В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия сделала свой новый выбор Назад
Россия сделала свой новый выбор
Интервью Игоря Дмитриевича Сергеева в рубрике "актуальное интервью" N1-2005
    
Насколько государство будет экономически развито, насколько будет увеличиваться благосостояние его граждан, настолько и будет возрастать возможность выделять средства для содержания Вооруженных сил, их оснащения и обеспечения их повседневной деятельности. А чем выше будет благосостояние граждан, чем мощнее будет экономика страны, тем в большей степени будут соответствовать Вооруженные силы опасностям сегодняшним, среднесрочным, долгосрочным, тем спокойнее будет мир на планете, тем больше будет обеспечена военная защита государства.

Игорь Дмитриевич СЕРГЕЕВ,
Маршал Российской Федерации,
Герой Российской Федерации
Родился 20 апреля 1938 года на Украине в г. Верхний Ворошиловградской области.
Образование высшее. Окончил Высшее военно-морском училище им. П.С. Нахимова, военную академию РВСН им. Ф.Э.Дзержинского (с отличием), Академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР.

Прохождение службы: командир ракетного полка, начальник штаба ракетной дивизии, командир ракетной дивизии, начальник штаба - первый заместитель командующего ракетной армией, начальник оперативного управления РВСН - заместитель начальника главного штаба Ракетных войск стратегического назначения, первый заместитель начальника главного штаба РВСН, заместитель Главнокомандующего РВСН по боевой подготовке, Главнокомандующий РВСН, министр обороны Российской Федерации.
С марта 2001 по март 2004 г. - помощник Президента Российской Федерации по вопросам стратегической стабильности.

С 2002 г. осуществлял координацию деятельности общественных организаций ветеранов, являлся заместителем председателя Российского организационного комитета "Победа".
Является автором научных работ, многочисленных публикаций по проблемам стратегической стабильности, международной безопасности, контролю над вооружениями. Доктор технических наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, академик Российской инженерной академии, Российской академии ракетно-артиллерийских наук, Академии военных наук.
За особые заслуги перед Россией присвоено звание Героя Российской Федерации. Награжден девятью орденами.

- Игорь Дмитриевич, в настоящее время Вооруженные силы Российской Федерации проходят сложный период реформирования. На ваш взгляд, когда закончится период реформирования и можно ли сейчас говорить о каких-либо положительных результатах? Что, на ваш взгляд, следует предпринять сегодня для возрождения славы и мощи Вооруженных сил России?

- Говоря о реформировании Вооруженных сил Российской Федерации, необходимо, очевидно, взглянуть на этот процесс с той точки зрения, что мы находимся в условиях, когда глобальное противостояние двух противоположных систем стало историей, Россия сделала свой новый выбор и пошла по демократическому пути развития. Поэтому оставаться с теми же задачами, с теми же структурами, с теми затратами уже не представлялось возможным и целесообразным.

Поэтому реформирование Вооруженных сил в принципе началось с 1991-1992 г.г. С прекращением Варшавского договора, падением Берлинской стены нужно было вывести войска из Европы. Везде в этих процессах, чисто политических, непосредственным участником были, конечно, Вооруженные силы. Времени отводилось крайне мало, а задачи были огромными и масштабными. Поэтому, реформирование Вооруженных сил по своей глубине и обязано занимать длительный период. Этот период продолжается и сегодня, хотя фаза процесса сокращения Вооруженных сил до оптимально необходимого уровня, наверное, уже закончилась.

Сейчас начинается процесс обновления вооружения и военной техники. Завершается процесс осмысления новых задач, которые возлагаются на Вооруженные силы. Например, 3 февраля 2005 г. Государственная дума добавила Вооруженным силам еще одну задачу, ранее, казалось бы, не совместимую с Вооруженными силами, - борьбу с терроризмом. И это, по сути, верно, раз терроризм стал одной из главных опасностей, да и не только для России.

Вопрос, который мучает всех: что же нам нужно - армия так называемая наемная, профессиональная или армия, комплектуемая по так называемому призывному принципу? В чистом виде профессиональной армии, на мой взгляд, альтернативы нет. И чем сложнее и дороже будут вооружение и военная техника, тем требования к личному составу - солдату, сержанту - будут возрастать многократно. Выполнить задачу современным оружием могут только высокообразованные военнослужащие и военнослужащие, имеющие большой практический опыт. И еще одно условие: кроме образования и практического опыта должна быть заинтересованность в службе.

Заинтересованность как материальная, так и духовная. К духовной составляющей я отношу, особенно присущую русскому, российскому солдату, востребованность его ратного труда обществом, в котором он родился и живет.

Положительный результат для любых Вооруженных сил измеряется в очень простом и понятном для всех параметре. Это степень боевой готовности. Она высокая или низкая, она соответствует уровню поставленных задач или не соответствует. Поэтому любой министр, находясь на своем высоком и ответственном посту, стремится к тому, чтобы уровень боевой готовности соответствовал поставленным задачам военной безопасности страны. Но не всегда его удается достигнуть, и это происходит по многим причинам. Главное условие достижения этого параметра - прежде всего финансирование, затем организационные способности командования всех степеней и, наконец, системный подход к решению этих вопросов.

Что сегодня нужно сделать для возрождения славы и мощи Вооруженных сил? Я считаю, что этот вопрос настолько глобален, настолько многогранен, что ответить одним словом просто невозможно. Необходима настойчивая ежедневная работа от самой вершины руководства Вооруженных сил до каждого солдата прежде всего над совершенствованием своей профессиональной подготовки, обеспечением надежности эксплуатации вооружения и военной техники, совершенствованием приемов взаимодействия в тактическом, оперативном и стратегическом направлениях.

- После распада Советского Союза сложилось новое соотношение сил среди ведущих мировых держав. Ранее было противостояние блока НАТО и Советского Союза. Сейчас Россию не оценивают как возможного противника блока НАТО, тем более, что страны (бывшие республики Советского Союза и члены Варшавского договора) уже вошли в эту коалицию. Как, на ваш взгляд, будет в дальнейшем развиваться военное сотрудничество России с другими странами мирового сообщества? Как вы оцениваете возможные угрозы для России?

- На самом деле мир преобразился. Он преобразился на Европейском континенте, он преображается и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это так. Но нет самого главного - непримиримого противостояния. Да, остались свои интересы. Они вечны и будут всегда присутствовать. Поэтому военная дипломатия должна учитывать эти новые факторы. Военная безопасность будет зависеть прежде всего от экономических результатов государства. Насколько государство будет экономически развито, насколько будет увеличиваться благосостояние его граждан, настолько и будет возрастать возможность выделять средства для содержания Вооруженных сил, их оснащения и обеспечения их повседневной деятельности. А чем выше будет благосостояние граждан, чем мощнее будет экономика страны, тем в большей степени будут соответствовать Вооруженные силы опасностям сегодняшним, среднесрочным, долгосрочным, тем спокойнее будет мир на планете, тем больше будет обеспечена военная защита государства. Ведь ни одна война в истории не начиналась без того, чтобы нападающая сторона была на сто с лишним процентов уверена в том, что она сильнее той стороны, на которую нападает. Поэтому поддерживать, даже в условиях мира, высокую степень боевой готовности - это значит обеспечивать мир и безопасность своих граждан, суверенитет и независимость своего государства. От противостояния с НАТО к сотрудничеству мы прошли уже определенный путь. И он займет еще некоторый период времени, пока мы не достигнем системного взаимодействия по вопросам безопасности, которые все больше и больше будут совпадать и в европейских государствах, и в России, и у государств СНГ. Для всех государств эти опасности будут практически одинаковыми: терроризм, вопросы нераспространения оружия массового поражения, борьба с наркотиками и др. Конечно, могут возникать конфликты. Однако прогноз политологов на ближайшие 10-15 лет сводится к тому, что это будут конфликты некрупномасштабные, локальные, не переходящие в крупномасштабные войны.

Что касается расширения НАТО, то надо заметить, что исторически этот процесс русскому человеку, гражданину России принять трудно. Если взглянуть на историю, то большинство войн и нашествий все-таки начинались с Запада, вспомним и походы крестоносцев - псов-рыцарей, и шляхтичей, первую и вторую мировые войны. Поэтому когда опасность находится на юге и исходит с юга, а блок НАТО продолжает движение на восток, это, конечно, понять трудно, а значит, у нормального человека должно вызывать определенную опасность. Дружить с оружием в руках по направлению друг к другу вряд ли кто будет. С оружием идут с какой-то целью, и прежде всего для того, чтобы угрожать или нападать. Причем мир сегодня, в отличие от того двустороннего противостояния, характеризуется очень большой степенью неопределенности. А в условиях неопределенности принимать какие-то жестко определенные решения тоже нельзя. Можно попасть в неприятное положение, уходя в одну крайность, быть неготовым к другой. Поэтому и реформа Вооруженных сил не только у нас, но и на Западе идет очень осторожно, как говорится, путь к истине лежит через сомнения, поэтому торопиться с реформами, я думаю, сейчас не время. Сейчас время очень больших неопределенностей и непредсказуемости. И несмотря на это, мы неоднократно заявляли о том, что России не подходит такой сценарий, как расширение НАТО на восток. В то же время мы предпринимаем меры для углубления сотрудничества с НАТО и создаем соответствующие институты. И это приносит свои плоды. Вместо "дискуссионного клуба", коим было сотрудничество в рамках Россия - НАТО на начальном этапе, мы видим сегодня ряд важных изменений, когда по некоторым рассматриваемым вопросам учитывается мнение российской стороны. Будем надеяться на то, что усилия, если они будут предприниматься с обеих сторон, приведут к углублению интеграции, созданию механизмов сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия в вопросах, представляющих взаимный интерес.

- В последние годы произошли серьезные изменения в приоритетах внутри Министерства обороны. Как вы расцениваете снижение функций Генерального штаба и их изменение?
- Говоря о происшедших изменениях в распределении функций между Генеральным штабом и Министерством обороны, я полностью поддерживаю принятые решения. Я являюсь бескомпромиссным сторонником единоначалия в армии и на флоте. Не может быть двух управляющих начал. Управляющее начало только одно, и это - министр обороны. Генеральный штаб - это важнейшее звено управления Вооруженными силами, которое предназначено прежде всего для стратегического планирования. А для оперативного планирования и управления имеются военные округа, которые, по замыслу и плану реформы армии в мою бытность министром обороны, должны быть преобразованы в оперативно-стратегические направления.

Я думаю, что эти коренные преобразования крайне необходимы для повышения гибкости управления и придания, в то же время, большей самостоятельности командирам, командующим в оперативном звене. Не сделав этот шаг, нельзя было бы выращивать кадры, которые не только в академии Генерального штаба получали бы определенную степень образования, но и на практике закрепляли и совершенствовали свои навыки. Это та школа, где будут появляться новые командиры, командующие, военачальники, где будет расти кадровый резерв Вооруженных сил, который будет заниматься только своим делом: обеспечением военной безопасности страны. И мы все были бы абсолютно уверенными, что эти люди свои задачи выполнят полностью.

- Чем вы занимаетесь сейчас? Востребован ли ваш опыт?

- Любому министру обороны, очевидно, трудно когда он отставлен от исполнения служебных обязанностей. Мы, военные, по сути своей трудоголики. Подпоясав себя ремнем в шестнадцать лет, мы снимаем его тогда, когда практически заканчивается жизнь. Да, с одной стороны предоставляется возможность отдохнуть. Но беда в том, что отдыхать-то мы не умеем. Оказывается, уметь отдыхать - это так же необходимо, как и работать. Но нас учили только работать. Поэтому этот период для каждого военнослужащего, ушедшего с любого поста, тяжелый. И приукрашивать его я не собираюсь.

Чем занимаюсь? Тем, что я не могу сидеть дома.

Во-первых, я не могу расстаться с Ракетными войсками стратегического назначения. Это тот вид войск, который для меня стал смыслом всей моей жизни. Стараюсь быть постоянно в курсе всех событий в ракетных войсках, организаций, создающих ракетные комплексы, и тех, кто их эксплуатирует и обеспечивает их высочайшую боевую готовность и технологическую надежность. Безусловно, делюсь своим опытом.
Во-вторых, являюсь членом экспертного совета Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), генеральным секретарем которой является Н. Бордюжа. Это новое направление международной деятельности России, направленное прежде всего на противодействие новым угрозам, характерным в XXI веке - терроризм, распространение наркомании и т.д.

В-третьих, занимаюсь общественной патриотической работой, возглавляя Клуб военачальников Российской Федерации. Сегодня, как никогда раньше, встала проблема востребованности опыта уволенных военачальников. Среди таких категорий военачальников, как командиры дивизий, командующие армиями и им равные, уволенных с военной службы из Вооруженных сил, других министерств и ведомств, очень много талантливых, интересных людей. Они не растратили свой потенциал, а только приобрели опыт управления - и опыт работы с людьми, и опыт работы с целыми коллективами. Для них уход с военной службы становится очень тяжелым и порой невыносимым. Им трудно привыкнуть к гражданской профессии - это с одной стороны, а с другой - они еще полны энергии и, главное, могут сделать для станы еще немало полезного. Поэтому такая форма общественной работы, как Клуб военачальников Российской Федерации, может, на мой взгляд и на взгляд моих единомышленников из других ведомств, решить часть их проблем. Прежде всего, помочь им найти себя в новых условиях жизни, прежде всего помочь им стать активными проводниками главной задачи, поставленной Президентом России по развитию гражданского общества, проведению патриотической воспитательной работы, установлению контактов международного характера и прежде со своими коллегами из государств СНГ, ОДКБ, да и с другими аналогичными клубами, которых много и в Европе, и в Америке.
В-четвертых, занимаюсь своим любимым делом. Это компьютер, Интернет, видеокамера, фотоаппарат. Здесь я нахожу свое отдохновение. И конечно же спорт. Теперь, конечно, больше как болельщик своего родного клуба ЦСКА.

- Как вы определяете для себя понятие "воинское братство" и что бы вы хотели пожелать воинскому братству России в День защитника Отечества?

- Воинское братство - это очень глубокое понятие. Я бы даже сказал, что без воинского братства и воинства нет. Есть отдельные люди. А воинское братство - это суть армии и флота. Потому, что в войсках их ратная работа - всегда труд коллектива. Если воинское братство отсутствует, то эта армия обречена на поражение даже в условиях мирного времени.

В День защитника Отечества хочу пожелать воинскому братству России прежде всего честного и самоотверженного служения Отечеству, крепкой солдатской дружбы и "держать порох всегда сухим". Оставаться всегда таким единением, которое приносило русскому, советскому воинству победы, а когда враг приходил на нашу землю, то всегда был побежден! Воинское братство должно быть таким, чтобы только от его состояния, которое проявляется в мирное время, вероятным противником был сделан вывод о том, что никогда здесь успеха ему не достичь. И конечно же крепкого здоровья, благополучия семьям и любви.

Валерий БУБЛИЙ

http://voin-brat.ru/content/view/89/20/

Док. 622496
Перв. публик.: 16.03.05
Последн. ред.: 16.03.10
Число обращений: 0

  • Сергеев Игорь Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``