оказались не в состоянии это сделать. У вас же речь идет о людях. Насколько хорошо это получится в вашей службе?
- Если сотрудник милиции кого-то задерживает, у него есть 3 часа времени и давно разработанный алгоритм, чтобы через адресно-справочное бюро подтвердить личность данного человека. Для иностранцев же, находящихся в России, такой системы нет. И если у Махмуда или Хуана не окажется с собой документов, возможности подтвердить или опровергнуть законное его пребывание в нашей стране практически не существует. Главное предназначение центральной базы данных - эту задачу решать. Насколько хорошо или плохо это будет получаться, покажет время. Это будет не только удобно, учитывая наши огромные миграционные потоки, но и гуманно по отношению к иностранному гражданину, который оказался задержанным. Надеюсь, что к январю все основные технические вопросы нам удастся решить.

- Вместе с новым законом свою жизнь начнет и "Программа содействия добровольному возвращению соотечественников". Скажите, определены ли какие-то денежные параметры для реализации этой программы?
- Да. Для начала около 4,5 млрд рублей. 2007 год мы хотим сделать пилотным и принять у себя в стране 50 тыс. человек. Затем за 2 последующих года еще - 100 тыс. и 150 соответственно. Почему, казалось бы, так мало, когда, по мнению некоторых экспертов, миграционный потенциал желающих вернуться в Россию оценивается в несколько миллионов. Считаю, что в данном случае количественный показатель не так важен. Кроме внимательного изучения истории каждого добровольного "возвращенца", нужно детально разобраться во всех юридических и бытовых вопросах. Начиная от статуса гражданина и заканчивая тем, как он будет привозить свои вещи, где жить, чем заниматься...
Спрос за брак в этой работе с сотрудников ФМС будет очень жестким. Когда у нас проходила коллегия по обсуждению Госпрограммы, я предупредил об этом всех руководителей подразделений и назвал конкретную цифру. За 15 соотечественников, уехавших обратно из России, сотруднику, работавшему на данном направлении, будет предложено написать заявление об уходе по собственному желанию. Мы приглашаем людей в нашу страну навсегда и, приехав сюда, они не должны чувствовать себя гостями.

- По-видимому, предназначение Программы заключается и в том, чтобы отчасти решить проблему демографии в России?
- Давайте демографию с миграцией увязывать не будем. Миграция - это процесс, направленный в первую очередь на решение экономических проблем. А в вопросах изменения демографической ситуации его следует воспринимать, как вспомогательный фактор, не более.

- Каковы сроки подготовки официального информационного пакета по этой Программе и как люди могут узнать, куда нужно обращаться?
- Помимо интернет-сайта Федеральной миграционной службы, где вся необходимая информация будет размещена в полном объеме, выпущены брошюры соответствующего содержания. На 2-м Конгрессе соотечественников, который проходил в Санкт-Петербурге, их раздавали вместе с информационными материалами. Кроме этого, в представительствах ФМС в государствах бывшего СНГ (на сегодняшний день их - 5), наряду с повседневной деятельностью уже ведется подготовительная работа в рамках программы по добровольному переселению. Кстати, этим же Указом, которым утверждена Государственная программа, предусмотрено открытие нашего представительства в Германии. В тех странах, где представительств нет, функции по подготовке документов и вся разъяснительная работа будут возложены на консульских работников российских посольств. Уверяю вас, тот, кто захочет вернуться, необходимую информацию на этот счет найдет без проблем.

Виктор СИРЫК

http://voin-brat.ru/content/view/100/20/

Док. 622502
Перв. публик.: 16.03.06
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Ромодановский Константин Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``